Управление временем - нужна ли сейчас 40 часовая рабочая неделя?

Пандемия внесла корректировки в рабочий график большого количества людей. Даже, казалось бы, на первый взгляд чисто офисные специалисты, такие как финансисты и менеджеры по персоналу, научились работать удаленно. В первые дни перехода на домашний режим работы топ-менеджмент и работодатель били тревогу: «Они же не работают, когда не на виду!» Но время шло, в офис хоть и стали потихоньку возвращаться, но пришло понимание, что 100%-ной посещаемости мы больше не увидим.

Управление временем - нужна ли сейчас 40 часовая рабочая неделя, Плужникова Виктория, Управление временем, 40 часовая рабочая неделя, корректировки в рабочий график, 40 часовая рабочая неделя нужна, продуктивность работы, эффективность работы, результативность коммуникаций с коллегами, оценка эффективности сотрудников, управление рабочим временем, управление временем сотрудников

Работодатель смирился с гибридным графиком, а сотрудники научились настраиваться на рабочие задачи в домашних условиях, где много отвлекающих факторов. Как все это повлияло на работоспособность и эффективность?

Читайте также: От системы управления задачами к системе управления временем

По результатам опроса, который провело кадровое агентство Kelly Services в конце января 2022 года из 1000 респондентов , 47% опрошенных считают, что переход на удаленный режим работы никак не повлиял на результативность коммуникаций с коллегами. Это означает, что полноценного возвращения в офис точно можно не ждать.

Как переход на удаленную работу повлиял на количество времени, которое затрачивает на работу среднестатистический сотрудник? Как понять, кто из сотрудников реально работает, а кто только делает вид (а в случае с удаленной работой даже и вид делать не обязательно)?

Время или результат

Стандартные методы оценки эффективности сотрудников, такие как фотография рабочего времени, когда фиксируется каждое действие, производимое в течение, с указанием затраченного количества минут, в IT-компании работают слабо. Сотрудники, привыкшие работать по методологиям SCRUM и Agile, живут в режиме дедлайнов постоянно. В таких режимах за основу берутся спринты – короткие временные интервалы, в течение которых команда выполняет заданный объем работы.

В IT-проектах, если задачи выполнены в срок, далеко не всегда замеряют, сколько реального времени ушло. Хотя этот показатель мог бы быть очень интересным: точно найдутся люди, которые тратят как больше заложенного, так и меньше. Не так давно на просторах Интернета был очень популярен мем с фразой: «Если я делаю эту работу за 30 минут, это потому, что я потратил 10 лет на изучение того, как делать ее за 30 минут. Вы должны мне за годы, а не за минуты».

Недоработать vs переработать

С приходом возможности работать из дома, после прохождения всех стадий адаптации и принятия, многие сотрудники вздохнули с облегчением: можно не тратить время на утренние сборы, дорогу до офиса и пробки. Но правда жизни оказалась неожиданной. Небольшой опрос моих коллег из сервисной IT-компании «Аурига» показал, что многие люди на работу из дома тратят гораздо больше времени, чем когда они же трудятся в офисе. Вот основные комментарии:

  • «Я не трачу время на дорогу в офис и обратно, но по факту, это время я работаю. То есть если раньше я бы работал с 10 до 18, то теперь я сажусь за компьютер в 9 – в то время, когда я раньше выходил из дома».
  • «Мне очень трудно остановиться – часто заканчиваю работу в 21, 22 – даже если начинаю работать в 8 утра».
  • «Когда я работал в офисе, и опен-спейс пустел – я понимал, что пора домой. Сейчас меня иногда отвлекает от работы бурчащая вечером жена».
  • «Работа в офисе иногда бывает эффективной – когда нужно оперативно решить какие-то вопросы с коллегой. Можно, конечно, позвонить, но заглянуть в соседний отдел приятней. Но при этом я много времени в офисе трачу на small- talk – при работе из дома его сильно меньше».
  • «Мне поначалу было трудно – когда приходилось детям объяснять, что я работаю. Сейчас гораздо легче – все знают, что мама на работе, ее не надо трогать».
  • «Я не люблю работать из дома – мне трудно переключиться, отвлекает множество домашних дел, да и в целом обстановка расслабляющая».
  • «Дома эффективно работать невозможно. Дома -  я мама и жена. На работе – я руководитель. И по-другому у меня это не работает».

Безусловно, все мы разные, кому-то комфортен удаленный формат работы, кто-то получает удовольствие от ежедневного посещения офиса. Мне лично в марте 2020-го года казалось, что менеджер по персоналу, который должен постоянно коммуницировать с людьми, работать удаленно чисто технически не сможет. Даже в какой-то момент задумалась о смене профессии. Но жизнь внесла свои коррективы.

Вот к каким выводам я пришла, изучая затраченное время и свои реакции на разные графики работы.

Личный опыт

Мои наблюдения за собственной эффективностью говорят о том, что для выполнения разных задач выгодно выбирать разные форматы работы: удаленная работа, личные очные встречи, общение офлайн. Более того, как большинство людей, особенно это касается творческих профессий, я склонна к циклотимии: периоды повышенной работоспособности сменяются спадами активности. В итоге, если в периоды спада я могу себе позволить работать 7-8 часов в день, а иногда, о ужас, и 5-6, то в период пика активности, порой забываюсь и продолжаю работать по 12-14 часов.

Как это влияет на 40-часовую рабочую неделю?

С точки зрения работодателя – сугубо положительно, потому по факту рабочая неделя довольно часто превращается в 50-ти, а то и в 60-ти часовую. С точки зрения меня лично, пожалуй, тоже неплохо – я люблю свою работу, и стараюсь следить за своим эмоциональным и физическим состоянием, чтобы не выгореть. Поэтому, если нет рисков для бизнеса, позволяю себе полениться и уделить работе 5-6 часов в день – потому как знаю, что подобный спад обязательно через день-два с лихвой компенсируется повышенным вдохновением.

Справедливости ради, в самом начале своей карьеры, меня эти циклы несколько беспокоили – возникала внутренняя тревога и опасения, что я не дорабатываю. К счастью, мне удалось попасть на тренинг «Организации времени», к правой руке Глеба Архангельского, который настойчиво рекомендовал участникам вести списки дел – ежедневных и еженедельных, а также фиксировать активные часы. И когда заметила, что все, что запланировано на неделю, периодически выполняется за день – осознала, что это период пика. Наблюдая за ними, гораздо легче переносить периоды спада, когда на раскачку уходит, порой, гораздо больше времени, чем на выполнение самой задачи.

Несмотря на спады, работе я уделяю гораздо больше 40 часов в неделю. При чем связано это не с медленным выполнением отдельных задач, а именно с пиками активности, в которые моя эффективность и результативность возрастает даже не в 2, а порой, а 3-4 раза.

Впрочем, не могу сказать, что это относится ко всем людям без исключения – это лишь мой личный опыт. Из рекомендаций по управлению собственным временем , пожалуй, лишь скажу: осознанность и наблюдение за собой, за тем, какой график вам комфортен, когда вы активнее и результативнее, а также за тем, сколько реально времени вам необходимо на отдых – это не менее, а, возможно, и наиболее важная составляющая качественного тайм-менеджмента.

Управление временем - нужна ли сейчас 40 часовая рабочая неделя, Плужникова Виктория, Управление временем, 40 часовая рабочая неделя, корректировки в рабочий график, 40 часовая рабочая неделя нужна, продуктивность работы, эффективность работы, результативность коммуникаций с коллегами, оценка эффективности сотрудников, управление рабочим временем, управление временем сотрудников

Гибкое начало дня

С точки зрения бизнес-процессов также очень неплохо на работоспособность влияет возможность начинать и заканчивать рабочий день в то время, в которое вам удобно. Не будем углубляться подробно в биоритмы человека – вспомним банальных сов и жаворонков, пики работоспособности у которых приходят на разное время дня.

Смотрите также: TIME MANAGEMENT: как эффективно управлять своим временем

Получив при переходе в «Ауригу» возможность начинать рабочий день в то время, в которое мне удобно, я увидела колоссальное влияние на собственную эффективность. Иметь возможность начать работу в 12, а значит проснуться без будильника, для меня крайне важно, особенно в осенне-зимний период. Заканчиваю работу я при этом зачастую в 21-22, и меня это совершенно не напрягает. Более того, важные личные занятия, такие как спорт, хобби, общение с близкими, я спокойно ставлю на утро, остаюсь при этом с коллегами на связи, примерно с 9-ти утра. Work-life balance соблюден, результаты есть, выгорание минимально.

Разумеется, здесь важно учитывать интересы бизнеса и оставлять время для пересечения коллег с разными ритмами – у нас в «Ауриге» есть правило: быть на связи с коллегами с 12 до 18.

В заключение хочется вспомнить знаменитую фразу Стива Джобса о том, что работать нужно не 12 часов, а головой. Все мы взрослые люди и несем ответственность как за свою результативность, так и за собственное состояние. Поэтому отсчитывать 40 часов рабочей недели, безусловно, необходимо – как минимум с точки зрения действующего законодательства, но выполнять качественно и в срок свои задачи – зачастую гораздо более важно, как для работодателя, так и для чувства собственного удовлетворения. Ведь если вспомнить верхушку пирамиды Маслоу – потребность в самовыражении и признании невозможно реализовать без ответственного труда.

Фото Unsplash

При использовании материала гиперссылка на соответствующую страницу портала HR-tv.ru обязательна

0

Что Вы думаете об этом?

Прокомментировать

Рекомендуемые материалы

Кристина Алексеева
Три мифа о пути сотрудника, или почему работа с EX — это больше, чем HR

Многие компании стремятся улучшить опыт сотрудников (Employee Experience, EX), но нередко строят его на устаревших мифах. Они представляют путь сотрудника как линейный процесс, возлагают всю ответственность на HR или пытаются внедрить универсальные решения. Однако реальность сложнее: путь каждого сотрудника индивидуален, его формируют не только HR, но и вся организация. Ключ к успеху — гибкость, персонализация и соответствие корпоративных ценностей реальным условиям работы.

Кристина Алексеева, руководитель комплексных трансформационных проектов, фасилитатор, ментор команд, HR-эксперт с опытом работы на топ-позициях в российских и международных компания, разберёт три распространенных мифа об EX и расскажет, почему работа с опытом сотрудников — это стратегическая задача бизнеса.

Анна Соломахина
Держим руку на пульсе: как вычислить индекс лояльности сотрудников

Любому руководителю очевидно: чтобы клиенты возвращались и были довольны качеством услуг, им нужно уделять внимание. К сожалению, такое же внимание по отношению к сотрудникам часто упускается из виду. Между тем, база удачного менеджмента заключается в том, что клиент никогда не будет удовлетворен больше, чем специалист компании. Особенно это ощущается в медицине. Отсутствие контроля за нагрузкой и различными проблемами каждого члена коллектива чревато сбоем физического и психологического здоровья, а значит, общей атмосферой «в доме». Чтобы не допустить профессионального выгорания, нужно следить за уровнем удовлетворенности. Что это такое и как это правильно делать, рассказывает основатель Школы Медицинского Бизнеса Анна Соломахина.