Развитие сотрудников без бюджета: как обойти минусы дешевизны

Мечта любого руководителя – развивать персонал без крупных, а лучше – вообще без вложений.

Как это сделать, как создать в компании "атмосферу роста", как научиться разумно сочетать все возможности недорогого или бесплатного обучения и меньше всего ощущать его недостатки, порталу HR-tv.ru рассказала Наталия Ечкалова , кандидат экономических наук, доцент, директор по обучению и развитию персонала Страховой компании "Согласие".

карандаши, краски, письменные принадлежности, обучение без бюджета, развитие без бюджета, обучение сотрудников без бюджета, развитие сотрудников без бюджета, обучение персонала без бюджета, развитие персонала без бюджета, как незатратно обучить коллектив, как обучать коллектив без денег, как бюджетно обучить коллектив, Наталия Ечкалова, Страховая компания "Согласие", обучение коллектива, как обучать, тренеры в компании,  коуч, коучинг, learning by doing, развивающая среда, мотивация

- Наталия, какие рекомендуете способы обучать и развивать сотрудников без вложений?

- Конечно, любой корпоративный университет борется за бюджет, который позволил бы приглашать известных провайдеров рынка корпоративного обучения, потому что развивать сотрудников только своими силами просто не интересно. Ведь есть так много внешних возможностей!

Но если уже так случилось, что у центра обучения в компании мало или совсем нет средств в бюджете, то можно использовать несколько приёмов:

Во-первых, обучение персонала своими силами, то есть тренерским составом внутри компании . Мне известны примеры многих руководителей корпоративных университетов, которые воспользовались кризисными временами, создали собственные программы обучения и с успехом обучают сотрудников своих компаний, а также и своих бизнес-тренеров. Кроме того, может быть выстроена система наставничества, обучения на рабочем месте learning by doing , новая система управления ( руководитель как коуч ).

Во-вторых, многие компании имеют корпоративную социальную сеть, в которой очень удобно создавать развивающую среду : ведущие эксперты ведут собственные блоги, размещаются новейшие материалы по различным аспектам деятельности компании, а также по всем текущим проектам. Отдельным модулем системы может работать библиотека методических материалов, а также бизнес-литературы.

В-третьих, существует очень много возможностей бесплатного участия в демотренингах и бизнес-завтраках, вебинарах с представлением новых идей по обучению персонала у внешних провайдеров. Как правило, провайдеры по обучению сами рассылают такие приглашения в корпоративные университеты или же их можно найти на сайтах/страничках в соцсетях провайдеров.

Читайте также: Мотивация: 7 действенных приемов

- В чем достоинства и недостатки этих методов?

- Обучение персонала своими силами, равно как и взращивание талантов внутри компании посредством инструментов наставничества и внутрикорпоративного коучинга имеет ряд преимуществ: глубокая профессиональная экспертиза тренерского состава, возможность смешивания обучения деловых и профессиональных компетенций на одном обучающем мероприятии, обучение становится флагманом развития корпоративной культуры. Но есть и недостатки обучения своими силами: профессиональное выгорание внутренних тренеров вследствие повторения одних и тех же тренингов для схожей аудитории, недостаточная мотивация тренеров изучать новые развивающие практики из-за отсутствия внешней конкуренции, "сглаженная" обратная связь от участников обучения из-за их нежелания идти на конфликт с внутренним подразделением компании (центром обучения).

Корпоративная социальная сеть как развивающая среда может быть очень полезна: обмен опытом и знаниями выходит за рамки одного подразделения компании, и начинается кросс-функциональное взаимодействие, ломаются коммуникативные барьеры и сокращаются вертикально-иерархические расстояния, сотрудники мотивируются к саморазвитию и помощи в развитии друг друга. Однако здесь тоже есть обратная сторона медали: некоторые активные сотрудники настолько увлекаются соцсетью, что фактически перестают выполнять свои функциональные обязанности, "зависая" в виртуальном сообществе или библиотеке часами.

Бесплатное участие в демотренингах, бизнес-завтраках и вебинарах, конечно, очень полезно, так как вы всегда остаетесь в тренде новшеств на рынке обучения и у вас могут появиться новые идеи для собственных тренингов. Но есть и минусы: чаще всего подобные показательные мероприятия имеют лишь PR-цель, и самое интересное и важное скрывается или откладывается на потом: "Приходите к нам на платный семинар, мы вам раскроем все тайны!"

Читайте также: 6 идей нематериальной мотивации сотрудников

- Что наиболее эффективно, на ваш взгляд? Что вы рекомендуете чаще всего?

- Я за "микс"! Нужно научиться разумно сочетать все возможности недорогого или даже бесплатного обучения, делать акцент на создании среды для саморазвития, мотивировать сотрудников к этому. Лучший мотиватор – это пример самого лидера компании. И хорошо, что таких примеров становится все больше и больше.

- Как организовать обучение? К чему нужно быть особенно внимательным?

- Все обрисованные мною возможности для развития сотрудников без бюджета должны быть выстроены системно из одного центра – как правило, этим центром выступает в компании Корпоративный университет или HRD.

Внимательным нужно быть к качеству, а не к количеству развивающих мероприятий или каналов. Нельзя опускать "планку", даже если обучение бесплатное!

При использовании материала гиперссылка на соответствующую страницу портала HR-tv.ru обязательна

0

Что Вы думаете об этом?

Прокомментировать

Рекомендуемые материалы