Селекция инженеров: проект «Гранты СИБУРа»
Проект «Гранты СИБУРа» существет с 2012 года, в 2019 году он распространился на большинство регионов присутствия компании и реализовывался совместно с образовательным центром «Сириус». О том, как отбирать талантливых школьников и создавать для них социально-профессиональный лифт в сферах химии и инжиниринга, рассказывает Юлия Воротникова, руководитель направления по работе с молодежью корпоративного университета ООО СИБУР.
Проект «Гранты СИБУРа» претендует на победу в бизнес-премии WOW!HR в номинации Be Cool .
В компании СИБУР особое внимание уделяют развитию устойчивости бизнес-среды во всех ее измерениях, особенно социальном. Поэтому ряд стратегических инициатив Корпоративного университета компании посвящен привлечению и сохранению талантов.
Читайте также: Перспективных инженеров надо выявлять в детстве: опыт Норникеля
Наша программа ориентирована на формирование у старшеклассников развитых компетенций в соответствии с требованиями СИБУРа к «инженеру будущего» и подготовка ребят к поступлению в вузы на профильные направления.
На этой основе были сформулированы задачи проекта :
- идентификация талантливых школьников в регионах присутствия компании. Формирование пула кандидатов под долгосрочную потребность компании;
- знакомство школьников с бизнесом компании, требованиями к профилю компетенций, стратегиями развития. Формирование лояльности к бренду и инженерным профессиям;
- развитие базовых профессиональных навыков, проектных и софт-компетенций инженера с учетом операционных и производственных изменений компании. Подготовка сотрудника под целевой профиль компетенций, ранняя адаптация к производству;
- создание среды эффективной осознанной профессиональной самореализации. Развитие целевых поведенческий компетенций, раннее формирование карьерного трека;
- знакомство школьников с инженерными специальностями вузов-партнеров компании и возможными карьерными треками. Обеспечение потока абитуриентов в инженерные вузы, последующее заключение целевого контракта под конкретную вакансию на производстве в соответствии с планом найма.
Подготовка проекта
Проект «Гранты СИБУРа» прошел несколько стадий:
- формулировка концепта программы и расчет бюджета;
- согласование концепта программы и бюджета с руководством компании;
- вовлечение университетов в программу со стороны Корпоративного университета (дизайн мастерских, приглашение ректоров);
- синхронизация программы с активностями по корпоративному WS;
- организация отбора школьников совместно с «Сириусом»;
- согласование привлеченных экспертов («Сириус» привлекает, компания согласовывает);
- организация доставки участников;
- проведение мероприятия;
- сопровождение выпускников программы.
Мы изучали аналогичные программы других компаний, но понимали, что важно погрузить детей в ролевые модели позиций на предприятии (профессиональные и поведенческие), дать попробовать решить задачу реального производства. Поэтому не просто перенесли в программу корпоративные тренинги, но и дали попробовать производство «руками».
Принципиальное отличие данного проекта от других подобных состоит в следующем:
- задачи по формированию кадрового резерва компании интегрируются в работу со школьниками;
- обеспечивается связка «талантливая молодежь – вузы партнеры компании»;
- в рамках образовательной программы для школьников формируется целевой профиль компетенций молодого специалиста;
- программа ориентируется на формирование практических навыков, в том числе по стандартам WS.
Образовательная программа «Грантов СИБУРа» включала:
- мини-интенсивы по профильным инженерным компетенциям и разработку исследовательского или инженерно-технического проекта в сфере аналитической химии или инжиниринга;
- серию мастер-классов по развитию «гибких навыков» учащихся (soft-skills);
- серию лекций и встреч с экспертами ОЦ «Сириус», СИБУРа, партнерских вузов СИБУРа;
- знакомство с деятельностью компании СИБУР: встречи с топ-менеджерами и руководителями производств, презентации компании и профессий в рамках отраслевого чемпионата World Skills;
- площадку для общения и совместного творчества.
Команда и вложения
Научно-методическое и кадровое сопровождение программы осуществляли :
- Институт нефтехимического синтеза имени А.В. Топчиева Российской академии наук;
- Корпоративный университет СИБУРа;
- Лаборатории «Прототипирование», «Схемотехника и электроника», «Умный город» Научного парка «Сириус».
Продвижение проекта входило в зону ответственности Образовательного центра «Сириус» и было заложено в корпоративную программу «Формула хороших дел», под брендом которой проходил проект.
Этапы реализации
Вся работа над проектом заняла семь месяцев - с февраля по август.
Сначала мы организовали комплексный многоступенчатый отбор талантливых школьников в регионах присутствия компании, мотивированных на собственное развитие в сфере инженерии. Оценивались:
- академическое портфолио;
- портфолио достижений внеучебной деятельности (участие и результативность в интеллектуальных, творческих и спортивных конкурсах);
- мотивационное эссе (цель участия в программе и развитие школьника в компании СИБУР).
- тестирование по химии и физике;
- решение кейса по профилю программы (научно-исследовательская или инженерно-технологическая проблема из практики реального нефтехимического производства СИБУРа).
В результате к участию в программе были допущены школьники 9-11 классов из городов:
- Нижний Новгород, Балахна, Дзержинск и Кстово (Нижегородская область);
- Благовещенск и Уфа (Республика Башкортостан);
- Губкинский, Муравленко и Ноябрьск (Ямало-Ненецкий автономный округ);
- Нижневартовск, Нягань и Пыть-Ях (Ханты-Мансийский автономный округ);
- Благовещенск (Амурская область);
- Тюмень и Тобольск (Тюменская область);
- Воронеж;
- Пермь;
- Томск.
Отдельной номинацией были приглашены школьники с июльской смены «Сириуса» «Большие вызовы», успешно решившие задачу компании и защитившие прототип перед экспертами предприятий.
Затем шел образовательный блок проекта с фокусом на развитие базовых инженерных компетенций: обучение 3D-моделированию, методам химического анализа, прототипированию и 3D-печати.
Была организована проектная деятельности по инженерным темам на базе лабораторий «Сириуса».
Прошли сессии по soft skills: командная работа, тайм-менеджмент, осознанность развития, навыки презентации, ораторское искусство.
Затем будущие инженеры прошли программу профессиональных проб в рамках отраслевого World Skills, когда по каждой корпоративной компетенции:
- проведен инструктаж и описан функционал сотрудника;
- дана возможность попробовать отдельные действия на конкурсном посту своими руками;
- отдельно акцентированы «мягкие» компетенции, которые важны на конкретном рабочем месте.о погружение в профессии через вовлечение в отраслевой World Skills и мастерские от экспертов компании .
Затем школьники прошли через мастер-классы университетов по профкомпетенциям и public talks с менеджментом профильных инженерных школ вузов-партнеров.
Преодоление сложностей
Сложности возникали на месте: школьники не всегда были готовы к взрослым ролям. Поэтому мы проделали большую работу по развитию осознанности и learning culture, которые в школе не взращиваются, но требуются на предприятии.
Смотрите также: Фестиваль науки как способ возродить инженерные династии
Итоги
Удовлетворенность участников «Грантами СИБУРа» высокая. Вузы увидели своих абитуриентов и до сих пор участники проекта посещают занятия уже в рамках дополнительных программ образования.
NPS программы у всех участников максимальный. После завершения проекта компания продолжает адресную коммуникацию со школьниками, сопровождая их до поступления в инженерный вуз.
Ведется работа по выделению целевых мест в приемную кампанию университетов-партнеров 2020 года.
Фото ООО СИБУР
При использовании материала гиперссылка на соответствующую страницу портала HR-tv.ru обязательна
Если в вашей компании были реализованы не менее интересные и эффективные проекты, расскажите о них на конференции WOW!HR 2020 .
{@ tpl tpl="feedback-form.tpl"}
Что Вы думаете об этом?