Проблемы внедрения электронного обучения в российских университетах

В настоящее время наши университеты переживают переходный период, обусловленный трансформацией их основной деятельности. Воздействие политических, социальных и экономических сил наряду с глобализацией и достижениями в области информационных технологий оказывают большое влияние на будущее подходов к преподаванию и обучению.

Проблемы внедрения электронного обучения в российских университетах, Андрей Ковальчук, РЭУ им. Г. В. Плеханова, достижения в области информационных технологий в образовании, достижения в области информационных технологий в обучении, электронное обучение в российских университетах, электронное обучение, переходный период ВУЗов

Все большее значение приобретает отношение, восприятие целевой аудиторией к предлагаемым образовательным продуктам, теми, кто заинтересован в получении качественного образования – студентами.

Читайте также: Внедрение e-learning: учимся на чужих ошибках

Сегодня новое позиционирование университета рассматривает студента как активного искателя знаний, который разумно использует различные виды информационных ресурсов, чтобы постоянно учиться в зависимости от личных или профессиональных потребностей. В образовании наступил тот момент, когда электронное обучение вступает в игру в качестве самостоятельного средства в процессе обучения.

E-Learning дает два основных преимущества – оно экономит время и деньги. Основной причиной внедрения электронного обучения можно назвать сокращение расходов за счет автоматизации процесса обучения. Такие технологии не требуют прохождения обучения в строго определенное время. Использование e-learning также предполагает более индивидуальный подход. Студенты смогут учиться там, где и когда они предпочитают. Именно это сделало обучение более доступным практически для каждого.

Анализ опыта внедрения технологий электронного обучения в РЭУ им. Г.В. Плеханова

В период с марта по май 2018 года в РЭУ было проведено исследование мнений студентов и преподавателей на основе письменного анкетирования и сфокусировано на электронно-образовательных ресурсах (ЭОР).

ЭОР представляет собой совокупность учебной информации, представленной в электронно-цифровой форме и включающая в себя структуру, предметное содержание и метаданные о них. Метаданные – информация об образовательном контенте, характеризующая его структуру и содержимое.

87 студентам второго и третьего курсов очной формы обучения (направление подготовки «Гостиничное дело», профиль «Экономика и управление гостиничным предприятием», уровень высшего образования – бакалавриат) и 12 преподавателям РЭУ принявшим участие в исследовании, было предложено выразить свое мнение по использованию ЭОР в образовательном процессе.

Основная цель исследования заключалась в сборе и оценке мнений студентов и преподавателей об использовании электронных курсов в учебном процессе. Данная цель была достигнута посредством решения ряда задач, позволивших выявить:

-   оценку респондентов по эффективности использования электронного курса в учебном процессе,

-   отношение к использованию элементов электронного обучения в учебном процессе,

-   трудности, которые испытывали студенты при использовании электронных курсов,

-   мнение о целесообразности использования ЭОР в подготовке к экзамену/зачету по дисциплине,

-   мнение об использовании электронных курсов в учебном процессе,

-   рекомендации и предложения по совершенствованию методов разработки и внедрения ЭОР в образовательный процесс.

Полученные результаты опроса были представлены на рисунках 1-4 и они однозначно демонстрируют позитивное отношение значительного большинства опрошенных респондентов к использованию элементов электронного обучения в учебном процессе вуза.

Проблемы внедрения электронного обучения в российских университетах, Андрей Ковальчук, РЭУ им. Г. В. Плеханова, достижения в области информационных технологий в образовании, достижения в области информационных технологий в обучении, электронное обучение в российских университетах, электронное обучение, переходный период ВУЗов

Рисунок 1. Количество студентов, согласных с тезисами, в %

Подавляющее большинство опрошенных студентов считают, что ЭОР позволяют обеспечить свободный доступ к учебным материалам и соответствуют современным моделям коммуникации и работы с информацией (суммарный показатель 83% и 84% соответственно). Однако, несмотря на такое высокое мнение студентов об ЭОР, 74% студентов считают, что их использование более удобно в заочной форме. Таким образом, почти треть опрошенных считают нецелесообразным использование ЭОР в очной форме.

Проблемы внедрения электронного обучения в российских университетах, Андрей Ковальчук, РЭУ им. Г. В. Плеханова, достижения в области информационных технологий в образовании, достижения в области информационных технологий в обучении, электронное обучение в российских университетах, электронное обучение, переходный период ВУЗов

Рисунок 2. Количество студентов, согласных с тезисами, в %

40% участников опроса видят и негативную сторону использования ЭОР в учебном процессе вуза, считая, что есть определенные трудности, имея ввиду технические, при их использовании.

Большинство принявших участие в опросе, готовы обучаться (или уже обучаются) с использованием электронных курсов (83%). Подавляющее большинство студентов уверены, что электронные курсы удобны при подготовке к экзамену/зачету по изучаемым дисциплинам (суммарный показатель – 89%). Студенты (11%), не согласившиеся с данным тезисом объясняют свою позицию следующим образом:

-    электронный курс не поможет, есть интернет, книги, по ним и готовимся;

-    там ничего особо нового не написано, тот же материал дается на лекциях;

-    неудобный интерфейс и функциональность, так как при прохождении тестирования нет возможности видеть правильный вариант ответа;

-    материал, представленный в электронных курсах и вопросы могут отличаться от материала на экзамене/зачете;

-    в электронных курсах содержится не вся информация.

В целом, следует отметить, что преподаватели несколько более позитивно оценивают использование элементов электронного обучения в учебном процессе.

Проблемы внедрения электронного обучения в российских университетах, Андрей Ковальчук, РЭУ им. Г. В. Плеханова, достижения в области информационных технологий в образовании, достижения в области информационных технологий в обучении, электронное обучение в российских университетах, электронное обучение, переходный период ВУЗов

Рисунок 3. Количество преподавателей, согласных с тезисами, в %

Большинство преподавателей (83%) считают, что ЭОР позволяет более эффективно организовать обучение. Работа может быть организована в малых группах по модели «один компьютер на группу». При этом преподаватели отбирают необходимые для проведения занятий электронные курсы в зависимости от учебной задачи и ориентируют студентов на проведение совместных исследований, разработку групповых проектов, коллективное выполнение электронных заданий.

Также преподаватели полагают, что ЭОР являются дополнительным источником информации (100%) и соответствуют современным моделям коммуникации и работы с информацией (70%), так как электронные курсы способны включать в себя огромные массивы данных для обучения с быстрым и удобным доступом.

Проблемы внедрения электронного обучения в российских университетах, Андрей Ковальчук, РЭУ им. Г. В. Плеханова, достижения в области информационных технологий в образовании, достижения в области информационных технологий в обучении, электронное обучение в российских университетах, электронное обучение, переходный период ВУЗов

Рисунок 4. Количество преподавателей, согласных с тезисами, в %

Резюмируя все вышесказанное, следует констатировать, что, отношение опрошенных студентов очной формы обучения к использованию электронно-образовательных ресурсах в целом положительное. По их мнению, использование технологий e-learning в очной форме обучения соответствует современным моделям коммуникации и работы с информацией.

Смотрите также: МТС об опыте успешного обучения сотрудников онлайн

При этом выявлено, что значительное большинство, принявших участие в опросе, хотели бы обучаться с использованием электронных курсов и считают использование электронного курса в учебном процессе однозначно эффективным. Однако при этом опрошенные студенты несколько менее решительно оценивают возможность использования элементов электронного обучения в заочной форме. Возможно, такое мнение респондентов объясняется трудностями, с которыми они столкнулись при использовании элементов электронного обучения в удаленном режиме.

Фото Pixabay

При использовании материала гиперссылка на соответствующую страницу портала HR-tv.ru обязательна

0

Что Вы думаете об этом?

Прокомментировать

Рекомендуемые материалы

Кристина Алексеева
Три мифа о пути сотрудника, или почему работа с EX — это больше, чем HR

Многие компании стремятся улучшить опыт сотрудников (Employee Experience, EX), но нередко строят его на устаревших мифах. Они представляют путь сотрудника как линейный процесс, возлагают всю ответственность на HR или пытаются внедрить универсальные решения. Однако реальность сложнее: путь каждого сотрудника индивидуален, его формируют не только HR, но и вся организация. Ключ к успеху — гибкость, персонализация и соответствие корпоративных ценностей реальным условиям работы.

Кристина Алексеева, руководитель комплексных трансформационных проектов, фасилитатор, ментор команд, HR-эксперт с опытом работы на топ-позициях в российских и международных компания, разберёт три распространенных мифа об EX и расскажет, почему работа с опытом сотрудников — это стратегическая задача бизнеса.

Редакция
Топ-5 ошибок в договоре ГПХ с самозанятым

В условиях растущей популярности самозанятости и перехода многих специалистов на упрощенные налоговые режимы, правильное оформление договоров становится особенно важным. Неправильные формулировки, отсутствие необходимых условий или нечеткие обязательства могут привести не только к юридическим спорам, но и к финансовым потерям для заказчиков. Эксперты платформы для работы с самозанятыми Qugo провели глубокий анализ договоров для сотрудничества с самозанятыми, и выявили ряд распространенных ошибок, способных существенно увеличить риски таких партнерств. В этой статье они расскажут, в каких моментах чаще всего ошибаются компании при составлении договоров гражданско-правового характера (ГПХ) с плательщиками налога на профессиональный доход (НПД) и предложат рекомендации по устранению этих ошибок.