Проблемы внедрения электронного обучения в российских университетах

В настоящее время наши университеты переживают переходный период, обусловленный трансформацией их основной деятельности. Воздействие политических, социальных и экономических сил наряду с глобализацией и достижениями в области информационных технологий оказывают большое влияние на будущее подходов к преподаванию и обучению.

Проблемы внедрения электронного обучения в российских университетах, Андрей Ковальчук, РЭУ им. Г. В. Плеханова, достижения в области информационных технологий в образовании, достижения в области информационных технологий в обучении, электронное обучение в российских университетах, электронное обучение, переходный период ВУЗов

Все большее значение приобретает отношение, восприятие целевой аудиторией к предлагаемым образовательным продуктам, теми, кто заинтересован в получении качественного образования – студентами.

Читайте также: Внедрение e-learning: учимся на чужих ошибках

Сегодня новое позиционирование университета рассматривает студента как активного искателя знаний, который разумно использует различные виды информационных ресурсов, чтобы постоянно учиться в зависимости от личных или профессиональных потребностей. В образовании наступил тот момент, когда электронное обучение вступает в игру в качестве самостоятельного средства в процессе обучения.

E-Learning дает два основных преимущества – оно экономит время и деньги. Основной причиной внедрения электронного обучения можно назвать сокращение расходов за счет автоматизации процесса обучения. Такие технологии не требуют прохождения обучения в строго определенное время. Использование e-learning также предполагает более индивидуальный подход. Студенты смогут учиться там, где и когда они предпочитают. Именно это сделало обучение более доступным практически для каждого.

Анализ опыта внедрения технологий электронного обучения в РЭУ им. Г.В. Плеханова

В период с марта по май 2018 года в РЭУ было проведено исследование мнений студентов и преподавателей на основе письменного анкетирования и сфокусировано на электронно-образовательных ресурсах (ЭОР).

ЭОР представляет собой совокупность учебной информации, представленной в электронно-цифровой форме и включающая в себя структуру, предметное содержание и метаданные о них. Метаданные – информация об образовательном контенте, характеризующая его структуру и содержимое.

87 студентам второго и третьего курсов очной формы обучения (направление подготовки «Гостиничное дело», профиль «Экономика и управление гостиничным предприятием», уровень высшего образования – бакалавриат) и 12 преподавателям РЭУ принявшим участие в исследовании, было предложено выразить свое мнение по использованию ЭОР в образовательном процессе.

Основная цель исследования заключалась в сборе и оценке мнений студентов и преподавателей об использовании электронных курсов в учебном процессе. Данная цель была достигнута посредством решения ряда задач, позволивших выявить:

-   оценку респондентов по эффективности использования электронного курса в учебном процессе,

-   отношение к использованию элементов электронного обучения в учебном процессе,

-   трудности, которые испытывали студенты при использовании электронных курсов,

-   мнение о целесообразности использования ЭОР в подготовке к экзамену/зачету по дисциплине,

-   мнение об использовании электронных курсов в учебном процессе,

-   рекомендации и предложения по совершенствованию методов разработки и внедрения ЭОР в образовательный процесс.

Полученные результаты опроса были представлены на рисунках 1-4 и они однозначно демонстрируют позитивное отношение значительного большинства опрошенных респондентов к использованию элементов электронного обучения в учебном процессе вуза.

Проблемы внедрения электронного обучения в российских университетах, Андрей Ковальчук, РЭУ им. Г. В. Плеханова, достижения в области информационных технологий в образовании, достижения в области информационных технологий в обучении, электронное обучение в российских университетах, электронное обучение, переходный период ВУЗов

Рисунок 1. Количество студентов, согласных с тезисами, в %

Подавляющее большинство опрошенных студентов считают, что ЭОР позволяют обеспечить свободный доступ к учебным материалам и соответствуют современным моделям коммуникации и работы с информацией (суммарный показатель 83% и 84% соответственно). Однако, несмотря на такое высокое мнение студентов об ЭОР, 74% студентов считают, что их использование более удобно в заочной форме. Таким образом, почти треть опрошенных считают нецелесообразным использование ЭОР в очной форме.

Проблемы внедрения электронного обучения в российских университетах, Андрей Ковальчук, РЭУ им. Г. В. Плеханова, достижения в области информационных технологий в образовании, достижения в области информационных технологий в обучении, электронное обучение в российских университетах, электронное обучение, переходный период ВУЗов

Рисунок 2. Количество студентов, согласных с тезисами, в %

40% участников опроса видят и негативную сторону использования ЭОР в учебном процессе вуза, считая, что есть определенные трудности, имея ввиду технические, при их использовании.

Большинство принявших участие в опросе, готовы обучаться (или уже обучаются) с использованием электронных курсов (83%). Подавляющее большинство студентов уверены, что электронные курсы удобны при подготовке к экзамену/зачету по изучаемым дисциплинам (суммарный показатель – 89%). Студенты (11%), не согласившиеся с данным тезисом объясняют свою позицию следующим образом:

-    электронный курс не поможет, есть интернет, книги, по ним и готовимся;

-    там ничего особо нового не написано, тот же материал дается на лекциях;

-    неудобный интерфейс и функциональность, так как при прохождении тестирования нет возможности видеть правильный вариант ответа;

-    материал, представленный в электронных курсах и вопросы могут отличаться от материала на экзамене/зачете;

-    в электронных курсах содержится не вся информация.

В целом, следует отметить, что преподаватели несколько более позитивно оценивают использование элементов электронного обучения в учебном процессе.

Проблемы внедрения электронного обучения в российских университетах, Андрей Ковальчук, РЭУ им. Г. В. Плеханова, достижения в области информационных технологий в образовании, достижения в области информационных технологий в обучении, электронное обучение в российских университетах, электронное обучение, переходный период ВУЗов

Рисунок 3. Количество преподавателей, согласных с тезисами, в %

Большинство преподавателей (83%) считают, что ЭОР позволяет более эффективно организовать обучение. Работа может быть организована в малых группах по модели «один компьютер на группу». При этом преподаватели отбирают необходимые для проведения занятий электронные курсы в зависимости от учебной задачи и ориентируют студентов на проведение совместных исследований, разработку групповых проектов, коллективное выполнение электронных заданий.

Также преподаватели полагают, что ЭОР являются дополнительным источником информации (100%) и соответствуют современным моделям коммуникации и работы с информацией (70%), так как электронные курсы способны включать в себя огромные массивы данных для обучения с быстрым и удобным доступом.

Проблемы внедрения электронного обучения в российских университетах, Андрей Ковальчук, РЭУ им. Г. В. Плеханова, достижения в области информационных технологий в образовании, достижения в области информационных технологий в обучении, электронное обучение в российских университетах, электронное обучение, переходный период ВУЗов

Рисунок 4. Количество преподавателей, согласных с тезисами, в %

Резюмируя все вышесказанное, следует констатировать, что, отношение опрошенных студентов очной формы обучения к использованию электронно-образовательных ресурсах в целом положительное. По их мнению, использование технологий e-learning в очной форме обучения соответствует современным моделям коммуникации и работы с информацией.

Смотрите также: МТС об опыте успешного обучения сотрудников онлайн

При этом выявлено, что значительное большинство, принявших участие в опросе, хотели бы обучаться с использованием электронных курсов и считают использование электронного курса в учебном процессе однозначно эффективным. Однако при этом опрошенные студенты несколько менее решительно оценивают возможность использования элементов электронного обучения в заочной форме. Возможно, такое мнение респондентов объясняется трудностями, с которыми они столкнулись при использовании элементов электронного обучения в удаленном режиме.

Фото Pixabay

При использовании материала гиперссылка на соответствующую страницу портала HR-tv.ru обязательна

0

Что Вы думаете об этом?

Прокомментировать

Рекомендуемые материалы