Шесть трендов обучения сотрудников в 2021 году

Пандемия мгновенно и радикально трансформировала привычную реальность, а IT-отрасль оказалась «на передовой» этих изменений. Многим компаниям пришлось заметно ускорить проекты по внедрению цифровых продуктов и технологий; экстренно разворачивать инфраструктуру для удалённой работы, обучения и коммуникации; управлять передачей данных и обеспечивать информационную безопасность. Всё это потребовало от специалистов новых знаний и навыков. Заметно трансформировались и процессы обучения в технологических компаниях .

Шесть трендов обучения сотрудников в 2021 году, Татьяна Золотарёва, Rubytech, тренды обучения сотрудников, система обучения сотрудников, проведение обучения сотрудников, формы обучения сотрудников, виды обучения сотрудников, внутреннее обучение сотрудников

Экстренно прокачивать пришлось не только hardskills, но и «гибкие навыки» сотрудников. Чтобы выжить в кризис, технологические компании стараются быть максимально адаптивными, активно обучают и переобучают свой персонал. Ведь именно IT-специалисты стали тем незаменимым ресурсом, без которого сегодня не может полноценно функционировать ни одно производство, государство и общество.

Читайте также:

Что изменится в 2021 году? Какие тренды будут усиливаться, а какие ослабевать, как перераспределятся бюджеты на обучение, рассказывает Татьяна Золотарёва , заместитель генерального директора Rubytech.

Blended learning и онлайн с нами надолго

На самом деле, корпоративное обучение уже давно стало смешанным. Этот тренд наметился ещё до пандемии. Однако активно о нём заговорили только сейчас. Концепция подхода blended learning, или смешанного обучения, заключается  в соединении двух сущностей: форматов обучения (мастер-классы, case-study, коуч-сессии, тренинги и многое другое) и видов обучения (онлайн или офлайн). Именно этот подход станет доминирующим в 2021 году.

Даже после того, как пандемия минует, привычка к социальному дистанцированию останется. Можно с уверенность утверждать, что онлайн-форматы будут преобладать в корпоративном обучении. Однако уже сегодня люди заметно устали от онлайна, им не хватает живого общения. Поэтому, если эпидемиологическая ситуация будет складываться благоприятным образом, компании вернут в офлайн часть активностей. Ведь сотрудникам, которые проходят обучение, важно чувствовать групповую динамику, сопричастность не только на интеллектуальном, но и на эмоциональном уровне. Онлайн, к сожалению, такой возможности в полной мере не даёт.

Наиболее логичным и разумным с точки зрения финансовых вложений станет применение в компаниях смешанного подхода к обучению. Он позволит эффективно совместить очное обучение и онлайн.

Эмоций и эмпатии в e- learning станет больше

Уходящий год позволил нам убедиться в том, что виртуальная коммуникация очень скудна и ограничена в эмоциональном плане. А поскольку эмоциональная вовлечённость является одной из важнейших составляющих обучения, качество усвоения информации во время онлайн-мероприятия несколько ниже, чем в офлайне.

Не случайно многие опытные спикеры и профессиональные педагоги не слишком поощряют онлайн-формат. Ведь далеко не всегда возможно взаимодействовать с аудиторией полноценно, если ты находишься «по ту сторону экрана». Контакт глаз, отслеживание живых реакций и мимики позволяет выбирать именно тот способ подачи информации, который больше всего походит для конкретной аудитории. К сожалению, онлайн пока ещё не может передать весь спектр человеческих эмоций  каждого участника обучения и не способен передать общий эмоциональный фон группы обучающихся, столь важных для эффективного и полноценного обучения.

Не случайно такие сервисы, как MSTeams, Skype, Zoom, Webex и другие все активнее внедряют в свой функционал всевозможные эмодзи, наклейки, смайлы и реакции, чтобы хоть как-то сымитировать подобие живого общения. Аналогичные возможности запускают и ведущие образовательные платформы. Правда, их внедрение не всегда коррелируется с их использованием. Нужно время, чтобы люди к ним привыкли.

Мы стараемся следовать этому тренду и стремимся сделать все удалённые форматы обучения максимально интерактивными, эмоциональными и вовлекающими. С этой целью мы активно используем опросы, голосования и квизы во время обучения. Организуем конкурсы и награждаем самых активных участников призами. Так мы отслеживаем вовлечённость участников в процесс, собираем обратную связь, создаём максимальный эффект «живого общения» в онлайн-режиме.

Короткие форматы в приоритете

Офлайн-обучение не слишком эффективный инструмент для людей с низким уровнем концентрации или для чрезмерно загруженных сотрудников. Пожалуй, каждый из лекторов сталкивался с ситуацией, когда слушатель формально присутствует на вебинаре, но по факту он занят своими рабочими делами.

Чтобы этого не происходило, лучше придерживаться простых, но эффективных правил:

  • Использовать короткие, но эффективные форматы онлайн-обучения. Фундаментальное погружение лучше отложить до того момента,  когда мы все снова выйдем в офлайн. Либо дробить «большие» темы на составные части и давать информацию дозированно.
  • Стараться всегда быть в тесном контакте с аудиторией: отвечать на вопросы, вести диалог, стимулировать вовлечённость в процесс, запускать различные опросы и голосования во время обучения.
  • Использовать новейшие инструменты и приложения для интерактивной коммуникации с участниками обучения: инструменты для голосования наподобие Mentimeter; интерактивные доски типа Trello и Miro; различные обучающие приложенияи др.
  • Предусматривать альтернативные каналы и инструменты коммуникаций на случай нестабильного интернет-соединения. Ведь иногда сотрудники подключаются к онлайн-трансляции с мобильных.
  • Обязательно делать качественные записи всех обучающих мероприятий, чтобы каждый из слушателей при необходимости мог вернуться к материалу в удобное для него время.

Цифровой этикет и информационная гигиена— то, чему придётся научиться всем

2020 год заметно изменил все привычные бизнес-процессы — от проведения совещаний до организации корпоративного обучения. Информация становится исключительно цифровой, а подход Data Driven уже давно господствует в бизнесе.

Чтобы избежать утечек критически важных для бизнеса сведений и сделать усложнившиеся коммуникации между людьми более комфортными, важно соблюдать ключевые принципы цифрового этикета и информационной гигиены. Навыки удаленного общения довольно просты, однако их очень сложно формализовать и отработать. Поэтому, чтобы сделать корпоративное общение нетоксичным и безопасным, сотрудникам ещё придётся закрепить свои умения на уровне softskills. Именно эти аспекты найдут отражение в программах корпоративного обучения в 2021 году.

К слову, эта проблема характерна не только для России, но и для всего мира. Не случайно, в декабре издание New-York Times объявило неделю цифрового этикета: редакция опубликовала серию полезных материалов о корпоративном онлайн-общении и поведении в сети.

Бизнес будет продолжать считать ROI в обучение

В 2021 году любые управленческие решения будут базироваться на аналитике. Не станет исключением и корпоративное обучение. Бизнес продолжит тщательно рассчитывать рентабельность обучающих программ. Вместо того, чтобы создавать дорогостоящие индивидуальные курсы, компании будут актуализировать, упорядочивать, унифицировать и переупаковывать уже имеющийся обучающий контент. Не менее тщательно руководство начнёт рассчитывать ROI или коэффициент возврата инвестиций в обучение. Этот коэффициент показывает соотношение прибыли от курса обучения к сумме затрат на него.Такой подход позволяет сохранять фокус на эффективности вложения средств в обучение.

По итогам обучения в Rubytech мы используем классическую модель Дональда Киркпатрика. Она позволяет не только подсчитать эффективность обучения, но и совершенствовать программы в дальнейшем, повышая качество подготовки сотрудников. Всегда проводим опросы коллег, интересуемся их мнением о преподавателе и информационной насыщенности тренинга или курса. Кроме того, стараемся замерять навыки и знания участников до начала обучения и по окончании курса. Организуем тесты и экзамены, сравниваем показатели качества знаний той группы, которая прошла обучающий курс, с группой, которая его не проходила. Это позволяет нам провести объективную оценку обучения и понять, насколько полно и эффективно каждый конкретный курс закрывает потребности бизнеса.

Дальновидные работодатели будут поощрять стремление сотрудников учиться

Согласно исследованию консалтинговой компании Burning Glass, каждая восьмая вакансия в мире предполагает наличие у кандидата принципиально новых компетенций. Причём, как правило, цифровых. Чтобы постоянно «обрастать» новыми знаниями и умениями, сотрудники должны обладать высокой адаптивностью, гибким интеллектом и иметь развитый навык самостоятельного обучения.

IT-отрасль иллюстрирует этот принцип гораздо более наглядно, чем остальные. Технические специалисты много читают, постоянно осваивают новые технологии, проходят обучение и сертификацию у технологических партнёров и производителей оборудования. Ведь каждый профессионал отлично понимает, что наличие необходимых знаний и сертификатов позволяет ему существенно повысить собственную стоимость на рынке труда. Для бизнеса же такие сотрудники становятся главным сокровищем. Наличие квалифицированных IT-экспертов позволяет компании заключать новые сделки, выигрывать тендеры и успешно реализовывать сложнейшие проекты. Поэтому обучение в IT-компаниях становится мощным инструментом удержания высококлассных профессионалов.

В постоянно меняющейся действительности совершенствования требуют и softskills сотрудников. Здесь, также очень важна их инициативность. Если желание обучаться исходит от специалиста , он мгновенно вовлекается в процесс и усваивает информацию на более глубоком уровне.

К чему готовиться в 2021 году?

Обучение поменялось: теперь оно полностью перешло в онлайн.

Шесть трендов обучения сотрудников в 2021 году, Татьяна Золотарёва, Rubytech, тренды обучения сотрудников, система обучения сотрудников, проведение обучения сотрудников, формы обучения сотрудников, виды обучения сотрудников, внутреннее обучение сотрудников

В наступающем году IT-компании немного сократят объёмы сложного технического обучения , предполагающего длительное офлайн-взаимодействие, или перенесут его на более поздние сроки. Вместо этого многие сосредоточатся на развитии у своих сотрудников softskills в соответствии с текущими потребностями бизнеса. Так, например, в штате нашей компании есть опытный коуч и бизнес-тренер международной квалификации, который изучает потребности бизнеса и, исходя из них, формирует точечные программы обучения. В нашем образовательном портфеле — более 100 различных тем и каждую можно оперативно адаптировать под нужды конкретных подразделений.

Смотрите также: CEO Coursera: «Нам нелегко угнаться за растущим спросом на обучение»

Чтобы компенсировать нехватку живого общения, технологические компании и системные интеграторы будут активно развивать форматы, которые бы способствовали обмену экспертизой между специалистами. В качестве примераприведу опыт Rubytech: не так давно в компании появился институт внутреннего спикерства. В рамках тематических образовательных сообществ сотрудники получили возможность делиться практическими знаниями с коллегами из смежных подразделений на системной основе, передавать им ценную профессиональную информацию в сублимированном виде. Спикер «изнутри» знает, как передать свой опыт, чтобы он был воспринят коллегами максимально эффективно. В этом и есть главный плюс данного подхода.

В целом же, в 2021 году важно сохранять гибкость как в плане подходов к обучению, так и в плане выбора инструментов, уметь анализировать ситуацию и быстро перестраиваться.

Фото Unsplash

При использовании материала гиперссылка на соответствующую страницу портала HR-tv.ru обязательна

0

Что Вы думаете об этом?

Прокомментировать

Рекомендуемые материалы