Пять моделей рабочего места после пандемии
Дэниэл Дэвис – профессор и исследователь в области будущего работы.
После пандемии многие очень удивились, насколько эффективно люди могут работать из дома. Теперь, когда ограничения постепенно снимаются, перед руководителями встает вопрос: а возвращать ли сотрудников в офис? Или оставить их на удаленке? Эксперты расходятся во мнениях на тему того, что в итоге победит.
Читайте также: Джош Берсин: Переработки – не лучшая стратегия в постпандемию
Недавно я опросил 1600 австралийских офисных работников и проинтервьюировал руководителей предприятий. Почему Австралия? Потому что австралийцы, вместо того чтобы ждать вакцину, предпринимали активные усилия по контролю вируса : закрывали границы для нерезидентов, ограничивали межгосударственные поездки, вводили указы о пребывании дома и проводили отслеживание любых всплесков. В октябре 2020 года, когда страна выходила из режима жесткой изоляции, только 7% сотрудников в Мельбурне вернулись в офис. Этот город пострадал больше всего. К апрелю вернулись более 41%. В городах, где обстановка была лучше, Перте и Аделаиде, в офисах работает более 70% сотрудников. Это чуть ниже того показателя, который был до пандемии. Из-за периодических вспышек болезни случаются ограничения со стороны правительства, но по большей части австралийцы уже спокойно передвигаются, собираются на мероприятиях и ходят на работу. После года потрясений руководители отмечают, что сотрудники охотно возвращаются на рабочее место и хотят привычного комфорта. Это одна из причин быстрой заполняемости помещений. Но есть и другой пример: гигант софта Atlassian объявил, что работникам нужно будет приходить в офис только 4 раза в год!
Интересно, что в Австралии много разных моделей рабочего места. Я побеседовал с руководителями компаний и выделил пять основных.
- Как было. Сотрудники возвращаются в офис с режимом 5/2 с 9 утра до 17 вечера. Могут быть вариации в плане гибкости , большее соблюдение гигиены. Но в основном всё так же.
- Офис как «клубхаус». Гибридная модель, при которой сотрудники приходят в офис, когда необходимо их присутствие, а в основном работают из дома. Офис – это центр общения.
- Мобильность, в зависимости от обязанностей. Сотрудники работают в офисе, но не имеют конкретного места. Проводят свой день, перемещаясь между разными рабочими местами: конференц-залами, круглыми столами, комнатами отдыха. До пандемии в подобных австралийских офисах было 8 столов на каждые 10 человек. После пандемии их количество сократят до 5 столов на 10 человек, так как ожидается, что многие сотрудники будут работать преимущественно из дома.
- Дополнительные офисы. Вместо поездок в основной офис в центральном деловом районе сотрудники приходят в небольшие пригородные офисы рядом с домом. Так они экономят время на дорогу, сохраняя общение с коллегами.
- Полная удаленная работа. Сотрудники работают откуда угодно, что позволяет не тратить деньги на аренду офиса.
Все эти модели не новые, а полноценная удаленка была довольно распространена до пандемии. Крупные компании, как Yahoo!, IBM и HP уже давали сотрудникам возможность так работать. Сегодня же умение подстраиваться и менять курс становится ценным для любых компаний. Генеральный директор компании JPMorgan Джейми Даймон недавно подвергся критике за то, что собирался вернуть всех сотрудников в офис и продолжить так же работать, как и раньше, отменив даже Zoom .
У каждой модели свои достоинства. Модель, основанная на смене обязанностей, экономит пространство, но требует сильных культурных преобразований. Дополнительные офисы полезны там, где персонал делится не по проектам, а географическому положению. Несмотря на желание вернуться к прежнему режиму , скорее всего, удаленная работа сохранится в достаточной степени.
Сотрудники не уверены, чего они хотят больше: гибридная модель очень удобна, но при этом полностью уходить на удаленку хотят менее 20% опрошенных. Есть различия и в зависимости от гендерного фактора: женщины ценят гибкость выше, чем мужчины. Менеджеры предпочитают вернуться к работе «как было». Молодежь стремится к удаленке. Так что нельзя подобрать один вариант для всех: самое правильное – опросить сотрудников внутри компании.
Смотрите также: ГК «Илим» внедрила online-сервис самообслуживания для сотрудников «Личный кабинет»
Руководителям нужно оценивать цели и стратегию, желания людей при выборе модели работы. Например, компания, которая выпускает программное обеспечение и продает через Интернет, может спокойно работать полностью удаленно. Дизайнерской фирме подойдет вариант «клубного дома», чтобы использовать офис для работы и общения с клиентами.
С учетом продолжающейся нестабильной обстановки в мире сложно предугадать, что будет. Но колебаться нельзя, иначе нет шансов выйти из пандемии невредимыми. Необходимо обозначить свой путь и варианты работы, внося корректировки по ходу дела.
Оригинал статьи — Источник
Данный материал был взят из еженедельного обзора мировых HR-СМИ, подготовленного для слушателей Академии HR-tv.ru . Если и Вы хотите каждый понедельник получать свежую подборку переводных материалов, то подключайтесь к нашей образовательной среде и чату поддержки. Подробнее о подписке .
Фото Unsplash
При использовании материала гиперссылка на соответствующую страницу портала HR-tv.ru обязательна
Что Вы думаете об этом?