Основатель и руководитель HR-tv.ru Гоар Ананян пообщалась с CEO одной из самых крупных международных образовательных платформ Coursera Джеффом Маджионкалдой. В процессе беседы были затронуты, в частности, такие темы как корпоративное обучение и особенности работы с российскими слушателями. Джеф Маджионкалда рассказал о трендах в обучении персонала, а также дал прогноз относительно профессий будущего.

CEO Coursera: «Нам нелегко угнаться за растущим спросом на обучение»

Текстовая версия видеоматериала:

- Здравствуйте, Джеф! Спасибо, что согласились дать интервью. Джеф, мы понимаем, что вы возглавляете Coursera приблизительно год. Скажите, пожалуйста, какие вы видите вызовы перед Coursera на сегодняшний день и на ближайшее будущее?

- Что касается сегодняшних вызовов, то они в основном приятные. Нам необходимо  успевать за спросом, потому что у нас много университетов-партнеров: 160, они уже подготовили почти 3000 курсов, из которых 290 – это курсы на русском языке. Сейчас мы предлагаем новый сервис «Coursera для бизнеса». За последние два года 1400 компаний уже воспользовались этими услугами Coursera. И это, между прочим, самые разные компании: они занимаются и связью, и финансовыми услугами, и энергетикой, и розничной торговлей. Нам нелегко угнаться за растущим спросом на обучение, в том числе со стороны корпоративных заказчиков.

- Что вы думаете о глобальном рынке онлайн-образования? И вообще, чего ждать в этом плане? Как, вы считаете, этот рынок будет меняться?

- Глобальный образовательный рынок восхитителен, потому что все страны, каждая страна в отдельности сталкивается со своими вызовами и очень быстрыми изменениями. Каждая компания сталкивается с необходимостью обучать своих сотрудников новым навыкам. Почему? Потому что мир очень быстро меняется, так что бизнес-возможности у нас огромные. Отвечать на них можно по-разному. Все-таки и компаний много разных, и языков много разных, и вузов тоже много.

Мы считаем, что лучшее, что можно предложить в такой ситуации – это платформенная бизнес-модель. У Coursera как таковой собственных курсов можно считать  нет, но мы работаем с лучшими вузами, в том числе работаем, скажем, с российскими лидерами образования вроде Высшей Школы Экономики или Физтеха. С другой стороны, работаем с лидерами отрасли вроде Яндекса. И при этом у нас, конечно, есть уважаемые корпоративные клиенты, тот же Сбербанк, который предъявляет очень большой спрос на подобный образовательный продукт. То же самое мы видим и в других странах.

- Что вы можете рассказать о своей работе в России?

- Сейчас у нас восемь университетов-партнеров в России, у них вышло 290 курсов, из которых 215 на русском языке. Подчеркиваю, что это университеты-партнеры и один корпоративный партнер. Яндекс, пожалуй, наш самый успешный, один из самых успешных корпоративных партнеров вообще в мире. Мы уже понимаем, что не все русские хорошо говорят по-английски. И партнерство с российскими вузами и компаниями помогает нам предоставлять актуальное образование на языке, который людям близок.

- Какие новые технологии в образовании вы готовитесь запустить на Coursera?

- Я вам спокойно могу рассказать о тех технологиях, которые мы недавно уже реализовали, дать, может быть, общий ответ.

Безусловно, есть очень важный стек технологий, связанных с коллаборацией в режиме реального времени. Как вы знаете, мы сейчас предлагаем 12 магистерских дипломных программ вместе, конечно, с уважаемыми университетами. Для того чтобы такой диплом получить, в странах Европы и США,  необходим плотный контакт с профессором, постоянная работа с коллегами, с другими студентами, но также и с тьюторами, ассистентами. Совместное решение задач, совместная реализация проектов. Поэтому мы встроили в свою платформу и Slack для групповых чатов, и Zoom для ВКС. В общем, мы считаем, что технологии коллаборативной работы будут играть очень важную роль в ближайшем будущем.

Следующий важный технологический стек связан с данными – в частности, с обработкой данных, с бенчмаркингом, если хотите, сравнительным анализом по разным студентам. Такие технологии дают возможность компаниям, например, сравнивать по степени прокачанности навыков собственных программистов с программистами, которые обучаются на Coursera в других странах мира.

Для студентов те же самые данные помогают персонализировать собственную траекторию обучения, помогают сильно заточить образование под вас.

- Наша аудитория - HR-директора крупнейших российских компаний и компаний стран СНГ. Вот у них есть два важных вопроса: как вы подбираете темы и курсы и как вы оцениваете эффективность тренингов?

- Обычно, когда с нами выходит на связь кто-то из частной компании (это часто бывает директор по развитию и обучению), первый запрос звучит следующим образом: «Нам нужна цифровая трансформация». Не всегда определение цифровой трансформации в разных компаниях совпадает. Поэтому что мы можем сделать? Мы можем обсудить, что делают в других компаниях, а еще лучше спросить: «Как вы считаете, какие навыки нужны будут разным сотрудникам в разных подразделениях в вашей компании? Может быть, это лидерские навыки, может быть, производственные, может, маркетинговые, может быть, связанные с анализом данных».

Но, опять же, здесь мы можем дать статистику по тому, какие навыки пользуются популярностью и спросом в других компаниях. И уже после этого мы можем ответить на вопрос о том, какие курсы лучше всего пройти вашим студентам для того, чтобы развить эти конкретные навыки. Сами по себе курсы, может, не так привлекательны. Они нужны как инструменты развития конкретных навыков, поэтому от навыков и нужно плясать. То есть вместе с заказчиком мы определяем карту компетенций, и потом уже определяемся с курсами.

Как мы оцениваем их эффективность? Смотрим, сколько процентов сотрудников проходят курсы, как они их проходят, с какими баллами они их проходят. Параллельно важно, конечно, оценивать и бизнес-результаты. Мало же кому интересно, сколько часов его сотрудники посвятили непосредственно обучению. Гораздо важнее, приобрели они конкретные навыки или нет, и есть ли у них положительный зазор с точки зрения этих навыков в сравнении с конкурентами. То есть мы сейчас занимаемся очень плотно именно навыками и их развитием.

- Я до интервью спросила своих читателей на Фейсбуке о том, какие вопросы они хотели бы вам задать. Большинство из них спросили про то, какие, вы считаете, новые профессии могут появиться в ближайшие пять лет. И, какие нужно развивать навыки и компетенции?

- Я думаю, что в фокусе внимания будут технические, технологические навыки. Могу сейчас уверенно сказать, что спрос на специалистов по Data Science намного превышает реальное предложение. Сейчас запустили какое-то количество новых программ по аналитике данных, некоторые из них попали на нашу платформу. Следующая важная сфера в спросе – это компьютерная техника, вычислительные навыки. И в этой области тоже, мне кажется, спрос пока превалирует над предложением.

По мере дальнейшей глобализации рынка труда должен резко вырасти спрос на навыки управления глобальными компаниями и самый разный глобальный разрез лидерских компетенций, потому что, если компания будет становиться все более и более интернациональной, вам нужны будут менеджеры другого склада.

Мы считаем, что со временем роботы заменят какие-то простые функции, предсказуемые, предполагающие высокий уровень повторения, и даже профессии, требующие просто считывания визуальных данных.

- Как Вы считаете, чему люди будут учиться в 2050 году?

- Я думаю, что в 2050 году нам меньше придется работать, чем мы работаем сейчас. Хочется надеяться, что машины возьмут на себя значительную часть работы. Вообще, если окинуть взглядом историю науки и техники за последние столетия, мы увидим, что большая часть изобретений делалась для того, чтобы упростить жизнь человека, снять с него какие-то трудовые обязанности. Хочется надеяться, что люди будут больше времени посвящать себе и будут получать больше удовольствия от жизни.

При использовании материала гиперссылка на соответствующую страницу портала HR-tv.ru обязательна

0


Похожие видео

Рекомендуемые материалы