Спорим по правилам: как безопасно отстоять точку зрения перед боссом
Прежде, чем затевать спор с руководителем, необходимо определить, кем на самом деле вам приходится босс. Для одних он заботливый родитель и наставник, для других — друг или приятель, для третьих — враг, интриган или социопат.
Мой босс – это мой клиент. Клиент внутри организации, рассказывает Елена Дубовченко , эксперт в сфере корпоративного, стратегического и антикризисного управления, несколько лет возглавляла компанию Sony Pictures Television в России и Восточной Европе.
Читайте также: Молчать нельзя говорить
Моя работа заключается в том, чтобы сделать его работу максимально легкой, эффективной и успешной. Бывают ситуации, когда необходимо выразить несогласие, альтернативное мнение, внести предложение. Какими правилами и способами руководствоваться - спорить, требовать, ставить ультиматумы или поддерживать, советовать, совместно исследовать - рассмотрим ниже.
Выбрать правильное время
Изучите, насколько чист горизонт вашего босса , чтобы выбрать подходящее время для личной встречи. Обсуждения вашего вопроса не должно происходить на фоне сгущающихся туч – неуспешных переговоров с бизнес-партнёрами, во время проверки контролирующих инстанций или провала квартального плана. Вы можете стать отличной мишенью, чтобы выразить досаду. Лучше провести разговор, когда начальник пребывает в отличном расположении духа и настроен позитивно.
Изучить чужую позицию
Прежде чем лично встретиться для обсуждения животрепещущего вопроса, сделайте домашнее задание - направьте свою энергию на то, чтобы понять, оценить и воспринять точку зрения вашего шефа.
Он может не принимать вашу идею и не соглашаться с предложениями не потому, что плохой или некомпетентный, а потому что у него есть свои собственные дедлайны, бюджеты и другие ограничения, о которых вы можете не знать. Выясните контекст, в котором ваш руководитель находится, и найдите точки соприкосновения. Продемонстрируйте клиенту (то есть своему шефу), что понимаете его обстоятельства.
Предложить план действий
Приходите на встречу с начальником, полностью подготовленным так, как если бы вы пришли на встречу с ключевым клиентом. Ваша повестка и вопросы для обсуждения должны хотя бы в какой-то степени резонировать с его потребностями.
Помните, что любому начальнику нужна помощь, у него тоже есть свой KPI. Постарайтесь свой вопрос представить так, чтобы его решение помогло руководителю достичь своих собственных целей и вписалось в корпоративную стратегию.
Найдите решение сами
Не ожидайте, что руководитель знает ответы на ваши вопросы. Более того, не каждый руководитель настолько продвинут, чтобы признаться подчиненному в том, что он чего-то не знает. Он будет благодарен вам за варианты решений, которые предложите, и вы даже превзойдёте его ожидания.
Найдите ответы на свои собственные вопросы перед тем, как общаться с руководством и подкрепите их конкретной будущей пользой для компании. На встрече предложите вашему начальнику план шагов и рассматривайте дискуссию с ним как подтверждение вашего предложения.
Снизьте риск
Узнайте, какие красные флажки не дают руководителю согласиться с вашей точкой зрения. Выясните, чем он рискует при принятии вашей инициативы и снизьте этот риск. Есть ли веские причины, по которым инициатива не поддерживается. Чем ниже риск, тем убедительные будет выглядеть ваша идея. Ваша задача состоит в том, чтобы предвидеть проблемы, и представить решение, которое нивелирует самые большие препятствия. И ещё раз не забывайте, что у вашего начальника тоже есть свой KPI.
Эмоции в сторону
Нет ничего хуже, чем говорить с руководителем, когда вы эмоционально разбалансированы. Исключите эмоции из своей программы. Помните, что перед вами ваш клиент, вы же не будете повышать на него голос. С другой стороны - внимательно читайте эмоции людей. Научитесь по-настоящему видеть своего босса таким, какой он есть, а не таким, каким он должен быть по вашему мнению в его должности.
Только факты
Когда обращаетесь к начальнику для обсуждения спорного вопроса, приведите мысли в порядок. Представляйте факты, цифры, графики и старайтесь держаться подальше от личного мнения.
Начинайте рассказ с конца - какой ущерб проблема может нанести компании или какую выгоду принесет ваша инициатива. Цена вопроса может быть и аргументом или контр аргументом в вашей дискуссии. Если все-таки ваша идея явно недооценивается начальником, то предоставьте любую информацию, которая обосновывает ваши опасения, будь то в отношении качества продукта или нарушения каких-либо сроков, или наоборот, подчеркивает выгоды вашего предложения.
Смотрите также: В компании Level Group о персонале заботится искусственный интеллект
Обсуждайте. Не спорьте
Ведя открытый и доверительный диалог, подчеркните, что цель встречи — обсуждение, а не ультиматум. Очень важно поддерживать дружелюбную тональность дискуссии. Грубость при обсуждении вопросов может вызвать негодование и возмущение любой из сторон. Предугадывайте вопросы и заранее спланируйте свои ответы на возражения, адаптируйте свой подход по мере необходимости.
Суть руководства заключается в получении результата. Суть общения с клиентом в том, чтобы сделать его счастливым. Понимание целей и задач, а также ваш отклик на проблемы вашего босса, собственно, как привычные принципы клиентоориентированности, принципиально необходимы для успеха в получении «да» для ваших идей и предложений.
Фото Unsplash
При использовании материала гиперссылка на соответствующую страницу портала HR-tv.ru обязательна
Что Вы думаете об этом?