Сбор и мотивация команды для стартапа
Каждый день в мире открывается огромное количество новых проектов. Согласно исследованию «Стартап-барометр 2018», 64% российских стартаперов имеют негативный опыт, связанный с провалом проекта или закрытием бизнеса. Как правило, здесь может быть несколько причин, но основные - это не проработанные до конца бизнес-цели и отсутствие или наличие команды, подходящей под проект.
Роль HR в стартап-проекте незаменима, ведь на вас ложится самая ответственная миссия – собрать команду, удержать ее, мотивировать и взращивать. За всю историю управления человеческими ресурсами уже накопилось огромное количество знаний по данным темам, но неумение правильно пользоваться тем, что есть, приводит к плачевным результатам.
Читайте также: Английский на перспективу, или как начать стартап после отказа работодателя
По данным Startup Genome Report, около 92% инновационных проектов закрываются. Статистика стартапов в мире показывает, что 50% компаний уходят с рынка в первые пять лет.
Как собрать команду
Собрать команду в проект можно разными путями, все зависит от ваших целей и возможностей. Если мы говорим про проект без бюджета, но с очень крутой идеей, то вы можете собрать команду следующим образом:
1. Понять, кто вам нужен, и выбрать потенциальный ВУЗ или ВУЗы для сотрудничества. Студенты - очень продвинутые люди и многому могут нас научить. Для вас это бесплатная (на первое время) рабочая сила, для студентов - возможность применить навыки и знания на практике, тем более в стартапе. К тому же, на базе ВУЗов, как правило, есть центры карьеры, которые будут рады видеть вас в числе своих работодателей.
2. Провести отбор, учитывая ваши требования, миссию и ценности.
3. Собрать команду и зафиксировать роли.
4. Сделать упор на сильные стороны и проанализировать ДНК талантов. Команду важно собирать с учётом сильных сторон каждого участника.
Когда вы соберете команду студентов, вам необходимо будет мотивировать ребят через:
- Развивающие задачи.
- Возможность пробовать новое. Например, вы взяли в команду маркетолога, но в процессе работы он понял, что хочет быть финансистом - не отказывайте ему в этом. Именно доверие и возможности дают наибольшую мотивацию для действий.
- Экспертные знания . Для того, что бы не попасть в западню только со знаниями студентов, вам необходимо привлекать внешних экпертов. Например, у вас возник вопрос по работе с сайтом, вы нашли экперта, который ответит на ваши вопросы и поделится своей экпертизой, а может даже проведет небольшой мастер-класс для команды.
- Возможность работать удаленно.
- Материальную мотивацию , например, прозрачную оплату труда (тренд №4 по результатам всемирного опроса LinkedIn), где каждый участник видит вес каждой роли и ее стоимость.
Проектное управление в команде
В частности, работая в стартапе, для себя мы выбрали стратегию проектного управления в области HR. А именно:
- Сбор команды под задачи проекта. То есть вы собрали команду и проверили ее в деле, но пока понимаете, что нет той загрузки, на которую вы рассчитывали. Вы временно распускаете сотрудников, оставив только основных участников, а когда появляется загрузка, вы снова всех собираете: эти люди прошли уже все этапы отбора и знают вас.
- Матричное управление. Каждый участник может попробовать себя в разном юните. Но тут важно понимать, что перед каждым проектом/заказом мы обговариваем роли с каждым участником и фиксируем их, чтобы довести задачи до конца.
Лидер стартапа должен четко осознавать свои и не свои процессы – ведь именно из-за этого возникает много проблем, например, когда люди пытаются делать то, в чем они не сильны. В частности, со студентами это важно, потому что многие из них, не имея опыта, нуждаются в том, чтобы их направили и помогли раскрыться.
Чек-лист по сбору и управлению командой в стартапе
В заключение, предлагаю чек-лист, который поможет проверить, какой путь выбираете вы при построении команды в проекте:
- Ориентирование на студентов.
- Привлечение экспертного мнения.
- Акцент на сильных сторонах и ДНК команды.
- Наставничество и развивающие задачи.
- Горизонтальная, вертикальная и параллельная ротация.
- Сбор команды под конкретные задачи.
- Удаленная работа.
- Коммуникация с командой: звонки, встречи и тет-а-тет встречи.
- Признание и объяснение роли каждого участника.
- Прозрачная система оплаты.
- Упор на soft skills.
Смотрите также: Опыт FESCO: как взглянуть на себя глазами клиента
Возвращаясь к функции HR в стартапе, важно понимать, что это, условно говоря, сердце, обеспечивающее циркуляцию крови в организме. Стартап невозможно построить без грамотной стратегии в области управления человеческими ресурсами.
Фото Pixabay
При использовании материала гиперссылка на соответствующую страницу портала HR-tv.ru обязательна
Что Вы думаете об этом?