Класс 2020: как организовать эффективное дистанционное обучение сотрудникам

Все знакомы с традиционными видами очного обучения сотрудников. Но в эпоху пандемии и вызванной ею вынужденной «моды» на удаленную работу – все изменилось.  Как компаниям учить сотрудников в новых реалиях, рассуждает Татьяна Кириллова, старший менеджер компании Accenture в России.

Класс 2020: как организовать эффективное дистанционное обучение сотрудникам, Татьяна Кириллова, Accenture, исследование Accenture, требования к непрерывности бизнеса, Обеспечение дистанционного обучения, переподготовка специалистов

Старая школа - новые требования

Глобальное исследование Accenture 2019 года задолго до кризиса-2020 показало, что многие компании имеют в своем штате удаленных работников, а для многих сотрудников «удаленка» является новой нормой . Так, более половины офисных работников во всем мире обычно проводят 2,5 дня в неделю и более вне офиса, а три четверти считают работу по гибкому графику «новой нормой» своей работы.

Читайте также: Проблемы внедрения электронного обучения в российских университетах

По мере того, как сотрудники все чаще использую различные модели удаленной работы и гибкого графика, бизнес должен думать о том, как следует поменять организацию тренингов и обучения. Пандемия ускорила эти процессы.

Что не изменилось в новых реалиях, так это требования к непрерывности бизнеса: компании по-прежнему все время должны поддерживать квалификацию своих сотрудников в актуальном состоянии.

Обучение без границ

Обеспечение дистанционного обучения и переподготовки специалистов стало стратегическим императивом. Вопрос, которым должны задаваться компании сегодня – как перестроить на новый лад традиционные методы обучения, расширив их охват за пределы офисного «периметра».

Сосредоточиться здесь следует на трех основных аспектах:

  1. Обучение должно преимущественно реализовываться по модели on-demand и проводиться с использованием цифровых технологий.
  2. Обучение должно быть разработано с учетом интересов сотрудников и обязанностей, ими выполняемых.
  3. Обучение должно базироваться на использовании инновационных цифровых решений, которые обеспечивают развлекательный формат подачи материала и вовлекают сотрудников в процесс обучения.

Выполнение первого требования возможно через реализацию подхода 70-20-10:

  • 70% обучения должно быть реализовано в цифровом формате, материалы курса необходимо сделать доступными по запросу в любой момент времени;
  • 20% объема курса должно приходиться на обучение у экспертов – например, через наставничество у коллег, приглашенных преподавателей и т.д.;
  • 10% – формальное обучение в привычных форматах (тесты и проч).

Этот баланс является ключевым: 58% сотрудников предпочитают учиться в удобном для себя темпе, 50%– в подходящее для себя время.  Все эти запросы можно выполнить только с помощью цифровых инструментов, доступных в любой момент времени с любого устройства по Интернету.

Цифровая «сотрудникоцентричность»

Все учебные программы должны разрабатываться с прицелом на сотрудников. Дистанционное обучение требует большей самодисциплины и мотивации. Следовательно, разработка каждого курса должна ставить во главу угла сотрудника и делать обучение мотивирующим и увлекательным процессом.

Это также требует переосмысления программ обучения стратегическим образом, с бесшовной интеграцией образовательного аспекта в общий путь развития сотрудника. Переосмысление процесса обучения таким образом работает намного лучше, чем попытка фрагментарного перевода традиционных подходов к обучению из «бумаги» в онлайн.

Третий зарекомендовавший себя аспект внедрения цифровых форматов корпоративного обучения – внедрение инноваций.

Максимальную отдачу от дистанционного цифрового обучения обеспечивают:

  • фрагментированная подача материала – так называемое «микрообучение» (micro-learning), чтобы материал легче усваивался;
  • фокус на практическом аспекте – все знания должны быть применимы в работе;
  • социальный аспект – программа включает в себя обучение в сотрудничестве с коллегами;
  • Геймификация  – поощрение ориентации на развлекательный характер подачи материала, развитие соревновательной составляющей в духе дружеской конкуренции.

Бизнес может обеспечивать успешный переход на удаленное обучение с помощью новых технологий, используя виртуальную реальность (VR) и искусственный интеллект (ИИ).

Как правило, компании сообщают о следующих результатах внедрения цифровых технологий в процесс дистанционного обучения: рост скорости усвоение программы до 30%; стоимость учебных программ снижается на 25%, процент отсева учащихся не превышает 20%.

Кейс: как это работает

Разберем пример. Как можно организовать дистанционное обучение сотрудников в крупной территориально распределенной компании в рамках большого проекта трансформации .

Одновременно изменялась модель работы (переход на обслуживание в ОЦО) и внедрялись новые ИТ-решения для работы.

Ключевые сотрудники были перегружены, поэтому обучение было разбито на несколько этапов, чтобы снизить нагрузку.

В первую очередь были организованы семинары для руководства и бизнес-экспертов, в рамках которых одновременно обсуждались новые процессы и их реализация в ИТ-решениях.

Далее были организованы семинары по новым процессам работы. Ведущими семинаров стали коллеги слушателей – бизнес-эксперты с предприятий, а не руководство или внешние подрядчики.

Из-за пандемии потребовалось «на ходу» менять модель обучения с очной на заочную. При этом в компании не было культуры массового использования инструментов дистанционного общения.

Было принято решение проводить обучение в удаленном формате с использованием Skype. До проведения обучения с каждым сотрудником проверялись базовые навыки работы с приложением.

Для тренеров были организованы дополнительные сессии по специфике удаленного обучения, на все сессии им был выделен помощник, который занимался решением организационных вопросов.

Класс 2020: как организовать эффективное дистанционное обучение сотрудникам, Татьяна Кириллова, Accenture, исследование Accenture, требования к непрерывности бизнеса, Обеспечение дистанционного обучения, переподготовка специалистов

Посещаемость обучения и успеваемость была на контроле у руководства каждого предприятия, как и при очном обучении.

Формы с контрольными вопросами для проверки знаний были переведены в web-формат.

Все обучение записывалось, чтобы при необходимости можно было вернуться к материалам и освежить свои знания.

Смотрите также: МТС об опыте успешного обучения сотрудников онлайн

Удаленное обучение было успешно развернуто на 7 предприятиях компании в 5 городах с общим числом пользователей – 450+. Количество проведенных сессий по обучению пользователей – 100+.

Советы, лайфхаки, наблюдения

Несколько советов исходя из собственной практики, наработанной в рамках работы по проектам дистанционного обучения.

  • Не объединяйте очные и заочные (дистанционные) форматы обучения.  Тренеру тяжело распределять время и внимание между диаметрально противоположными подходами к процессу, а участники отвлекаются и не получают должного внимания и уровня обучения.
  • Удаленный формат по сравнению с аналогичным курсом в очном формате требует больше времени – ответы на вопросы аудитории заочно длятся дольше, больше технических проблем при подключении, на которые тратится время.
  • Оптимальная численность «удаленной» группы – 10-15 человек. Так можно гарантировать качество обучения, ответить на вопросы всех участников и избежать эффекта «переполненного класса».
  • Максимальный объем нагрузки при дистанционном формате обучения за один день – не более 4 часов. При этом учитывайте и требование к более медленному темпу подачи материала в «дистанционке», чем при очном обучении .
  • До начала программы обучения необходимо провести с участниками инструктаж по подготовке к обучению – работа в используемых системах аудио/видео связи, умения работать с необходимыми приложениями.
  • В процессе обучения следует обязательно стимулировать участников к активному участию (задавать вопросы, давать обратную связь, показывать свои экраны и т.п.).
  • Курс должен содержать практические упражнения, которые выполняются в ходе курса под контролем тренера или после курса, но с проверкой выполненной работы тренером.
  • Также можно порекомендовать ведение записи курса в дополнение к обучающим презентациям/ инструкциям.
  • После завершения обучения следует обеспечить доступ к системе обучения для самостоятельной практики.
  • Следует обязательно собирать и обрабатывать обратную связь от участников и проводить корректировку организации учебного процесса или дополнительные сессии по частым вопросам.

Фото Unsplash

При использовании материала гиперссылка на соответствующую страницу портала HR-tv.ru обязательна

0

Что Вы думаете об этом?

Прокомментировать

Рекомендуемые материалы

Редакция
Топ-5 ошибок в договоре ГПХ с самозанятым

В условиях растущей популярности самозанятости и перехода многих специалистов на упрощенные налоговые режимы, правильное оформление договоров становится особенно важным. Неправильные формулировки, отсутствие необходимых условий или нечеткие обязательства могут привести не только к юридическим спорам, но и к финансовым потерям для заказчиков. Эксперты платформы для работы с самозанятыми Qugo провели глубокий анализ договоров для сотрудничества с самозанятыми, и выявили ряд распространенных ошибок, способных существенно увеличить риски таких партнерств. В этой статье они расскажут, в каких моментах чаще всего ошибаются компании при составлении договоров гражданско-правового характера (ГПХ) с плательщиками налога на профессиональный доход (НПД) и предложат рекомендации по устранению этих ошибок.

Анна Соломахина
Держим руку на пульсе: как вычислить индекс лояльности сотрудников

Любому руководителю очевидно: чтобы клиенты возвращались и были довольны качеством услуг, им нужно уделять внимание. К сожалению, такое же внимание по отношению к сотрудникам часто упускается из виду. Между тем, база удачного менеджмента заключается в том, что клиент никогда не будет удовлетворен больше, чем специалист компании. Особенно это ощущается в медицине. Отсутствие контроля за нагрузкой и различными проблемами каждого члена коллектива чревато сбоем физического и психологического здоровья, а значит, общей атмосферой «в доме». Чтобы не допустить профессионального выгорания, нужно следить за уровнем удовлетворенности. Что это такое и как это правильно делать, рассказывает основатель Школы Медицинского Бизнеса Анна Соломахина.

Кристина Алексеева
Три мифа о пути сотрудника, или почему работа с EX — это больше, чем HR

Многие компании стремятся улучшить опыт сотрудников (Employee Experience, EX), но нередко строят его на устаревших мифах. Они представляют путь сотрудника как линейный процесс, возлагают всю ответственность на HR или пытаются внедрить универсальные решения. Однако реальность сложнее: путь каждого сотрудника индивидуален, его формируют не только HR, но и вся организация. Ключ к успеху — гибкость, персонализация и соответствие корпоративных ценностей реальным условиям работы.

Кристина Алексеева, руководитель комплексных трансформационных проектов, фасилитатор, ментор команд, HR-эксперт с опытом работы на топ-позициях в российских и международных компания, разберёт три распространенных мифа об EX и расскажет, почему работа с опытом сотрудников — это стратегическая задача бизнеса.