Как бывшим муниципальным и государственным служащим устроиться на работу

Реформы госуправления часто оставляют за бортом большое количество специалистов , многие годы проработавших на госслужбе. Это могут быть как крупные руководители в ранге министров, так и клерки среднего звена – инспекторы, секретари, советники и помощники. В бизнес-структуры их берут неохотно, а на отдельные должности им прямо запрещено устраиваться законом. О том, как бывшим муниципальным и государственным служащим устроиться на работу, рассказали эксперты Профсоюза работников торговли и услуг.

Как бывшим муниципальным и государственным служащим устроиться на работу, ограничение на трудоустройство, ограничения на трудоустройство после увольнения, ограничение на трудоустройство гражданина после увольнения, ограничения по трудоустройству, срок действия ограничения на трудоустройство, срок действия ограничения на трудоустройство гражданина, ограничение на трудоустройство чиновника, ограничение на трудоустройство госслужащего

Кодекс запрещает

Ради борьбы с коррупцией трудовое законодательство вводит для бывших чиновников ряд ограничений на трудоустройство. Это вполне обосновано – если проверяющий инспектор сможет в любой момент перейти на сторону компании, которую он проверяет, это создаст дополнительные коррупционные риски.

Читайте также: Можно ли запретить сотруднику работать у конкурента?

Ограничения для чиновников сформулированы в статье 64.1 Трудового кодекса РФ. В ней указывается, что лица, проработавшие на должностях государственной и муниципальной службы, должны в течении двух лет при трудоустройстве в подконтрольную им организацию обязаны получать согласие специальной комиссии по соблюдению требований к служебному поведению служащих и урегулированию конфликта интересов.

При этом новый работодатель должен знать, что к нему устраивается бывший чиновник, поэтому соискатель должен предоставить ему сведения о последнем месте службы, а на прежнее место работы в десятидневный срок сообщить о заключении трудового договора с новым работодателем .

Если этого не сделать, суд может счесть это проявлением коррупции и наложить на нового работодателя экс-чиновника штраф в размере до 500 тыс. рублей. Требование распространяется и на договоры гражданско-правового характера, если вознаграждение по ним превышают 100 тыс. рублей в месяц.

Перечень должностей

Ограничения распространяются далеко не на всех экс-госслужащих. Перечень должностей, которые подпадают под действие статьи 64.1 ТК РФ утвержден указом президента России от 18 мая 2009 года №557.

В нем перечислены несколько сотен позиций как на муниципальном, так и на федеральном уровне. Например, к ним относятся руководители, помощники, советники и специалисты администрации президента РФ, аппарата правительства России, аппарата Госдумы и Совета Федерации, а также министерств, агентств и служб, перечисленных в Реестре должностей федеральной государственной гражданской службы.

Также ограничения касаются руководителей территориальных подразделений федеральных органов исполнительной власти и их заместителей, руководители подразделений МВД, МЧС, Минобороны, ФСБ и других силовых структур.

В указе президента перечислены должности Федеральной таможенной службы, Генеральной прокуратуры, Следственного комитета и других органов власти. Помимо них, ограничения распространяются на любые государственные должности, работа на которых предполагает выполнение организационно-распорядительных или административно-хозяйственных задач, предоставление государственных услуг гражданам и организациям, проведение контрольных и надзорных мероприятий, распределения ограниченных ресурсов (квоты, частоты связи и т.д.) и бюджетных ассигнований, управление государственным имуществом, закупки, выдачу лицензий и разрешений, хранение и распределение материально-технических ресурсов.

Только через комиссию

По закону о государственной гражданской службе (ФЗ от 27.07.2004 № 79-ФЗ), для предотвращения конфликта интересов у чиновников в каждом министерстве и ведомстве существуют комиссии по соблюдению требований к служебному поведению гражданских служащих и урегулированию конфликтов интересов.

В их состав входят заместитель руководителя министерства или ведомства, начальник кадровой службы, а также сотрудники управления кадров, юридического управления и других подразделений, перечень которых определяет руководитель ведомства.

При этом, закон «О противодействии коррупции» определяет конфликт интересов как «возможность получения доходов в виде денег» и другого имущества – то есть, трудоустройство вполне подпадает под эту категорию.

По сути, комиссия состоит из бывших коллег чиновника, и, если у него на работе был конфликт, они вполне могут «перекрыть кислород» и запретить трудоустройство в организацию, которая входила в сферу его интересов на службе. В таком случае нужно идти в суд. Однако, суд не всегда встает на сторону бывшего чиновника.

Как бывшим муниципальным и государственным служащим устроиться на работу, ограничение на трудоустройство, ограничения на трудоустройство после увольнения, ограничение на трудоустройство гражданина после увольнения, ограничения по трудоустройству, срок действия ограничения на трудоустройство, срок действия ограничения на трудоустройство гражданина, ограничение на трудоустройство чиновника, ограничение на трудоустройство госслужащего

Экс-сотрудница Роспотребнадзора, которая решила устроиться на работу в городскую поликлинику, получила отказ такой комиссии, поскольку ее должность входит в перечень, на который распространяются ограничения (главный специалист-эксперт), а поликлиника входила в зону ответственности чиновницы – в частности, она участвовала в выездных проверках поликлиники, составляла протоколы об административных правонарушениях в отношении должностных лиц этого учреждения.

Смотрите также: Модернизация подготовки внешнего кадрового резерва для блока логистики, переработки и сбыта (БЛПС) «Газпром нефти»

Комиссия посчитала, что функции, входившие в должностные обязанности бывшей сотрудницы, позволяли ей использовать служебное положение для оказания поликлинике «выгод и преимуществ», а значит это является коррупциогенным обстоятельством, поэтому отказала ей в трудоустройстве. Суд с такой позицией согласился, апелляции не помогли.

Чтобы избежать такой ситуации, нужно либо выдержать срок в два года между увольнением с госслужбы и трудоустройством на опекаемое ранее предприятие, либо не связываться с организациями и компаниями, входившими в зону ответственности во время работы в государственном ведомстве. Это может быть другой регион или другая сфера деятельности. Важно, чтобы не было конфликта интересов, а новый работодатель вовремя уведомил предыдущего.

Фото Unsplash

При использовании материала гиперссылка на соответствующую страницу портала HR-tv.ru обязательна

0

Что Вы думаете об этом?

Прокомментировать

Рекомендуемые материалы

Юлия Глухова
Корпоративная культура требует перемен: как понять, что пора меняться?

Согласно исследованию Массачусетского технологического института, в компаниях с безупречной репутацией и здоровой корпоративной культурой отмечается текучесть кадров ниже средней. Опрос среди сотрудников американских компаний показал, что токсичная корпоративная культура является одной из главных причин увольнений. Данный фактор опережает даже низкий уровень зарплаты. Люди готовы работать за меньшие деньги, но в более приятной обстановке. На российском рынке труда львиная доля (41%) увольнений происходит из-за постоянного стресса и выгорания на работе.

Чтобы сократить печальную статистику, необходимо объективно оценить обстановку в компании и начать действовать. Какие основные этапы придется пройти компании на пути трансформации корпоративной культуры? С какими трудностями придется столкнуться? Как донести новые ценности до сотрудников? Об этом расскажет директор по маркетингу и коммуникациям «Ингосстраха» Юлия Глухова, которая лидирует изменение корпоративной культуры в компании.