Коронавирусный парадокс: массовый наем сотрудников во время пандемии
Кризис любит крайности. И пока перед одними сотрудниками двери закрываются, перед другими они все активнее распахиваются. В разгар пандемии сети доставок активно набирали армию поваров и курьеров, а онлайн-бизнесы в срочном порядке искали IT-специалистов и контент-менеджеров. Как был организован массовый подбор и обучение новичков в период самоизоляции, рассказывает Алеся Ракитина , HRD ВсеИнструменты.ру.
С необходимостью срочного массового наема сотрудников столкнулись многие зарубежные и российские компании. Amazon, крупнейшая платформа по продаже всевозможных товаров и услуг, собиралась нанять более 100 тысяч новых рабочих.
Читайте также: Массовый подбор персонала: найти и удержать
Наша компания после ввода ограничений в апреле открыла более 1000 вакансий, среди которых были менеджеры по продажам, операторы колл-центра, специалисты склада, продавцы в розничных магазинах и другие категории. В мае к ним добавилось еще 356 вакансий. И это только в штат! Также появилась потребность во фрилансерах, например, в контент-менеджерах для срочного вывода товарных позиций на сайт .
Удаленная работа — удаленный подбор
По большому счету, в процедуре подбора ничего не поменялось. Еще до пандемии люди могли дистанционно оставлять заявки и выполнять тестовые задания. Компаниям не составило большого труда перенести собеседования в онлайн — в Zoom и Skype. А дальше вставал вопрос адаптации нового сотрудника. Как удаленно передать опыт? Познакомить с политикой компании и позиционированием продукта? Научить правилам коммуникации с клиентами? Вариантов дистанционного обучения множество.
1. Самый простой — подготовить мини-брошюру с правилами фирмы и этапами работы. Это даст общее представление об обязанностях.
2. Более трудозатратный способ для работодателя, но более эффективный для новичка — программа адаптации. Чаще всего в нее входят презентации по продуктам с последующим тестированием. Можно использовать систему по управлению кандидатами ATS в виде классического приложения или онлайн-сервиса.
3. Продвинутый уровень — обучающие видеоролики. Во время самоизоляции было проблематично готовить материал, если он не был отснят заранее. Но если есть потенциальные возможности для реализации идеи — почему бы и нет? Это сразу даст понять кандидату, что от него требуется.
Вместо видеороликов можно устраивать, например, еженедельные онлайн-уроки, а затем проводить по ним экзамены в форме вопрос-ответ. В разговоре лучше всего можно оценить уровень ответственности, с которым сотрудник подошел к исполнению новых обязанностей.
4. Самый действенный способ — личный наставник , который будет «вести за руку» в течение всего испытательного срока: на каждом этапе поможет, подскажет, научит. Но, к сожалению, не многие компании располагают достаточным количеством кадров.
Без бумажек
Если брать сотрудника в штат, как быть с документами? Их можно принимать в виде скан-копий. А если необходимое оборудование отсутствует, то, как вариант, можно подписать заявление и послать в отдел кадров фотографию. К тому же с этого года компании переходят с бумажных на электронные трудовые книжки. Хотя полностью избавиться от физических носителей не получится, на время карантина — это выход .
Смотрите также: Массовый подбор персонала в ПАО «Совкомбанк»: +5000 за год
Практика пандемии в очередной раз напомнила, что за последние 10 лет мы сильно продвинулись вперед. Как оказалось, нет острой необходимости ежедневно присутствовать в офисе, если только не для поддержания корпоративного духа или подписания бумаг. Нет проблем в том, чтобы официально трудоустроиться онлайн и качественно выполнять работу удаленно. Нет трудностей с проведением дистанционных конференций и совещаний. Действительно, многие компании не были к этому готовы и реорганизацию пришлось проводить в срочном порядке. Но теперь можно сказать точно: бизнес прошел полезную школу, после которой он станет сильнее и мобильнее. И такая проблема, как массовый прием сотрудников, их оформление и адаптация, уже не будет стоять так остро.
Фото Pixabay
При использовании материала гиперссылка на соответствующую страницу портала HR-tv.ru обязательна
Что Вы думаете об этом?