Обучение новичка: что такое buddying и shadowing
Большинство технологий к нам приходит с Запада. Образовательные приемы — не исключение. О том, как могут работать университетские ученические практики в организации, рассказывает Александр Вальцев , основатель и генеральный директор SF Education.
Я сам обучался за границей — в Канаде (University of Toronto), где и получил степень бакалавра в коммерции, так что слова buddying и shadowing вызывают приятные воспоминания десятилетней давности .
Читайте также: Обучение персонала: система, форматы, адаптация
Buddying (buddy в переводе с английского — дружок) — способ группового обучения, когда студенты самоорганизовываются в небольшие группы и изучают материал совместно. Обычно это происходит перед тестами и экзаменами. Как это работает? Инициативные студенты приглашают других студентов в свой круг подготовки: обычно стараются отбирать самых активных – их легко заметить на занятиях, и они обычно лучше вовлечены в процесс. Средства коммуникации: еженедельные сборы и мессенджеры.
Весь объем материала распределяется в равных долях между участниками группы, что позволяет каждому более глубоко изучить его и вынести самое важное в небольшие конспекты. Далее, после 1-2 общих сборов, участники группы обмениваются своими конспектами и готовятся к тесту или экзамену самостоятельно. В идеале каждый член группы получает качественный материал, который позволяет быстрее и эффективнее подготовиться к экзаменам. Эта схема работает эффективно, если каждый из членов группы ответственно относится к заданию. В противном случае 1-2 человек делают качественную работу, а остальные конспектируют наспех, надеясь на плоды работы других участников. В моем опыте такие группы не превышали 4-5 человек: в противном случае, большая часть откровенно халтурила.
В компаниях такая практика тоже встречается, но немного в другом контексте. Например, в «Северстали» есть Лидерская программа, которая за два года интенсивно готовит из вчерашних выпускников менеджеров. Эта программа стартует два раза в год — волнами. У них buddy — это сотрудник одной из предыдущих «волн», который прикрепляется к одному из членов «Лидерки» нового потока: помогает с переездом (так как большая часть позиций на программе находится в Череповце), объясняет, как что устроено, показывает, где что находится, а также знакомит с остальной командой. Таким образом, с новыми сотрудниками изначально создаются теплые и дружественные отношения, что сплачивает коллектив и рисует в головах новичков правильный образ командной работы .
Сложно оценить эффективность концепции buddy, так как непонятно, как ее оценивать. Однако если посмотреть на это со стороны нового сотрудника, станет понятно, что польза точно есть: он не чувствует себя одиноким и знает, кому задавать неудобные вопросы на первых порах. Как минимум, новый сотрудник будет допускать меньше ошибок (так как не будет стесняться задавать вопросы и «стрессовать» из-за этого) и не будет тратить дорогое время вышестоящих специалистов и менеджеров.
Слово shadowing (от английского shadow — тень) в нужном контексте я впервые услышал на втором курсе университета, когда искал летнюю стажировку. На ресурсе карьерного центра вуза это называлось job shadowing. Так как в финансовой отрасли высокая конкуренция на начальные позиции, а на стажировки обычно не берут раньше 3-4 курсов, студентам предлагалась именно эта опция. Она работала так. В течение определенного срока (обычно неделя-две) студент прикреплялся к действующему сотруднику одной из компаний, с которой у университета были прочные связи, и ходил вместе с ним на работу на весь день. Это позволяло студенту воочию наблюдать за рабочими процессами в компании на той позиции, с которой он хотел бы начать свой карьерный путь или прийти к ней через несколько лет после старта.
На мой взгляд, это лучший способ проведения карьерной ориентации для студентов: они не просто читают что-то или слушают лекцию приглашенного спикера, но окунаются в рабочую атмосферу, видят, как фирма живет изнутри. Если повезет, даже выполнят небольшую работу и понравятся команде, что увеличит шансы для получения стажировки в данной компании.
В работе shadowing может означать такой вид деятельности, когда новый сотрудник находится рядом с опытным специалистом и повторяет задачи за ним. Например, когда я работал на своей первой офисной позиции в колл-центре, первые две-три смены рядом с нами сажали опытных коллег, с которыми мы делали звонки. Выглядело это так: первые несколько звонков мы слушали параллельно, записывая отдельные моменты в блокнот. Специалист после каждого звонка объяснял, что произошло, почему он говорил именно эти вещи, с каким типом клиента он разговаривал и т.д. После этого нам разрешали делать самостоятельные звонки, давая моментальную обратную связь после каждого . Когда видели, что мы не совершаем критические ошибки в общении, пускали «в свободное плавание».
Подход shadowing считаю эффективным, несмотря на трудозатраты. Его действительно сложно масштабировать, так как эффективность падает с каждым новым сотрудников в «учебной группе»: именно поэтому лучше делать обучение один на один. Тем не менее, практика показывает, что 2-3 интенсивных дня сэкономят менеджеру массу времени в перспективе и создадут у нового сотрудника правильные впечатления о компании: он поймет, что его ценят, в него готовы вкладывать ресурсы, старшие коллеги всегда могут помочь. С другой стороны, за 2-3 дня и менеджеру станет понятно, нужно ли дальше работать с новичком или ему нет места в команде.
Смотрите также: Как сблизить обучение и потребности бизнеса
Конечно, buddying и shadowing — это не какие-то совершенно новые технологии в обучении или HR. Компании по всему миру применяют похожие инструменты для работы с новыми сотрудниками, даже если не знают, как они называется. Ключевое в случае buddying и shadowing — это делать фокус на человеке, а не цифрах и показателях. К сожалению, во многих крупных организациях делается упор на второе, хотя именно люди и формируют требуемые менеджментом цифры и показатели. Это приводит к дополнительным издержкам, упущенной выручке и к неблагоприятному рабочему климату в целом.
Фото Pixabay
При использовании материала гиперссылка на соответствующую страницу портала HR-tv.ru обязательна
Что Вы думаете об этом?