Зачем мне это нужно? Как создать мотивирующую цель обучения
Постоянное развитие довольно быстро превратилось из очередного «модного тренда» в насущную необходимость. Учиться надо, но учиться все время — это сложно. Как создавать мотивирующую цель обучения и учебные материалы для этого процесса, рассказывает Александр Вальцев , основатель онлайн-университета SF Education.
Как известно, большая проблема обучения заключается в том, что учащиеся теряют мотивацию на полпути и «не доходят» до конца. Особенно это актуально для онлайн-курсов, где человеку не нужно появляться в классе ради оценок или диплома: как правило, для людей такие курсы являются дополнительным образованием .
Читайте также: «Смарт стаф»: как научить своих сотрудников совершенствоваться
Чтобы повысить «доходимость» используются разные приемы, включая геймификацию, интенсивность учебы, разного рода поощрения и т.п. Но я бы хотел сконцентрироваться больше на своего рода «глобальных» инструментах, помогающих студентам осиливать путь. Пожалуй, самое главное — это создавать такую цель для учащегося, ради которой он будет готов жертвовать и свободным временем, и развлечениями.
Думаю, что основной инструмент мотивации — это регулярное напоминание студенту, ради чего он вообще начал учиться. Не будем здесь рассматривать ситуации, когда за человека решили родители, либо он пошел учиться «потому что так нужно» (хотя и здесь можно нащупать точки для личностного роста).
Обычно у людей есть в голове картинка, взгляд со стороны на себя успешного, к которой они решили прийти в будущем, в том числе с помощью образовательного курса. Если человек начал учиться, вероятно, для этого была веская причина. Эту причину нужно найти и сделать явной, чтобы он понимал, какое конкретно вознаграждение получит после долгого времени весьма тяжелой умственной работы и борьбы с соблазнами.
В большинстве случаев люди обучаются чему-то, чтобы улучшить свою жизнь:
- найти более высокооплачиваемую работу,
- грамотно распоряжаться деньгами,
- стать здоровым и развить полезные привычки,
- поднять социальный статус
- и т.п.
В начале учебы люди полны оптимизма и готовности «грызть гранит науки». После определенного времени они «выдыхаются»: цель выглядит не настолько явной, в голове возникают вопросы экзистенциального характера (а нужно ли мне это вообще?), время как будто замедляется, от чего кажется, что оставшийся путь невозможно пройти.
Очевидно, что в таких случаях нужно подпитывать воображение ученика:
- проводить информационные семинары по карьерной тематике,
- давать истории успеха выпускников,
- показывать, как конкретно знания применяются в работе (короткие мастерклассы).
Например, раз в месяц можно делать рассылку, в которой описывать тренды на рынке труда: количество позиций, на которые могут претендовать ученики, размер оплат, возможности для дальнейшего рода (желательно показывать изменения хотя бы из квартала в квартал). Также хорошая идея: приглашать спикеров из индустрии, которые будут делиться своей историей успеха, а также рассказывать, как все происходит на практике. Эти явные образы подпитывают мотивацию, заставляют человека «оставаться в строю». Если резюмировать, то обучение должно иметь связь с реальным миром и коррелировать с карьерными (или иными) устремлениями ученика.
Многие наиболее прогрессивные школы и ВУЗы используют такой инструмент в обучении, как бизнес-кейсы. Кейсы — это реальные ситуации из мира бизнеса, упрощенные и адаптированные под учебный формат. Идея простая: в свободное время ученик изучает теоретический материал и знакомится с условием кейса.
Учеников разбивают на небольшие команды (3-4 человека), в которых они затем соревнуются с одногруппниками. В заранее анонсированные дни ученики встречаются и решают кейс на время. Результатами работы служат: готовые документы, презентации, расчеты и т.п. Команды защищают свои результаты перед жюри, лучшие получают номинальные призы.
Что дает кейс-подход помимо отработки навыков на практике, опыта работы в команде и в условиях стресса?
- Такие встречи постоянно подпитывают интерес студента к учебе, так как кейсы — возможность для практики (не говоря уже о том, что у него появляются четкие дедлайны).
- Ученик работает в команде, а значит, несет ответственность перед коллективом. Это также мотивирует выполнять работу качественно и вовремя.
- Кейсы позволяют развивать соревновательный дух, и азарт отлично мотивирует учеников«бежать вперед».
- Такие встречи дают возможность для общения с другими участниками курса и преподавателями. Это позволяет обмениваться новостями, получать советы, заводить долгосрочные знакомства с людьми из своего круга. Человек осознает, что становится частью коммьюнити, понимает, что не одинок в своей борьбе. Да и в целом нахождение среди единомышленников помогает фокусироваться на результате (опять же, соревновательный дух, нежелание «остаться позади других» и т.п.).
Иными словами, формат кейсов дает как позитивную, так и негативную мотивацию.
Я сторонник того, что действия должны вести к понятному результату. И ученикам, и учителям рекомендую почаще задавать себе вопрос: «А зачем я это делаю? Как это приблизит меня к цели?». Уверен, что четкое целеполагание и непрерывный фокус на конечном результате являются лучшими мотиваторами для учебы и не только.
Смотрите также: Корпоративное образование с удаленным доступом
Первое, с чего следует начать студенту — определиться с целью, ответить на вопрос: «Зачем?». Если цель неочевидна, лучше потратить больше времени на обдумывание и построение той самой картинки в голове. Советую ученикам задавать такие же вопросы преподавателям, делая это не ради какого-то противостояния, а для того, чтобы синхронизировать собственные ожидания с методами достижения поставленных целей, которые предлагает учебное заведение.
А преподавателям рекомендую почаще фасилитировать беседы с учениками на эту темау, а также самим регулярно осматривать учебный материал и инструменты, задавая себе те же вопросы.
Фото Pixabay
При использовании материала гиперссылка на соответствующую страницу портала HR-tv.ru обязательна
Что Вы думаете об этом?