Три тренда в обучении персонала

Вопрос о том, надо ли повышать квалификацию сотрудников, давно не стоит: владельцы бизнеса понимают, что это такая же инвестиция в развитие, как новое программное обеспечение или применение инновационных технологий. О популярных тенденциях в обучении рассказала психолог, основатель компании InMind Анастасия Батхина .

Три тренда в обучении персонала, InMind, Анастасия Батхина, повышать квалификацию сотрудников, обучение персонала, тренды обучении персонала, инвестиции в развитие, применение инновационных технологий, новые технологии в обучении персонала

Обучающий бот

Как это работает? Современные чат-боты — это естественная эволюция традиционного e-learning, который обычно представляет собой бомбардирование учащегося различным контентом — текстами, видео и кнопками «Далее». Новые технологии разговорного обучения — чат-боты — больше похожи на обычное общение в чате с живым человеком .

Читайте также: Класс 2020: как организовать эффективное дистанционное обучение сотрудникам

Проведенный им тренинг часто воспринимается как естественный разговор между учеником и тренером, поэтому он может быть эмоциональным, вовлекающим и интересным. Чат-боты поддерживают взаимодействие с учащимся в реальном времени с мгновенным доступом к соответствующей информации, предоставляют моментальную обратную связь и ответы на вопросы. При этом у них нет человеческих ограничений: забывчивости, усталости, 8-часового рабочего дня.

В чем польза? Так как технологии искусственного интеллекта и естественного распознавания речи сейчас активно развиваются, потенциал обучающих чат-ботов тоже постоянно растет. Они могут выполнять широкий спектр образовательных задач, таких как:

  • адаптация новичков;
  • выполнение функций наставника;
  • проведение полноценного тренинга;
  • предоставление ответов на часто задаваемые вопросы;
  • подсказки в ходе учебных мероприятий;
  • предоставление обратной связи и проведение ассессмента.

Например, чат-боты умеют в диалоговой форме объяснять теоретические аспекты, проводить и оценивать тесты, давать обратную связь на закрытые и открытые ответы учащегося, отправлять ответы пользователей на взаимную проверку. Поэтому темы тренингов практически никак не ограничены: это может быть онбординг, конкретные прикладные знания (например, безопасность на производстве) или самые различные soft skills (продажи, коммуникации, клиентский сервис, тайм-менеджмент и т.д.). Чат-бот может выступать как самостоятельный тренер либо включаться в систему смешанного обучения.

Исследования Массачусетского технологического университета говорят о том, что для эффективного дистанционного обучения крайне важно учитывать особенности мышления и мотивации обучающегося. В правильно настроенном процессе бот проясняет и помогает сформировать правильную мотивацию на обучение, выстраивает индивидуальную траекторию в зависимости от ответа пользователя. Это дает хороший результат: например, высокую доходимость до конца тренинга и хорошие знания на финальном тесте.

P2P-обучение

Как это работает? P2Р-обучение — взаимное обучение по принципу «равный — равному». Это относительно новый подход, основанный на идеологии массового сотрудничества, когда коллеги обучают друг друга и обмениваются опытом, как правило, при помощи определенных технологических инструментов.

В чем польза? P2P-обучение может преобразовать культуру компании и разрушить коммуникационные барьеры между командами. Кроме того, это отличный инструмент в системе непрерывного обучения и развития талантов.

В самом простом формате P2P реализовано в различных онлайн-курсах в качестве заданий на взаимную проверку обучающимися.

Такой формат практически не имеет ограничений. Однако если говорить о внедрении P2P более глобально (например, некоторые компании используют платформы, на которых сотрудники делятся опытом и задают друг другу вопросы), то могут возникнуть определенные проблемы при столкновении с иерархической структурой организации. P2P больше подходит динамичным инновационным компаниям с гибкими системами управления.

Самый яркий и масштабный пример использования P2P-обучения — компания Google. Вице-президент Google по развитию персонала Карен Мэй отметила: «Сотрудники Google, когда им действительно что-то нужно выяснить, спрашивают друг у друга». Еще в 2007-м они создали внутрикорпоративную сеть G2G («от Google к Google»), в которой более чем 7000 сотрудников делятся своими знаниями и опытом с коллегами.

Микрогруппы: обучение в сотрудничестве

Как это работает? Cooperative learning — еще один модный тренд, который предполагает объединение обучающихся в микрогруппы для совместного выполнения заданий.

В чем польза? Ключевым преимуществом такого формата является то, что участники тренинга учатся не только его непосредственной теме, но и сотрудничеству в команде — одному из наиболее важных soft skills. Поэтому обучение в микрогруппах стало актуальным не только в корпоративной среде, но и в вузах. Например, в Высшей школе экономики студенты могут выполнить дипломную работу совместными усилиями небольшой группы.

Успешность обучения в микрогруппах зависит от того, возникнет ли так называемая позитивная взаимозависимость, когда все участники будут одинаково включены и дополнят друг друга при работе над задачей. Для этого у команды должна быть общая цель, распределены роли и определена личная ответственность каждого за общий успех. Поэтому тренеру особенно важно правильно сформировать команды: подобрать участников, взаимодополняющих, а не противоречащих друг другу, также создать условия, которые не позволят кому-то из членов команды спрятаться за спины других. Технологии помогают и в этом: например, некоторые сервисы обещают сформировать из сотрудников идеально подходящие команды.

Клиповое мышление и форматы обучения

Клиповость мышления — примета времени: с одной стороны, это является проблемой и вызовом для всех методологов обучения, с другой — представляет собой топливо для дальнейшей технологической революции в области образования. Так, сегодня в любом обучении необходимо использовать формат microlearning (короткий интерактивный контент) и геймификацию. Они отлично сочетаются в тех же чат-ботах. Именно такой подход позволяет донести нужную информацию, несмотря на клиповость мышления обучающихся.

Три тренда в обучении персонала, InMind, Анастасия Батхина, повышать квалификацию сотрудников, обучение персонала, тренды обучении персонала, инвестиции в развитие, применение инновационных технологий, новые технологии в обучении персонала

В последнее время особенно популярно стало обучение в формате TikTok: в самой соцсети появилось больше 20 млн коротких образовательных видео по хештегам #EduTok. А быстрорастущий стартап BlaBla использует короткие видео, чтобы обучать своих пользователей английскому. Этот тренд доберется и до корпоративного обучения — дело лишь во времени.

Смотрите также: CEO Coursera: «Нам нелегко угнаться за растущим спросом на обучение»

Тренды vs традиции

Бездумное следование трендам никогда не давало хорошего результата: важно соблюдать принцип целесообразности. Отталкиваться надо от того, что необходимо получить в итоге. Провести быструю массовую адаптацию новичков? Для этого отлично подойдет чат-бот. Сформировать проектные команды? Используйте обучение в микрогруппах. В компании много опытных сотрудников? Сформируйте систему P2P-обучения, чтобы они передавали знания новичкам .

Традиционные формы обучения, как правило, отлично сочетаются со всеми вышеперечисленными трендами. P2P-проверку заданий можно подключить к онлайн-курсу, на очном тренинге использовать подход обучения в сотрудничестве, а в качестве посттренингового сопровождения выбрать чат-бот.

Фото Unsplash

При использовании материала гиперссылка на соответствующую страницу портала HR-tv.ru обязательна

0

Что Вы думаете об этом?

Прокомментировать

Рекомендуемые материалы

Азгануш Мисакян
Как геймификация в обучении IT помогает взрастить талантливых специалистов

Спрос на специалистов в сфере IT продолжает расти, но кадровый голод мешает бизнесу закрыть эту потребность. Ежегодно нужны тысячи новых профессионалов - разработчиков, аналитиков данных, специалистов по кибербезопасности и пр. При этом проблема во многом обусловлена не отсутствием специалистов, а их недостаточным уровнем подготовки к реальным вызовам индустрии. В результате после окончания онлайн-курсов начинающие программисты получают отказы на собеседованиях, компании остаются без сотрудников, а IT школы вынуждены пересматривать свой подход к обучению.

Что сейчас происходит на отечественном рынке IT и как с помощью геймификации подготовить кадры, способные действительно решать задачи бизнеса - рассказала CEO школы программирования YCLA Coding Азгануш Мисакян.

Илья Соколов
Как повернуть «утечку мозгов» вспять: удержать профи в регионах

Согласно данным hh.ru, уровень конкуренции за рабочие места в IT-сфере в регионах, включая Нижегородскую область, стабилен и сопоставим с показателями Москвы, составляя около 6 человек на вакансию. Кроме того, на рынке труда ощущается нехватка молодых специалистов в науке и образовании. Средний возраст профессорско-преподавательского состава российских вузов остается высоким, что подчеркивает необходимость привлечения новой волны талантов. Молодые люди всё чаще начинают миграцию уже с университетской, а подчас и со школьной скамьи, стремясь к карьерным и образовательным перспективам.

В условиях усиливающейся «утечки мозгов» многие регионы стремятся сохранить и развить свои интеллектуальные ресурсы. Илья Соколов, директор по развитию ИТ-кампуса «Неймарк» в Нижнем Новгороде, делится опытом создания образовательного проекта, направленного на привлечение и удержание талантливой молодежи в регионе.