Нет пророка в своем отечестве, или Куда пойти учиться

Чтобы разобраться в вопросе, какой тип обучения выбирать для решения разных задач в компании, Александра Алешкова, руководитель группы внутреннего обучения ICL Services, предлагает рассмотреть конкретные примеры.

Нет пророка в своем отечестве, или Куда пойти учиться, Александра Алешкова, ICL Services, обучение на внешнем рынке, внутренние тренеры, обучение внутри компании, как обучать персонал, как выбрать тренера, как выбрать провайдера для обучения, выбор обучающего

Команда начинает работать с важным заказчиком. Требования заказчика: команда должна знать и придерживаться в работе принципов процессного управления, желательно иметь сертификаты, подтверждающие обучение по данной теме. Проект стартует меньше, чем через месяц, в команде порядка 40 человек, бюджет на обучение заказчик выделять не хочет.

Читайте также: Эффективное обучение: внешний тренер vs внутренняя программа

В любой истории, где выбирается способ получить желаемое, всё сводится к балансировке двух сторон: затрачиваемые ресурсы и получаемая польза.

Чем меньше ресурсов мы потратим и чем большую пользу получим – тем лучше. С точки зрения обучения, к затрачиваемым ресурсам можно отнести:

  1. время на подготовку и обучение участников;
  2. учебные материалы;
  3. организационные ресурсы: помещение, телекоммуникации;
  4. оплата работы ведущего;
  5. нервы координатора.

А что получаем взамен?

  1. знания и умения участников;
  2. мотивация применять полученные знания;
  3. потенциальная выгода от применения знаний/умений;
  4. удовлетворенная потребность.

В истории с важным заказчиком оптимальным вариантом оказалось провести курс обучения с помощью внутренних ресурсов: тренер с соответствующей компетенцией подготовил и провел курс для команды . Другие рассматриваемые варианты – провести курс с помощью внешних провадейров – проиграли по стоимости и срокам проведения.

Часто в истории про обучение выбор происходит между внутренним исполнителем – своим родным отделом обучения – и внешним обучающим центром.

Что влияет на выбор? Какие аргументы стоит учесть, выбирая провайдера?

  • Цель обучения

В приведенном примере заказчик хотел, чтобы команда была ознакомлена с терминологией, документами, понимала основные принципы. Менеджер проекта согласовал программу обучения с заказчиком и договорился, что после прохождения внутреннего курса все участники пройдут тест и заказчику предоставят отчет. Этого оказалось достаточно.

То есть, если цель – получить знания и умения, без необходимости предъявить верифицированный документ, то обращаться к внешнему провайдеру обучения необязательно. Конечно, если есть возможность предоставить необходимый уровень обучения внутри компании.

При этом обучение, а особенно получение сертификации от официального представителя вендора, – повод обращаться к проверенным учебным центрам, имеющим соответствующую аккредитацию. Например, в области IT требования к сертификации специалистов очень высоки, и замена внешнего обучения внутренним часто невозможна.

  • Специфичность обучения

Пример: в отделе продаж работают опытные специалисты, хорошо умеющие и знающие свою работу. У руководителя появилась идея провести обучение для своих сотрудников по актуальным трендам подготовки презентаций. Внутреннее или внешнее обучение ?

Вероятно, что такое обучение будет разовым, количество сотрудников, для которых оно необходимо, также ограничено. Для обучения подобного рода очень важен профессиональный опыт и кругозор ведущего в своей области в приложении к разным областям бизнеса, целям. Потому для такого обучения лучше будет пригласить внешнего специалиста.

Как правило, необходимость обучаться по каким-то специфичным технологиям или повышать квалификацию возникает у опытных специалистов. В этом случае им необходимо обучение у экспертов в своем деле, с широкой практикой. Кроме того, количество сотрудников, нуждающихся в обучении, вряд ли будет большим. Потому компании невыгодно иметь внутреннего специалиста, обучающего этой теме. Намного проще и дешевле во всех отношениях выбирать актуального внешнего провайдера.

  • Объем обучения

В службе поддержки работают 130 человек. Продолжительность работы сотрудников в службе от 2 месяцев до 1,5 лет. Текучесть может быть до 10% в месяц. Каждого нового сотрудника нужно обучить азам работы, а также базовым софт скилам. При сменном графике работы одновременно в группу обучения могут попасть от 3 до 5 человек.

Привлечение внешнего провайдера в этом случаем может оказаться дорогостоящим. Выгоднее будет разработать свою внутреннюю программу обучения и выделить сотрудника, отвечающего за обучение новичков, проверку знаний/умений, а также повышение квалификации внутри службы.

Для того, чтобы не передавать массовое обучение сотрудников компании внешнему провайдеру, компании нужно понимать, какие компетенции для ее сотрудников являются базовыми, и выстроить внутреннюю систему обучения этим компетенциям.

  • Обучение, ориентированное вовнутрь

В компании была разработана система корпоративных ценностей. С помощью внешней консалтинговой компании менеджеры и привлеченные фокус-группы сотрудников сформулировали список ценностей. После чего возникла необходимость донести эти ценности до всех сотрудников компании.

Стоит ли привлекать внешнего провайдера к обучению ? Скорее нет, чем да. Сама постановка вопроса - трансляция ценностей компании предполагает, что сотрудники передают друг другу нечто важное и объединяющее именно этих людей именно в этой компании.

Изучение процессов компании, внутренних правил и инструкций, а также обучение, требующее глубокого погружения в ценности компании, – плохо поддается передачи внешнему провайдеру. Это обучение часто бывает организовано не только в форме очных или онлайн-встреч, но и в формате электронных курсов, инструктажей или вводных семинаров.

  • Возможности для обучения внутри компании

Для того, чтобы проводить обучение внутри компании на регулярной основе, нужно, как минимум, иметь специалистов, способных это делать, и возможности для организации обучения.

Квалифицированные тренеры должны быть способны не только провести обучение, но и разработать новую программу в соответствии с требованиями бизнеса. Внутренние программы обучения намного лучше учитывают специфику культуры компании, особенности сотрудников, являются более гибкими по форме обучения (онлайн/офлайн, модульность, длительность обучения и т.д.).

Нет пророка в своем отечестве, или Куда пойти учиться, Александра Алешкова, ICL Services, обучение на внешнем рынке, внутренние тренеры, обучение внутри компании, как обучать персонал, как выбрать тренера, как выбрать провайдера для обучения, выбор обучающего

Как правило, внутренняя команда тренеров нацелена на обучение наиболее важным и востребованным навыкам и имеет заранее подготовленные программы обучения по этим темам. При этом тренеры – очень любознательные люди - и постоянно чему-то обучаются сами. Поэтому прежде, чем искать возможности обучения на внешнем рынке, не лишним будет поинтересоваться, а могут ли внутренние тренеры предложить свой вариант.

  • Возможности обучения вовне

«Этому никто еще не учит!» – да, такое тоже бывает.  Правда, чаще возникает проблема выбора «самого лучшего» провайдера обучения. Стандартные критерии выбора: уровень экспертов, ведущих обучение, качество предоставляемых материалов, репутация компании, отзывы клиентов, скорость работы.

Смотрите также: Образовательный проект «Большие гонки» для сегмента B2O нацелен на обучение human-to-human подходу

Многие провайдеры выбирают специализацию и предлагают обучение преимущественно в этой области.

Подводя итоги, хочется сказать, что учиться можно и нужно по-разному: и внутри компании, и вовне. И каждый раз стоит принимать решение, взвешивая, насколько затрачиваемые усилия компенсируются получаемой пользой.

Фото Unsplash

При использовании материала гиперссылка на соответствующую страницу портала HR-tv.ru обязательна

0

Что Вы думаете об этом?

Прокомментировать

Рекомендуемые материалы