«Страна железных дорог»: знакомство с профессией от ОАО «РЖД»
В ОАО «РЖД» действует масштабная программа для школьников. На 16 железнодорожных полигонах по всей России они знакомятся с интересными профессиями, проходят теоретические и практические курсы, совмещенные с геймификацией и развитием soft-навыков. О том, как заинтересовать детей и сориентировать их на обучение в профильных техникумах и вузах рассказывает Александр Збарский , заместитель начальника Департамента управления персоналом.
Проект «Страна железных дорог» претендует на победу в номинации Be Cool бизнес-премии WOW ! HR 2020 .
Мы изучили опыт крупнейших российских компаний, а также имеющиеся практики в Республике Беларусь, Украине, странах Восточной и Западной Европы. На сегодняшний день в российской практике отсутствуют аналогичные проекты.
Читайте также: Перспективных инженеров надо выявлять в детстве: опыт Норникеля
В нашей программе собраны самые эффективные методы, используемые другими компаниями.
Таким образом, проект «Страна железных дорог» стал симбиозом всего лучшего. Из нашего ноу-хау можно отметить комплексность программ:
- образовательные модули, подготовлены лучшими преподавателями ведущих железнодорожных вузов и постоянно обновляются;
- программа включает актуальные практики — промышленный дизайн, робототехнику;
- внедряются инновационные технологии — виртуальная и дополненная реальность.
Эти инструменты дают возможность разносторонне показать перспективы развития новых направлений в железнодорожной отрасли.
Для обеспечения вовлеченности детей в проект, перемещения фокуса внимания и получения ими опыта взаимодействия в группе (команде), в рамках проекта предлагались разные форматы проведения занятий:
- игры — интерактивные, стратегии, деловые;
- исследовательские эксперименты;
- решение кейс-задач;
- проектная и творческая деятельность.
Для РЖД важно не только показать преимущества работы в крупнейшей транспортной компании страны, но и включаться в развитие личностных, актуальных компетенций и навыков нового поколения, учить эффективной работе в команде, раскрывать и укреплять лидерские качества.
Команда проекта и вложения
Проект реализован силами наших работников, педагогами частных образовательных учреждений ОАО «РЖД», а также преподавателями профильных вузов.
В ОАО «РЖД» выстроена вертикальная система управления. В команду «Страны железных дорог» входят:
- идеологи — пять человек из отдела профориентации ОАО «РЖД»;
- специалисты на полигонах 16 железных дорог;
- самая важная часть команды — профессионалы, которые непосредственно работают с детьми на детских железных дорогах и в технопарках.
Таким образом, можно отметить, что география команды, как и география проекта — вся страна.
Основные затраты связаны с содержанием инфраструктуры, обновлением материально-технической базы, заработной платой преподавателей и инструкторов. Учитывая уникальность компании — масштаб, географию, численность — бюджет проекта значительный.
Реализация проекта
Проект внедрялся этапами:
- Подготовка концепции с описанием основных подходов к профориентации , где отдельное внимание уделялось вопросам управления и цифровизации.
- Проведение комплекса мероприятий по актуализации и совершенствованию традиционных профориентационных программ, таких как детские железные дороги, опорные школы и смены в детских оздоровительных лагерях ОАО «РЖД».
- Заключение соглашения с партнерами по проекту (МДЦ «Артек», ВДЦ «Океан», ВДЦ «Смена») о расширении поля работы с молодежью.
Таким образом, проект был реализован постепенно, в течение календарного года.
Продвижение и коммуникация
Коммуникационная поддержка проекта включала внедрение локальных актов, информационные активности разных форматов, публикации в корпоративных СМИ и репортажи как на РЖД ТВ, так и на региональном ТВ.
В большей степени мы информировали сотрудников о мероприятиях и возможностях программ, нежели вовлекали в непосредственное участие.
Преодоление трудностей
Основная сложность реализации — это масштаб проекта. С учетом широкого спектра мероприятий практически во всех субъектах Российской Федерации, разницы часовых поясов и большого количества стейкхолдеров, большое внимание уделялось системе контроля и координации.
Для решения этих задач созданы группы активистов на полигонах железных дорог. Они обеспечивают своевременную реализацию и поддержание единой концепции проекта.
Реакция персонала и оценка партнеров
Отношение коллектива к проекту более чем позитивное. Безусловно, работа со школьниками — благодарная, а возможность видеть результат своей деятельности мотивирует.
Из неожиданностей мы отметили увеличение спроса педагогов и инструкторов на повышение квалификации. Чувствуя высокую ответственность, коллектив инициировал прохождение дополнительных программ обучения, освоение новых компетенций и навыков.
Безусловно, все стороны, имеющие отношение к «Стране железных дорог» почувствовали эффект:
- для партнеров это дополнительное продвижение своего продукта, повышение его качества ;
- для сотрудников компании, в особенности тех, у кого дети школьного возраста, это возможности, связанные с развитием и дополнительным образованием детей, интересным и полезным досугом;
- внешний периметр отреагировал спросом на услугу. Сегодня он превышает наши возможности, очередь из желающих поступить на обучение в детские железные дороги и технопарки в ряде регионов достигает нескольких сотен человек.
Результаты проекта
По итогам приемной кампании 2019 года в сравнении с 2018 годом на 7% увеличилось количество поступивших в профильные железнодорожные вузы по программам среднего специального и высшего профессионального обучения.
Смотрите также: В «Ростелекоме» разгадали секрет привлечения молодежи
Результат эффективности профориентационных мероприятий — это укомплектованность персоналом в перспективе 3-5 лет.
Мы работаем на будущее, и понимаем, что эту работу необходимо вести, постоянно совершенствуя подходы и предлагая больше востребованных активностей для детей.
Фото ОАО «РЖД»
При использовании материала гиперссылка на соответствующую страницу портала HR-tv.ru обязательна
Если в вашей компании были реализованы не менее интересные и эффективные проекты, расскажите о них на конференции WOW!HR 2020 .
{@ tpl tpl="feedback-form.tpl"}
Что Вы думаете об этом?