Уроки делегирования полномочий
В современных условиях делегирование полномочий является основным элементом достижения эффективности системы управления любой организацией. Чтобы наиболее эффективно использовать человеческие ресурсы, компании необходимо в полной мере задействовать потенциал каждого ее сотрудника. Достичь этого непросто – необходимо обучить руководителей искусству делегирования и создать в организации условия, которые бы располагали и побуждали к его использованию.
Делегирование представляет собой самый мощный и эффективный инструмент управления людьми, который может иметь руководитель. Суть его заключается в передаче руководителем отдельным своим подчиненным части собственных прав, обязанностей и ответственности , касающихся тех или иных задач.
Читайте также: 10 качеств успешного руководителя
При изучении теории и практики делегирования необходимо найти ответы на следующие вопросы:
– зачем делегировать (цели делегирования);
– что делегировать (объект делегирования);
– кому делегировать;
– когда делегировать (условия делегирования);
– как делегировать (принципы, организация делегирования);
– что препятствует делегированию? (препятствия и ошибки делегирования).
Руководитель, который принял решение делегировать полномочия своим подчиненным, обычно преследует следующие цели:
1. Освободиться от текучки и создать условия для решения стратегических задач управления. Руководитель, как известно, никогда не должен делать то, что может сделать подчиненный. И, кроме того, в любой организации выполнение работы происходит на низшем уровне иерархии.
2. Активизировать своих подчиненных. Каждому руководителю известна управленческая ситуация – ему необходимо что-то сделать, а его подчиненным – нет, они не проявляют интереса к работе. Российские и зарубежные специалисты отмечают рост отчужденности рядовых работников от целей предприятия: только 25-30% работников являются вовлеченными, остальные – пассивны.
Активизация работников в результате делегирования достигается за счет того, что у них возникает чувство самодостаточности, самоопределения, личной власти и значимости, чувство безопасности, то есть ощущение того, что они достаточно компетентны и способны решать поставленные перед ними задачи.
Стратегия предоставления прав
Характеристика |
Объяснение |
Самодостаточность |
Ощущение собственной компетентности |
Самоопределение |
Ощущение свободы личного выбора |
Личная власть (значимость) |
Ощущение обладания влиянием, ощущение значимости своей деятельности |
Доверие |
Ощущение безопасности |
Самодостаточность . Повышение самодостаточности, уверенности в себе является самым важным моментом, так как именно этим определяется настойчивость, проявляемая работником при решении сложных задач. Чувство самодостаточности противоположно ощущению собственного бессилия. Доказано, что чувство самодостаточности снижает алкогольную и наркотическую зависимость, избавлению от фобий, тревог, депрессии, повышает уровень стрессоустойчивости и даже улучшает процесс пищеварения.
Самоопределение . Самоопределение означает возможность выбора методов, используемых индивидом для достижения цели, темпов работы, а также сроков ее выполнения. Наделенный правами индивид чувствует личную ответственность за задание, поскольку он может определить сам, как, когда и насколько быстро он его выполнит. Важным компонентом самоопределения является возможность выбора.
Однако практика делегирования имеет не только преимущества, но и несет ряд рисков, важнейшими из которых являются следующие:
– существует возможность, что подчиненный, обладая меньшим опытом или знаниями, может пойти по пути, в бесперспективности которого руководитель уже убедился ранее. Это может привести к излишней трате временных и материальных ресурсов;
– выигрыш во времени, полученный руководителем при делегировании, может быть перечеркнут проигрышем из-за неправильно принятого решения;
– неправильное поведение сотрудников, действующих по поручению руководителя, может не только ухудшить социально-психологический климат в коллективе, но и нанести серьезный ущерб авторитету руководителя.
ЭТО ВАЖНО
Делегирование представляет собой систематизированный подход руководителя к управлению, который отличается от простой постановки задач следующими принципиальными критериями:
1. Сотруднику вместо отдельных указаний передается полный комплекс задач (или даже целый проект), а также ответственность за их выполнение.
2. Еще на начальном этапе исполнитель участвует в обсуждении планов, постановке целей. Это дает ему возможность самостоятельно выбрать путь реализации проекта, определить (под контролем руководства) его трудоемкость и сроки сдачи работ, заранее выявить «узкие» места, проблемы, понять, какие необходимы полномочия и ресурсы.
3. Работник несет ответственность за свои действия и обладает правом принятия решений в рамках делегированного поручения.
Как отмечалось выше, объектом делегирования являются права, обязанности и ответственность. Напомним, что права – это то, что человек можетсебе позволить по отношению к другим людям; обязанности – это то, что он должен делать по отношению к ним, а ответственность – это способность держать ответ за собственные решения и их последствия.
Читайте также: Делегируй и езжай отдыхать спокойно
При делегировании руководитель передает часть своих прав и обязанностей , а также частичную ответственность своему подчиненному , оставляя за собой генеральную ответственность . Делегировать полномочия можно лишь своим подчиненным, а отчитываться перед вышестоящим руководством все равно приходится первому руководителю. Таким образом, делегируя выполнение задачи, руководитель не снижает уровня собственной ответственности, генеральная ответственность сохраняется за ним и не подлежит делегированию.
Фото Pixabay
При использовании материала гиперссылка на соответствующую страницу портала HR-tv.ru обязательна
Что Вы думаете об этом?