Вовлеченность персонала: программы well-being или арт-коучинг?

Одним из актуальных вопросов в работе с организацией остается вопрос об эффективности работы каждого сотрудника. Ответ на этот вопрос в современных условиях находят в концепции вовлеченности персонала, уверена Елена Казанцева, основатель Международного Института прикладной психологии и управления АРТЕ, Екатеринбург.

Вовлеченность персонала: программы well-being или арт-коучинг, Елена Казанцева, Международный Институт прикладной психологии и управления АРТЕ, заинтересовать работника, цикл вовлеченности сотрудника, Вовлеченность персонала,  well-being,  well-being программы, что мотивирует сотрудников, благополучие сотрудников

Вовлечённость – это физическое, эмоциональное и интеллектуальное состояние, которое мотивирует сотрудников выполнять их работу как можно лучше. К этому нельзя принудить, это рождается из желания. В современных условиях интеллектуальному развитию сотрудников уделяют внимание, но недооценивают значимость эмоционального. А именно эмоциональная составляющая важна.

Читайте также: «Taste your Total Reward cocktail»: как в Maxxium управляют вовлеченностью

В последние годы HR крупных компаний занимаются программами well-being – создание благополучия у сотрудников для повышения вовлеченности. В офисах появляются спортивные залы, кафе со здоровой едой, гибкий график, спортивные мероприятия, корпоративные игры, тренинги. Но, как показывают результаты опросов, сотрудникам предлагаются программы, которые зачастую вызывают отрицательный фидбэк. Больше половины сотрудников не видят в них смысла. Даже самые интересные мероприятия дают краткосрочный и незначительный эффект, в долгосрочной перспективе не имеющий устойчивости .

HR-специалисты говорят об естественном цикле вовлеченности сотрудника в течение трех лет, после должно измениться что-то существенное, чтобы вызвать новый интерес. Растет профессионализм, вырабатываются эффективные приемы труда, налаживаются контакты и связи, происходит осознание внутренних организационных процессов, но желание работать с интересом и отдачей падает. Как показывают исследования, в 70% случаях вовлеченность снижается за счет стрессов, отношений в семье и личных забот.

Вернемся к вопросу об эмоциональной составляющей вовлеченности. В исследованиях Даниеля Канемана (Нобелевская премия в области экономики за 2002 год) было показано, что эмоциональная составляющая в принятии любого решения является самой значимой. И так как вовлеченность – это желание действовать, то именно эмоции активируют энергию для действия или блокируют ее.

Как это совместить с производственной деятельностью компании , насчитывающей десятки, а то и сотни тысяч сотрудников?

Представим себе обычного сотрудника, возможно даже заинтересованного в своем рабочем процессе. Сколько сложностей, порождающих эмоциональное недовольство, он встречает в течение рабочего дня? Контакты, задачи, организация труда, инструменты для работы, внешняя оценка. Ключевая сложность в том, что все эти эмоции оседают, постепенно приводя к стрессу или эмоциональному выгоранию – состоянию, когда человек не хочет ничего: нет ни энергии, ни сил, ни желания. Консультанты, занимающиеся вопросами карьеры, сталкиваются с этим часто – профессиональный кризис при внешних благоприятных обстоятельствах.

Что же делать, какие инструменты могут помочь?

Ученые давно заметили, что творчество оказывает удивительное влияние на человека, особенно если он сам творит. Это было научно подтверждено еще в начале 20 века. Нейробиологи доказали, что в среднем человек имеет 60 000 мыслей в день, и 95% из них одни и те же изо дня в день! Поэтому если есть задача переключиться от этих мыслей, то творчество становится лучшим помощником.

Доктор Лоуренс Кац - всемирно признанный пионер в исследованиях регенерации нейронов и автор книги «Keep Your Brain Alive», обнаружил, что человеку для развития необходима деятельность, которая задействует его чувства по-новому, и доказал ложность стереотипа о том, что нельзя быть одновременно аналитическим и творческим.

Что дает творческое занятие человеку?

  • Новые связи между клетками мозга. Способность создавать связи на протяжении всей жизни называется пластичностью мозга и повышает жизнестойкость человека.
  • Повышает самооценку, дает чувство удовлетворения – выброс дофамина - «молекула мотивации». Что позволяет планировать долгосрочные цели и противостоять сопротивлению среды при их достижении.
  • Развивает психологическую, эмоциональную и стрессоустойчивость.

Хорошо, скажете вы, но при чем здесь бизнес?

Посмотрим на это через призму арт-коучинга. Для начала, что это? Арт-коучинг – это применение творческого процесса для перераспределения напряжений в человеческой психике и восстановления целостности личности.

Арт-коучинг:

ü  позволяет преобразовать переживания участников в конкретные планы и действия;

ü  повышает самомотивацию участников;

ü  помогает проработать ограничивающие установки.

В работе с предприятием важно сформировать такую программу, чтобы была возможность решения бизнес-задач и трансформации накопившихся у сотрудников напряжений. Также очень важно, чтобы программа позволила охватить большое количество участников и людям было комфортно работать с предложенными заданиями, чтобы данная работа не превратилась в групповую психотерапию в рабочем коллективе или в очередную «обязаловку».

Приведем пример реализации подобной программы на предприятиях ГК РусАгро, насчитывающей около 20000 сотрудников. Во всех бизнес-направлениях Группа активно внедряет современные мировые технологии, с точки зрения оборудования и управленческих практик. В данной статье будут приведены результаты пилотного проекта.

Опрос «Вовлеченность» – это ежегодный процесс на всех предприятиях Группы. В 2020 г на первый план вышел показатель стресса, влияющий на снижения вовлеченности персонала. Это потребовало действий, которые послужат «скорой помощью» для сотрудников.

Участниками проекта стали желающие из трех подразделений масложирового бизнеса. Желание участвовать было важным критерием для включения в экспериментальные группы три группы по 15 человек: Операционная дирекция, Дирекция по управлению персоналом, Дивизион по потребительским продуктам. Эти подразделения очень различные по корпоративной культуре и по восприятию внешнего влияния.

Так как задачей проекта была оценка эффективности, участвовала также контрольная группа из 30 человек (из различных подразделений), они проходили диагностику на старте проекта и на финише.

Длительность проекта составила 2 месяца, всего было проведено шесть развивающих занятий по 60 минут в рабочее время в онлайн-формате для каждой группы. Программа была составлена на основании задач, поставленных руководством:

  1. Вовлеченность.
  2. Мотивация.
  3. Готовность к изменениям.
  4. Развитие в компании.

Исходя из этих задач и внешних условий (повышенный стресс, давление неопределенности, тревожность) были выбраны такие темы, как:

Работа с ценностями. Цель – дать возможность осознания своих глубинных ценностей, являющихся основой для постановки цели, активирующей энергию.

Метод– коллаж. Так как это стартовое занятие, то коллаж наиболее прост для выполнения и погружения в мир образов.

Взаимодействие с коллегами. Цель – исследование сложностей в коммуникациях и трансформация этих сложностей.

Метод – лепка фигурок из пластилина. Занятие позволяет экологично и по-новому посмотреть на сложности во взаимоотношениях с коллегами, понаблюдать за своими эмоциями и преобразовать их.

Мой рабочий стол. Цель – пробудить внимание к деталям, к моменту здесь и сейчас.

Метод – фотографирование. Занятие позволяет перейти от поверхностного отношения к привычным вещам к глубине переживаний , связанных с деталями, побуждающими к изменениям, к улучшениям привычного дела, бизнес процесса.

Моя рабочая задача. Цель – по-новому посмотреть на сложную рабочую задачу.

Метод – рисунок. Участникам предлагается выполнить рисунок чувств, рождаемых из переживания в связи со своей сложной рабочей задачей или задачей, к которой нет желания приступить. Так как это было уже четвёртое занятие, и участники приобрели навык наблюдения своих чувств, появилась возможность их изображения через цвет, абстрактные или конкретные формы, трансформировать эти чувства и найти решение и силы для действия.

Плюсы и минусы рабочего проекта N. Цель – увидеть этот проект более целостно, преобразовать ограничивающие убеждения относительно него.

Метод – создание медали, имеющей две стороны. Занятие позволило сфокусировать внимание участников на преимуществах проекта N, выразить в цвете свои положительные и отрицательные чувства, возникающие в связи с этим проектом.

Мои ресурсы. Цель – осознать свои внутренние ресурсы, объединить их и сделать своей силой.

Метод – создание инсталляции. Итоговое занятие направлено на собственные ресурсы, на их осознание, придание им видимой формы и смысла.

По процессу все занятия включали три этапа: вводная от ведущего для группы 15 человек, индивидуальное выполнение творческой части (всеми необходимыми материалами участники были обеспечены), рефлексия в малой группе (3-5 человек) по заданному алгоритму. При такой обратной связи каждый участник может взять для себя то, что откликается у него, границы убеждений расширяются, появляется перспектива, но самое главное – я могу чувствовать, это принимается даже в рамках рабочего контекста! Что дает силу и уверенность, а, следовательно, желание действовать.

После каждого занятия давалось тематическое домашнее задание для практики: расслабления, созерцания, внимательного наблюдения за своими чувствами в процессе выполнения обычных производственных задач и за внешним миром.

Несмотря на краткосрочность проекта, результаты показали эффективность инструментов арт-коучинга. Здесь представлены результаты по Операционной дирекции.

Участники различных групп работали в одинаковых внешних условиях, но показатели по вовлеченности у участников экспериментальных групп выросли, выросла и уверенность в будущем, что в современных условиях является важным показателем для предприятия в целом.

По отзывам самих участников данный проект получил среднюю оценку 4,2 балла из 5 по различным показателям (атмосфера, вовлеченность в программу, комфортность в онлайн формате) и получил такие отклики:

  • я жду этих четвергов, такое непривычное ощущение внимания к себе;
  • я не очень понимаю, что происходит, но я чувствую, что получаю какой-то ресурс…

Вовлеченность персонала: программы well-being или арт-коучинг, Елена Казанцева, Международный Институт прикладной психологии и управления АРТЕ, заинтересовать работника, цикл вовлеченности сотрудника, Вовлеченность персонала,  well-being,  well-being программы, что мотивирует сотрудников, благополучие сотрудников

Итоги

Современный мир, охарактеризованный как мир BANI (хрупкий, тревожный, нелинейный, непостижимый), требует новых подходов к развитию персонала. Применение методов арт-коучинга позволяет быстро диагностировать состояние сотрудников отдельных подразделений, а также развивать необходимые в современных условиях качества: устойчивость, умение давать поддержку, способность сохранять целостность, жизнестойкость.

Смотрите также: Be Well@Work: 10 способов мотивировать персонал

Эти методы просты в использовании и эффективны. Они требуют минимальных затрат по финансам и по времени, при этом дает высокие показатели по развитию вовлеченности в связи с тем, что позволяет интегрировать переживания, связанные с работой или личной жизнью в действия,и увидеть новые возможности в решении задач.

Фото Unsplash

При использовании материала гиперссылка на соответствующую страницу портала HR-tv.ru обязательна

0

Что Вы думаете об этом?

Прокомментировать

Рекомендуемые материалы

Илья Соколов
Как повернуть «утечку мозгов» вспять: удержать профи в регионах

Согласно данным hh.ru, уровень конкуренции за рабочие места в IT-сфере в регионах, включая Нижегородскую область, стабилен и сопоставим с показателями Москвы, составляя около 6 человек на вакансию. Кроме того, на рынке труда ощущается нехватка молодых специалистов в науке и образовании. Средний возраст профессорско-преподавательского состава российских вузов остается высоким, что подчеркивает необходимость привлечения новой волны талантов. Молодые люди всё чаще начинают миграцию уже с университетской, а подчас и со школьной скамьи, стремясь к карьерным и образовательным перспективам.

В условиях усиливающейся «утечки мозгов» многие регионы стремятся сохранить и развить свои интеллектуальные ресурсы. Илья Соколов, директор по развитию ИТ-кампуса «Неймарк» в Нижнем Новгороде, делится опытом создания образовательного проекта, направленного на привлечение и удержание талантливой молодежи в регионе.