Семь заблуждений о E-learning
Сегодня, как известно, существует не одно определение того, что такое «электронное обучение» – E-learning. Так или иначе, это обучение с помощью цифровых технологий – информационных и электронных, Интернета и мультимедиа.
Помню мой первый e-learning из 90-х, когда компьютеры были с громоздкими мониторами и системными блоками, способными читать дискеты. Суть этого кейса заключалась в … правильном входе (log-in) и выходе (log-out) из сети Интернет. Сейчас это все кажется безумно смешным! Рассказывает Надежда Михина, бизнес-партнёр кадровой компании .
Читайте также: Вредные советы для корпоративного e-learning
Сегодня, безусловно, существует большое количество преимуществ, которые уже дало нам электронное обучение: свобода, мобильность, простота, доступность как самих обучающих программ, материалов, курсов, так и огромного количества самой информации, а также доступность с точки зрения более низкой стоимости по сравнению с традиционными формами обучения. Плюс разнообразие форм обучения:
- работа с электронными обучающими материалами на компьютере, ноутбуке, смартфоне,
- онлайн-курсы,
- вебинары,
- чаты,
- электронные коучи,
- работа с учебными веб-ресурсами, приложениями, системами управления обучением (LMS – англ. Learning Management System)
Первым заблуждением относительно e-learning я бы назвала его доступность широкому кругу людей . E-learning невозможно без электронных гаджетов и доступа в интернет. Но в нашей стране до сих пор далеко не во всех населенных пунктах есть Интернет, а также не все среднестатистические жители имеют возможность приобрести необходимое оборудование, будь то компьютер или смартфон. Таким образом, мы сталкиваемся с тем, что электронное обучение сосредотачивается в крупных городах и населенных пунктах с хорошим Интернет-покрытием, и, как правило, с более высоким уровнем жизни населения.
Второй спорный момент e-learning - отсутствие личного контакта ученика с преподавателем и другими учениками . Здесь вообще имеет смысл говорить о некоем противоречии современных ценностей. Бизнес, компании-работодатели при найме и оценке сотрудников на первый план выводят так называемые «мягкие навыки» (Soft skills). Лидерами среди них по востребованности являются коммуникации и работа в команде. Но E-learning в этом смысле не способствует развитию данных компетенций, строящихся на живом общении человека с человеком.
Конечно, программистам, разработчикам и некоторым другим профессионалам этот навык – общение вживую – как бы не нужен, он не основной. Для них идеально подойдет обучение с электронным коучем. Но в большинстве других профессий такой навык – необходим.
Третье. Эффективность электронного обучения . Большинство специалистов по развитию мышления, в частности, британский психолог Тони Бьюзен, один из ведущих современных специалистов в области развития мышления, говорит о необходимости делать рукописные записи для максимально эффективного запоминания информации. А еще лучше - делать записи разными цветами. На этом также строится школьная система обучения: научись писать – слушай и записывай – понимай и запоминай. Но много ли мы делаем записей, когда читаем те же электронные учебники? Записи во время прохождения онлайн-курса в принципе не требуют. Мы читаем, учимся, как правило в дороге, в поездке, когда у нас есть время, но тогда же нам абсолютно неудобно делать записи.
Свобода e-learning - возможность учиться, когда и где хочу - влечет за собой еще один спорный момент. Человек должен обладать высокой самодисциплиной, чувством ответственности, быть способным сосредотачиваться на задании . Конечно, все мы знаем, что нельзя научить, можно только научиться. Но электронное обучение несет низкий уровень контроля за процессом обучения, оставляя все на «совести» самого ученика. Не отчитался – не страшно.
Пятое сомнительное для меня – высокая степень игры в обучении (геймификация обучения) . Может ли обучающийся сосредотачиваться на самом предмете, сути обучения, наконец, усваивать знания долгосрочно, когда сам процесс обучения строится на основе каких-либо развлечений или в виде игр. У человека происходит подсознательная подмена целей процесса обучения: не получить сами знания в итоге, усвоить материал, а - поиграть, победить в игре.
Еще одно - достоверность результатов тестирований по итогам электронного обучения, особенно когда оно происходит дистанционно. Трудно проверить, отвечал ли человек действительно самостоятельно, не подсказывали ли ему или он просто брал ответ в «Википедии».
Смотрите также: МТС об опыте успешного обучения сотрудников онлайн
И конечно, есть сферы деятельности, в которых e- learning никогда не получит решающего значения . Там нужна практика: будь то медицина или пассажироперевозки. Одно дело пройти обучающий курс на симуляторах, другое дело - на практике взять на себя ответственность за жизни людей.
Мы живем в цифровом мире и соответствующие изменения не могут не затронуть процесса обучения. В то же время полностью подменить фундаментальное или долгосрочное обучение «вживую» e-learning невозможно, как невозможна подмена качества - инструментом.
Фото Pixabay
При использовании материала гиперссылка на соответствующую страницу портала HR-tv.ru обязательна
Что Вы думаете об этом?