Как выстроить эффективную коммуникацию между HR и ТОП-менеджментом
Работа с людьми в компаниях выходит на первый план. Собственники и ТОП-менеджеры от малого до крупного бизнеса разных отраслей все больше понимают, что все успешность компании зависит от людей. HR-специалисты уже не «обслуживающая» функция, а полноправный партнёр, который влияет на эффективность бизнеса. Блок HR теперь неотъемлемая часть стратегии компании, даже если HR-подразделения нет в компании. HR-ы все чаще становятся ключевой фигурой разработки и реализации бизнес-стратегии.
У бизнеса из года в год растет запрос на эффективность. Маржинальность во многих отраслях падает из-за экономической и геополитической ситуации, издержки растут. Руководители все чаще считают ROI от любых проектов, загрузку, выработку. В приоритете - получить больше результата с тем же (а лучше меньшим) количеством ресурсов, людей в частности.
HR в свою очередь хочет и готов влиять на бизнес, нести ответственность за финансовые показатели компании и работать в плотной связке с ТОП-ами. Однако не всем это удается.
Один из самых популярных запросов от коллег HR за последнее время - как стать стратегическим партнером бизнеса, иметь возможность влиять на решения, чтобы меня слышали и понимали. Я рекомендую методику 4П: понимание, принятие, партнерство, профессионализм.

Раскрою каждый элемент подробнее:
Понимание: понимайте бизнес, с которым вы работаете.
HR-у важно быть в курсе дел отрасли, понимать роль вашей компании в ней, иметь представление о конкурентах и смежниках, владеть актуальным контекстом и знать ключевых игроков. Наращивайте бизнес-кругозор в теме:
- читайте и слушайте новости с рынка, где работает ваша компания
- подпишитесь на телеграм-каналы и паблике по теме
- посещайте семинары и онлайн-эфиры
- читайте отраслевые обзоры и дайджесты
- изучайте мнение отраслевых экспертов.
Принятие: принимайте цели и ценности собственника бизнеса и/или ТОП-менеджера.
Для успешной разработки и реализации HR-стратегии как никогда необходимо осознавать ответы на следующие вопросы:
- Куда компания идет и почему она туда идет?
- Зачем вообще этот бизнес существует и что в нем важно руководителю?
- На каких принципах построена работа, какие цели и приоритеты и почему они такие?
Получить ответы на эти вопросы можно, присутствуя на управленческих совещаниях и планерках, на стратегических сессиях и управляющих комитетов. Если вы еще не участвуете в этих встречах хотя бы в качестве слушателя, самое время включиться в состав участников.
Еще рекомендую пригласить руководителя на обед и провести с ним неформальный разговор о важности для него компании, его целях и ценностях. Инициируйте такие встречи регулярно: раз в квартал или хотя бы раз в полгода. Наладьте коммуникацию с финансовым директором, вместе с ним регулярно смотрите аналитические и финансовые отчеты, запрашивайте от финдира комментарии и прогнозы.
Эти шаги помогут вам держать руку на пульсе, владеть информацией и принимать решения по корректировке HR-задач.
Партнерство: знать язык бизнеса вашего визави и общаться с ним на этом языке.
Есть хорошая книга по психологии “Пять языков любви”, автор - Гэри Чепмен. Автор пишет: “Если мы хотим взаимопонимания, нам нужно знать желания друг друга. Если мы хотим любить друг друга, мы должны знать, чего хочет другой.”
По аналогии с пяти языками любви я изобрела пять языков бизнеса и предлагаю анализировать, на каком языке говорит ваш визави:
- Язык денег: фокусировка исключительно на выручке и прибыли компании
- Язык цифр: аналитика и фокус на данных в принятии решений
- Язык целей и результата: ценный конечный продукт деятельности (то, за что платит бизнес)
- Язык смыслов: сонаправленность со смыслами и ценностями
- Язык эмоций: комфорт взаимодействия друг с другом
Принято считать, что язык бизнеса - это только цифры и деньги, но это не так. Представители бизнеса тоже люди и ничто человеческое им не чуждо. Выявить приоритетных 2-3 языка бизнеса поможет наблюдение за собеседником в коммуникации с вами или коллегами/партнерами, особенно в ситуации конфронтации. Слушайте какими словами и как именно говорит собственник/ТОП, что воспринимает как убедительные аргументы, какие аргументы приводит сам. Понимая язык бизнеса ТОПа, мы доносим свои мысли теми фразами и приемами, которые будут услышаны, поняты и восприняты. И коммуникация строится легче.
Профессионализм: быть профессионалом и приносить результат.
Звучит все просто: хорошо делать свою работу, постоянно развивать свои компетенции, быть продуктивным и приносить нужный бизнесу результат. На деле это значит – соотносить цели и ожидания бизнеса с HR-функцией, выбирать в приоритет и решать значимые проблемы. Сейчас у бизнеса 3 ключевых приоритета с точки зрения людей: привлечение и найм персонала, рост производительности труда, удержание через повышение вовлеченности и мотивации сотрудников. Следовательно, HR-у важно быть профи в этих направлениях, оцифровывать результаты своей работы через HR-метрики и связывать их с бизнес-показателями, постоянно внедрять улучшения и оптимизировать процессы, в том числе через технологии и искусственный интеллект.
Эффективная коммуникация между HR и ТОП-менеджментом — это не данность, а результат целенаправленной работы над взаимоотношениями. Следуя четырем ключевым шагам — глубокому пониманию бизнеса, принятию его целей и ценностей, выстраиванию партнерских отношений и демонстрации профессионализма — HR-специалисты могут стать не просто исполнителями рутинных задач, а стратегическими партнерами, способными влиять на принятие решений и развитие компании. Успех этой трансформации зависит от готовности HR говорить на языке бизнеса, измерять свою эффективность через призму его целей и постоянно совершенствовать свои компетенции. В современных условиях, когда человеческий капитал становится главным драйвером успеха, такой подход становится не просто конкурентным преимуществом, а необходимостью для устойчивого развития любой компании.
Что Вы думаете об этом?