Семь заблуждений о E-learning

Сегодня, как известно, существует не одно определение того, что такое «электронное обучение» E-learning. Так или иначе, это обучение с помощью цифровых технологий – информационных и электронных, Интернета и мультимедиа.

Семь заблуждений об E-learning, Надежда Михина, ProPersonnel, электронное обучение, Electronic Learning, E-learning, обучение с помощью цифровых технологий, работа с электронными обучающими материалами на компьютере, работа с электронными обучающими материалами на ноутбуке, работа с электронными обучающими материалами на смартфоне, онлайн-курсы, вебинары, чаты, электронные коучи, работа с учебными веб-ресурсами

Помню мой первый e-learning из 90-х, когда компьютеры были с громоздкими мониторами и системными блоками, способными читать дискеты. Суть этого кейса заключалась в … правильном входе (log-in) и выходе (log-out) из сети Интернет. Сейчас это все кажется безумно смешным! Рассказывает Надежда Михина, бизнес-партнёр кадровой компании .

Читайте также: Вредные советы для корпоративного e-learning

Сегодня, безусловно, существует большое количество преимуществ, которые уже дало нам электронное обучение: свобода, мобильность, простота, доступность как самих обучающих программ, материалов, курсов, так и огромного количества самой информации, а также доступность с точки зрения более низкой стоимости по сравнению с традиционными формами обучения. Плюс разнообразие форм обучения:

- работа с электронными обучающими материалами на компьютере, ноутбуке, смартфоне,

- онлайн-курсы,

- вебинары,

- чаты,

- электронные коучи,

- работа с учебными веб-ресурсами, приложениями, системами управления обучением (LMS – англ. Learning Management System)

Первым заблуждением относительно e-learning я бы назвала его доступность широкому кругу людей . E-learning невозможно без электронных гаджетов и доступа в интернет. Но в нашей стране до сих пор далеко не во всех населенных пунктах есть Интернет, а также не все среднестатистические жители имеют возможность приобрести необходимое оборудование, будь то компьютер или смартфон. Таким образом, мы сталкиваемся с тем, что электронное обучение сосредотачивается в крупных городах и населенных пунктах с хорошим Интернет-покрытием, и, как правило, с более высоким уровнем жизни населения.

Второй спорный момент e-learning - отсутствие личного контакта ученика с преподавателем и другими учениками . Здесь вообще имеет смысл говорить о некоем противоречии современных ценностей. Бизнес, компании-работодатели при найме и оценке сотрудников на первый план выводят так называемые «мягкие навыки» (Soft skills). Лидерами среди них по востребованности являются коммуникации и работа в команде. Но E-learning в этом смысле не способствует развитию данных компетенций, строящихся на живом общении человека с человеком.

Конечно, программистам, разработчикам и некоторым другим профессионалам этот навык – общение вживую – как бы не нужен, он не основной. Для них идеально подойдет обучение с электронным коучем. Но в большинстве других профессий такой навык – необходим.

Третье. Эффективность электронного обучения . Большинство специалистов по развитию мышления, в частности, британский психолог Тони Бьюзен, один из ведущих современных специалистов в области развития мышления, говорит о необходимости делать рукописные записи для максимально эффективного запоминания информации. А еще лучше - делать записи разными цветами. На этом также строится школьная система обучения: научись писать – слушай и записывай – понимай и запоминай. Но много ли мы делаем записей, когда читаем те же электронные учебники? Записи во время прохождения онлайн-курса в принципе не требуют. Мы читаем, учимся, как правило в дороге, в поездке, когда у нас есть время, но тогда же нам абсолютно неудобно делать записи.

Свобода e-learning - возможность учиться, когда и где хочу - влечет за собой еще один спорный момент. Человек должен обладать высокой самодисциплиной, чувством ответственности, быть способным сосредотачиваться на задании . Конечно, все мы знаем, что нельзя научить, можно только научиться. Но электронное обучение несет низкий уровень контроля за процессом обучения, оставляя все на «совести» самого ученика. Не отчитался – не страшно.

Пятое сомнительное для меня – высокая степень игры в обучении (геймификация обучения) . Может ли обучающийся сосредотачиваться на самом предмете, сути обучения, наконец, усваивать знания долгосрочно, когда сам процесс обучения строится на основе каких-либо развлечений или в виде игр. У человека происходит подсознательная подмена целей процесса обучения: не получить сами знания в итоге, усвоить материал, а - поиграть, победить в игре.

Семь заблуждений об E-learning, Надежда Михина, ProPersonnel, электронное обучение, Electronic Learning, E-learning, обучение с помощью цифровых технологий, работа с электронными обучающими материалами на компьютере, работа с электронными обучающими материалами на ноутбуке, работа с электронными обучающими материалами на смартфоне, онлайн-курсы, вебинары, чаты, электронные коучи, работа с учебными веб-ресурсами

Еще одно - достоверность результатов тестирований по итогам электронного обучения, особенно когда оно происходит дистанционно. Трудно проверить, отвечал ли человек действительно самостоятельно, не подсказывали ли ему или он просто брал ответ в «Википедии».

Смотрите также: МТС об опыте успешного обучения сотрудников онлайн

И конечно, есть сферы деятельности, в которых e- learning никогда не получит решающего значения . Там нужна практика: будь то медицина или пассажироперевозки. Одно дело пройти обучающий курс на симуляторах, другое дело - на практике взять на себя ответственность за жизни людей.

Мы живем в цифровом мире и соответствующие изменения не могут не затронуть процесса обучения. В то же время полностью подменить фундаментальное или долгосрочное обучение «вживую» e-learning невозможно, как невозможна подмена качества - инструментом.

Фото Pixabay

При использовании материала гиперссылка на соответствующую страницу портала HR-tv.ru обязательна

0

Что Вы думаете об этом?

Прокомментировать

Рекомендуемые материалы

Илья Соколов
Как повернуть «утечку мозгов» вспять: удержать профи в регионах

Согласно данным hh.ru, уровень конкуренции за рабочие места в IT-сфере в регионах, включая Нижегородскую область, стабилен и сопоставим с показателями Москвы, составляя около 6 человек на вакансию. Кроме того, на рынке труда ощущается нехватка молодых специалистов в науке и образовании. Средний возраст профессорско-преподавательского состава российских вузов остается высоким, что подчеркивает необходимость привлечения новой волны талантов. Молодые люди всё чаще начинают миграцию уже с университетской, а подчас и со школьной скамьи, стремясь к карьерным и образовательным перспективам.

В условиях усиливающейся «утечки мозгов» многие регионы стремятся сохранить и развить свои интеллектуальные ресурсы. Илья Соколов, директор по развитию ИТ-кампуса «Неймарк» в Нижнем Новгороде, делится опытом создания образовательного проекта, направленного на привлечение и удержание талантливой молодежи в регионе.

Азгануш Мисакян
Как геймификация в обучении IT помогает взрастить талантливых специалистов

Спрос на специалистов в сфере IT продолжает расти, но кадровый голод мешает бизнесу закрыть эту потребность. Ежегодно нужны тысячи новых профессионалов - разработчиков, аналитиков данных, специалистов по кибербезопасности и пр. При этом проблема во многом обусловлена не отсутствием специалистов, а их недостаточным уровнем подготовки к реальным вызовам индустрии. В результате после окончания онлайн-курсов начинающие программисты получают отказы на собеседованиях, компании остаются без сотрудников, а IT школы вынуждены пересматривать свой подход к обучению.

Что сейчас происходит на отечественном рынке IT и как с помощью геймификации подготовить кадры, способные действительно решать задачи бизнеса - рассказала CEO школы программирования YCLA Coding Азгануш Мисакян.

Владимир Шипков
Топ-менеджеры в эпоху цифровых технологий

Переход с пара на электричество в мировой промышленной индустрии занял почти полвека — с 80-х годов XIX века по 30-е годы XX столетия. Сейчас все преимущества электроэнергии очевидны и неоспоримы, но в то время большинство владельцев мануфактур и фабрик сознательно или неосознанно сопротивлялись неизбежному прогрессу: и в силу инертности сознания, и из-за отсутствия гибкости и коммерческого чутья. И только те, кто первыми оценил перспективы инновации и оперативно внедрил новшество на своих производствах, получили колоссальное конкурентное преимущества.

В контексте цифровизации бизнеса имеет место похожая ситуация. В этой статье бизнес-эксперт в сфере медицины Владимир Шипков рассмотрит роль топ-менеджмента в цифровой трансформации предприятия и проанализирует влияние digital-технологий на коммерческую деятельность компаний.

Юлия Кованова
Как справляться с давлением руководителя, сохраняя уважение к себе и к нему?

Умение правильно и экологично коммуницировать с руководством — один из важнейших навыков, которым должен владеть любой специалист. Благодаря правильному взаимодействию вы избегаете конфликтов, минимизируете уровень стресса, а также облегчаете себе рабочий процесс.

Однако есть руководители, которые ведут себя неподобающим образом, из-за чего собеседование или работа превращаются в настоящий ад. Босс повышает голос, позволяет себе оскорбительные и оценочные выражения, демонстрируя главенствующую роль. В чём причина такого поведения? Как достойно избежать или выйти из конфликта, если начальник критикует вас? Вместе с Юлией Ковановой, руководителем Центра карьеры Института бизнеса и дизайна B&D, разберёмся в непростых отношениях между начальником и подчиненным.