Управление временем - нужна ли сейчас 40 часовая рабочая неделя?

Пандемия внесла корректировки в рабочий график большого количества людей. Даже, казалось бы, на первый взгляд чисто офисные специалисты, такие как финансисты и менеджеры по персоналу, научились работать удаленно. В первые дни перехода на домашний режим работы топ-менеджмент и работодатель били тревогу: «Они же не работают, когда не на виду!» Но время шло, в офис хоть и стали потихоньку возвращаться, но пришло понимание, что 100%-ной посещаемости мы больше не увидим.

Управление временем - нужна ли сейчас 40 часовая рабочая неделя, Плужникова Виктория, Управление временем, 40 часовая рабочая неделя, корректировки в рабочий график, 40 часовая рабочая неделя нужна, продуктивность работы, эффективность работы, результативность коммуникаций с коллегами, оценка эффективности сотрудников, управление рабочим временем, управление временем сотрудников

Работодатель смирился с гибридным графиком, а сотрудники научились настраиваться на рабочие задачи в домашних условиях, где много отвлекающих факторов. Как все это повлияло на работоспособность и эффективность?

Читайте также: От системы управления задачами к системе управления временем

По результатам опроса, который провело кадровое агентство Kelly Services в конце января 2022 года из 1000 респондентов , 47% опрошенных считают, что переход на удаленный режим работы никак не повлиял на результативность коммуникаций с коллегами. Это означает, что полноценного возвращения в офис точно можно не ждать.

Как переход на удаленную работу повлиял на количество времени, которое затрачивает на работу среднестатистический сотрудник? Как понять, кто из сотрудников реально работает, а кто только делает вид (а в случае с удаленной работой даже и вид делать не обязательно)?

Время или результат

Стандартные методы оценки эффективности сотрудников, такие как фотография рабочего времени, когда фиксируется каждое действие, производимое в течение, с указанием затраченного количества минут, в IT-компании работают слабо. Сотрудники, привыкшие работать по методологиям SCRUM и Agile, живут в режиме дедлайнов постоянно. В таких режимах за основу берутся спринты – короткие временные интервалы, в течение которых команда выполняет заданный объем работы.

В IT-проектах, если задачи выполнены в срок, далеко не всегда замеряют, сколько реального времени ушло. Хотя этот показатель мог бы быть очень интересным: точно найдутся люди, которые тратят как больше заложенного, так и меньше. Не так давно на просторах Интернета был очень популярен мем с фразой: «Если я делаю эту работу за 30 минут, это потому, что я потратил 10 лет на изучение того, как делать ее за 30 минут. Вы должны мне за годы, а не за минуты».

Недоработать vs переработать

С приходом возможности работать из дома, после прохождения всех стадий адаптации и принятия, многие сотрудники вздохнули с облегчением: можно не тратить время на утренние сборы, дорогу до офиса и пробки. Но правда жизни оказалась неожиданной. Небольшой опрос моих коллег из сервисной IT-компании «Аурига» показал, что многие люди на работу из дома тратят гораздо больше времени, чем когда они же трудятся в офисе. Вот основные комментарии:

  • «Я не трачу время на дорогу в офис и обратно, но по факту, это время я работаю. То есть если раньше я бы работал с 10 до 18, то теперь я сажусь за компьютер в 9 – в то время, когда я раньше выходил из дома».
  • «Мне очень трудно остановиться – часто заканчиваю работу в 21, 22 – даже если начинаю работать в 8 утра».
  • «Когда я работал в офисе, и опен-спейс пустел – я понимал, что пора домой. Сейчас меня иногда отвлекает от работы бурчащая вечером жена».
  • «Работа в офисе иногда бывает эффективной – когда нужно оперативно решить какие-то вопросы с коллегой. Можно, конечно, позвонить, но заглянуть в соседний отдел приятней. Но при этом я много времени в офисе трачу на small- talk – при работе из дома его сильно меньше».
  • «Мне поначалу было трудно – когда приходилось детям объяснять, что я работаю. Сейчас гораздо легче – все знают, что мама на работе, ее не надо трогать».
  • «Я не люблю работать из дома – мне трудно переключиться, отвлекает множество домашних дел, да и в целом обстановка расслабляющая».
  • «Дома эффективно работать невозможно. Дома -  я мама и жена. На работе – я руководитель. И по-другому у меня это не работает».

Безусловно, все мы разные, кому-то комфортен удаленный формат работы, кто-то получает удовольствие от ежедневного посещения офиса. Мне лично в марте 2020-го года казалось, что менеджер по персоналу, который должен постоянно коммуницировать с людьми, работать удаленно чисто технически не сможет. Даже в какой-то момент задумалась о смене профессии. Но жизнь внесла свои коррективы.

Вот к каким выводам я пришла, изучая затраченное время и свои реакции на разные графики работы.

Личный опыт

Мои наблюдения за собственной эффективностью говорят о том, что для выполнения разных задач выгодно выбирать разные форматы работы: удаленная работа, личные очные встречи, общение офлайн. Более того, как большинство людей, особенно это касается творческих профессий, я склонна к циклотимии: периоды повышенной работоспособности сменяются спадами активности. В итоге, если в периоды спада я могу себе позволить работать 7-8 часов в день, а иногда, о ужас, и 5-6, то в период пика активности, порой забываюсь и продолжаю работать по 12-14 часов.

Как это влияет на 40-часовую рабочую неделю?

С точки зрения работодателя – сугубо положительно, потому по факту рабочая неделя довольно часто превращается в 50-ти, а то и в 60-ти часовую. С точки зрения меня лично, пожалуй, тоже неплохо – я люблю свою работу, и стараюсь следить за своим эмоциональным и физическим состоянием, чтобы не выгореть. Поэтому, если нет рисков для бизнеса, позволяю себе полениться и уделить работе 5-6 часов в день – потому как знаю, что подобный спад обязательно через день-два с лихвой компенсируется повышенным вдохновением.

Справедливости ради, в самом начале своей карьеры, меня эти циклы несколько беспокоили – возникала внутренняя тревога и опасения, что я не дорабатываю. К счастью, мне удалось попасть на тренинг «Организации времени», к правой руке Глеба Архангельского, который настойчиво рекомендовал участникам вести списки дел – ежедневных и еженедельных, а также фиксировать активные часы. И когда заметила, что все, что запланировано на неделю, периодически выполняется за день – осознала, что это период пика. Наблюдая за ними, гораздо легче переносить периоды спада, когда на раскачку уходит, порой, гораздо больше времени, чем на выполнение самой задачи.

Несмотря на спады, работе я уделяю гораздо больше 40 часов в неделю. При чем связано это не с медленным выполнением отдельных задач, а именно с пиками активности, в которые моя эффективность и результативность возрастает даже не в 2, а порой, а 3-4 раза.

Впрочем, не могу сказать, что это относится ко всем людям без исключения – это лишь мой личный опыт. Из рекомендаций по управлению собственным временем , пожалуй, лишь скажу: осознанность и наблюдение за собой, за тем, какой график вам комфортен, когда вы активнее и результативнее, а также за тем, сколько реально времени вам необходимо на отдых – это не менее, а, возможно, и наиболее важная составляющая качественного тайм-менеджмента.

Управление временем - нужна ли сейчас 40 часовая рабочая неделя, Плужникова Виктория, Управление временем, 40 часовая рабочая неделя, корректировки в рабочий график, 40 часовая рабочая неделя нужна, продуктивность работы, эффективность работы, результативность коммуникаций с коллегами, оценка эффективности сотрудников, управление рабочим временем, управление временем сотрудников

Гибкое начало дня

С точки зрения бизнес-процессов также очень неплохо на работоспособность влияет возможность начинать и заканчивать рабочий день в то время, в которое вам удобно. Не будем углубляться подробно в биоритмы человека – вспомним банальных сов и жаворонков, пики работоспособности у которых приходят на разное время дня.

Смотрите также: TIME MANAGEMENT: как эффективно управлять своим временем

Получив при переходе в «Ауригу» возможность начинать рабочий день в то время, в которое мне удобно, я увидела колоссальное влияние на собственную эффективность. Иметь возможность начать работу в 12, а значит проснуться без будильника, для меня крайне важно, особенно в осенне-зимний период. Заканчиваю работу я при этом зачастую в 21-22, и меня это совершенно не напрягает. Более того, важные личные занятия, такие как спорт, хобби, общение с близкими, я спокойно ставлю на утро, остаюсь при этом с коллегами на связи, примерно с 9-ти утра. Work-life balance соблюден, результаты есть, выгорание минимально.

Разумеется, здесь важно учитывать интересы бизнеса и оставлять время для пересечения коллег с разными ритмами – у нас в «Ауриге» есть правило: быть на связи с коллегами с 12 до 18.

В заключение хочется вспомнить знаменитую фразу Стива Джобса о том, что работать нужно не 12 часов, а головой. Все мы взрослые люди и несем ответственность как за свою результативность, так и за собственное состояние. Поэтому отсчитывать 40 часов рабочей недели, безусловно, необходимо – как минимум с точки зрения действующего законодательства, но выполнять качественно и в срок свои задачи – зачастую гораздо более важно, как для работодателя, так и для чувства собственного удовлетворения. Ведь если вспомнить верхушку пирамиды Маслоу – потребность в самовыражении и признании невозможно реализовать без ответственного труда.

Фото Unsplash

При использовании материала гиперссылка на соответствующую страницу портала HR-tv.ru обязательна

0

Что Вы думаете об этом?

Прокомментировать

Рекомендуемые материалы

Илья Соколов
Как повернуть «утечку мозгов» вспять: удержать профи в регионах

Согласно данным hh.ru, уровень конкуренции за рабочие места в IT-сфере в регионах, включая Нижегородскую область, стабилен и сопоставим с показателями Москвы, составляя около 6 человек на вакансию. Кроме того, на рынке труда ощущается нехватка молодых специалистов в науке и образовании. Средний возраст профессорско-преподавательского состава российских вузов остается высоким, что подчеркивает необходимость привлечения новой волны талантов. Молодые люди всё чаще начинают миграцию уже с университетской, а подчас и со школьной скамьи, стремясь к карьерным и образовательным перспективам.

В условиях усиливающейся «утечки мозгов» многие регионы стремятся сохранить и развить свои интеллектуальные ресурсы. Илья Соколов, директор по развитию ИТ-кампуса «Неймарк» в Нижнем Новгороде, делится опытом создания образовательного проекта, направленного на привлечение и удержание талантливой молодежи в регионе.