«Ловушки ума»: как связаны навыки мышления и реакция на кризис
Последние несколько месяцев весь мир живет в крайне необычной и непривычной ситуации. Сочетание эпидемиологического и экономического кризисов создает крайне высокую степень давления на людей всех социальных слоев — то есть, почву для обострения как клинических, так и пограничных состояний. Как это работает, рассказывает Илья Богин , управляющий партнер Insight Group.
Кризис обнажил не только существующие социальные проблемы, он создал благодатные условия для активизации «ловушек ума» — целого спектра когнитивных искажений, которые серьезно осложняют как жизнь самих людей, так и процесс выведения экономики из кризиса. Усилила этот эффект «инфодемия» — когда количество поступающей информации очень сильно выросло, при этом ее качество так же сильно упало, в том числе за счет появления значительное количество фейков, распространяемых с разными целями.
Читайте также: Паника vs осторожность: как адекватно воспринимать информацию
Существует масса когнитивных искажений, и для того, чтобы перечислить и разобрать их все, потребуется научная работа в объеме увесистого учебника. Я хочу обратить внимание на те из них, которые оказывают наибольшее влияние на социально-экономический ландшафт, а также предложить техники, позволяющие защититься от подобных искажений .
Отрицание
Одно из самых заметных явлений нынешнего кризиса — это отрицание самого кризиса. По данным недавно проведенного ВШЭ исследования, порядка трети россиян считают COVID-19 либо выдумкой, либо не верят в опасность эпидемии. И это — на фоне миллионов заболевших и тысяч погибших, переполненных больниц и прочих крайне заметных явлений.
Такое «ковид-диссидентство» сочетает в себе сразу несколько когнитивных искажений, основное из которых — противление:
- проявление ментальной инерции,
- неверие в угрозу,
- продолжение прежнего курса действий в условиях, когда переключиться абсолютно необходимо, откладывание перехода чревато ухудшением состояния при столкновении с экстренными ситуациями, неожиданными возможностями или внезапными помехами.
Это поведение перекликается со стадиями принятия изменений: первая из которых, отрицание, может сменяться второй — злостью и агрессией. Именно это мы могли видеть, когда разумные с виду граждане отказывались надевать маски в магазинах и устраивали скандалы на кассах в первые дни введения правил. Так действует еще одна ловушка ума — паттерн сопротивления, то есть потребность человека делать нечто противоположное тому, что некто побуждает его делать, потому что ему необходимо противостоять кажущимся попыткам ограничить его свободу выбора.
При сопротивлении люди часто действуют себе во вред, что легко увидеть по последствиям такого демонстративного пренебрежения средствами защиты. Яркий пример — это упорное нежелание защищаться от вируса, которое демонстрировали некоторые религиозные сообщества. Так, в десятках российских монастырей и церквей массово заразились послушники и прихожане, своими действиями проявив целый класс когнитивных искажений, имеющий отношение к переоценке своих возможностей .
Тут и эффект сверхуверенности, и иллюзия контроля, и одно из моих любимых искажений — эффект Даннинга-Крюгера, который заключается в том, что люди, имеющие низкий уровень квалификации, делают ошибочные выводы, принимают неудачные решения и при этом неспособны осознавать свои ошибки в силу именно что низкого уровня квалификации.
Теория заговора
Вторая яркая история, которая расцвела буйным цветом на фоне пандемии — это активизация теорий заговора. Причем, если раньше «масонские заговоры» и «всемирное правительство рептилоидов» казались выдумками особо впечатлительных граждан, и всерьез воспринимать их было довольно сложно, то сейчас, например, история про Билла Гейтса, который хочет чипировать человечество с помощью вакцинации против якобы им же придуманного коронавируса, начинает звучать из уст некоторых видных социальных и политических деятелей.
Сара Куниал из итальянского парламента, а также более знакомый нам Никита Михалков — в их числе. Вкупе с акциями по сжиганию якобы вызывающих COVID-19 вышек стандарта 5G, инициированных в некоторых вроде бы развитых странах типа Великобритании и Австралии, все это кажется уже не ловушкой ума, а массовым мракобесием.
Однако, этот эффект, вызванный повышенным стрессом от самоизоляции и постоянно меняющихся вводных, также можно объяснить с точки зрения психологии. Сторонники теорий заговора, помимо игнорирования базовых законов логики (например, невозможность доказать отсутствие того или иного явления или бремя доказательства, лежащего на том, кто высказывает тезис), также подвержены когнитивным искажениям. В основном они относятся к классу информационных искажений, которые возникают при избытке (или, напротив, недостатке) информации и неумении с ней корректно работать.
Среди них, например, иллюзия кластеризации — тенденция видеть паттерны и взаимосвязи там, где их нет (в своем предельном состоянии она называется «апофенией» и является одним из возможных симптомов расстройства шизофренического спектра). А также предвзятость подтверждения (тенденция искать или интерпретировать информацию таким образом, чтобы подтвердить имевшиеся заранее концепции). Все это умножено на селективное восприятие — когда принимаются во внимание только те факты, которые согласуются с ожиданиями.
Развитие мышления
Безусловно, полностью искоренить подобные явления достаточно сложно. Однако, если осознанно заниматься развитием критического и системного мышления, можно со временем сформировать собственную взвешенную позицию по отношению к происходящим событиям , а также получить возможность формировать такую позицию у окружающих.
Из чего состоит такой процесс? Нужно развивать рациональность и скептицизм как подход к познанию мира, освоить научный подход к принятию решений, изучить основные принципы работы причинно-следственных связей и видеть разницу между корреляцией и каузальностью Например, если после выступления Билла Гейтса о коронавирусах начался коронавирус, то это не означает, что он начался из-за выступления Билла Гейтса.
На практическом уровне это означает вдумчивую работу с источниками информации и их проверку на фальсификации, а также использование практической логики для формирования выводов и принятия решений, которые будут изолированы от влияния когнитивных искажений — потому что мы все, безусловно, в той или иной степени им подвержены.
Смотрите также: Век живи – век коучись
Я уверен, что мышление — важнейший метанавык в эпоху перемен. Кризис еще раз показал, как важно уметь быстро и эффективно принимать решения в ситуации постоянно меняющихся вводных. Мышление не является врожденным, его можно и нужно развивать. Развитие мышления — непростая, но крайне интересная и полезная работа, которая может существенно вырастить ваши результаты в ближайшем будущем и открыть новые горизонты карьеры. И тогда заговор инопланетян, взявших в рабы Билла Гейтса с целью дальнейшего контроля над доверчивыми землянами, сразу отойдет на второй план, а мы сможем заняться делами, требующими реального внимания, включенности и важных решений прямо сейчас.
Фото Pixabay
При использовании материала гиперссылка на соответствующую страницу портала HR-tv.ru обязательна
Что Вы думаете об этом?