С чего начать построение HR-стратегии. Опыт юридической компании

HR-стратегия отвечает запросам бизнеса. Её конечная цель должна пересекаться с миссией компании. Что делать, если HR-стратегии в компании никогда не было? С чего начать её формирование? Какое направление выбрать?

С чего начать построение HR-стратегии Опыт юридической компании, Утукин Дмитрий, Рыков-групп, Рыков групп, HR-стратегия, стратегия hr бренда, этапы разработки hr стратегии, лучшие hr стратегии, hr стратегия инструменты, hr стратегия пример

Несколько лет назад нас было всего 7 человек. Мы были компанией семейного типа. Каждый совмещал несколько ролей и успешно со всем справлялся. Через пару лет нас было уже 20. Сейчас нас почти 60 человек и есть планы вырасти ещё на 20.

Читайте также: 3 кита сильного HR-бренда

По мере роста компании появлялись новые правила, инструкции и положения. Создавались отделы, управления, внедрялись CRM и KPI. Из компании семейного типа мы выросли в корпорацию, но надеялись, что новичку достаточно будет прочитать несколько десятков листов текста, и он всё поймёт.

С ростом штата к нам присоединялись всё менее вовлечёные сотрудники. Старожилы были слишком заняты, чтобы заниматься новичками, а последним было тяжело прочувствовать дух компании. Каждый отдел был очень сплочен внутри, но враждебно настроен к соседним подразделениям. Как результат: текучесть кадров росла, а эффективность в пересчёте на одного сотрудника снижалась. Бизнес-результаты не соответствовали новому масштабу компании, а сотрудники не отождествляли себя с организацией.

С чего начать?

Когда я вступил в должность HR-директора, собственником была поставлена задача усиления корпоративной культуры. Первым делом мне предстояло проанализировать состояние дел в компании. Я провёл опрос 20 ключевых сотрудников. Результаты показали, что люди в компании не имеют возможности высказаться, не чувствуют ответственности за результат.

Миссия и ценности – ключи к изменениям.

Спустя некоторое время я провел стратегическую сессию с собственником компании. По моему убеждению, источник миссии находится в голове у первого лица. Это он, вербально и невербально, передал те ценности, которые исповедует сам. Однако миссия и ценности часто остаются неосознанными. Поэтому моей задачей было формализовать и усилить убеждения первого лица и транслировать их в компанию.

В первые дни работы владелец компании воспринимал меня как внешнего человека. У меня не был «замылен глаз» и я мог воспринимать все процессы, происходящие в компании, непредвзято. Мы определили, чем компания отличается от конкурентов, что потерял бы рынок, если бы компания завтра перестала существовать, кто среди персонала сторонник новых идей, а кто - противник, кто неформальный лидер организации, каким мы хотим видеть сотрудника компании, как отбирать будущих работников, какое поведение мы поощряем.

После ответа на эти вопросы была сформулирована миссия организации. Важно было убедить собственника, что миссия — не зарабатывание денег, а то, что компания несёт вовне.

Далее мы перешли к ценностям организации. Было выбрано три ценности, которые могут стать драйвером изменений и конкурентным преимуществом. Важно, чтобы руководители организации демонстрировали своим поведением, что они разделяют эти ценности на деле. Например, если ценностью является адаптивность к изменениям, а директор отвергает лучшие идеи, не даёт права на эксперименты, то такая ценность станет мнимой и не будет работать. Чтобы этого не допустить, мы проверили ценности и выявили убеждения, которые должны их поддерживать, сформулировали правила, а также проверили практики реального поведения.

Например, одной из наших ценностей была адаптивность. Почему нужно быть адаптивным? Чтобы отвечать новым вызовам на рынке. Какие правила и политики поддерживают эту ценность? Большая самостоятельность и инициатива руководителей подразделений. Что происходит на самом деле? На самом деле руководители среднего звена обладают небольшой самостоятельностью и слабо адаптируются под обстоятельства.

С этого и началось формирование HR-стратегии компании. Мы взяли курс на применение гибких технологий в юриспруденции. Применили принципы Agile и SCRUM.

Отказались от иерархии. На смену большим департаментам и отделам пришли небольшие группы по три-пять человек. Лидеры групп получили большую самостоятельность. Они могли выбирать, какие проекты брать в работу, составлять бюджет своей группы, считать доходы и расходы, себестоимость проектов. Стали сами решать, приглашать ли в команду нового члена, который увеличит себестоимость проекта или справляться своими силами и экономить. Группы стали сами находить клиентов.

К чему всё это привело?

Постепенно люди поняли, что по-старому работать уже не получится. Конечно, мы получили свою порцию недовольства со стороны сотрудников. Некоторые менеджеры, не согласившиеся работать по новой схеме, покинули компанию. Однако сейчас мы можем сказать, что эксперимент удался. Эффективность по проектам медленно, но растет. Увеличилась сплоченность команд. Люди стали меньше пропускать дедлайны и меньше болеть.

С чего начать построение HR-стратегии Опыт юридической компании, Утукин Дмитрий, Рыков-групп, Рыков групп, HR-стратегия, стратегия hr бренда, этапы разработки hr стратегии, лучшие hr стратегии, hr стратегия инструменты, hr стратегия пример

Руководители подразделений получили большую самостоятельность в бюджетировании, подбору команды и выбору проектов.

Смотрите также: DHL: к бизнес-цели нас ведут сотрудники

Стало понятно, какими качествами должны обладать кандидаты. Мы сформировали карту компетенций действующих сотрудников. Исходя из этого стало понятно, как должна выглядеть база знаний и методика обучения в компании. Был существенно скорректирован KPI сотрудников.

При реализации HR-стратегии важно быть твердым и последовательным. Порой упрямым и жестким. Важно продемонстрировать сотрудникам, что это теперь навсегда, жить по-старому не получится. Работать с лидерами мнений. Привлекать к обсуждению критиков. HR-стратегию нельзя навязать. Нужно постоянно разъяснять, объяснять и заражать. Это медленный, но постоянный процесс.

Фото Pixabay

При использовании материала гиперссылка на соответствующую страницу портала HR-tv.ru обязательна

0

Что Вы думаете об этом?

Прокомментировать

Рекомендуемые материалы

Илья Соколов
Как повернуть «утечку мозгов» вспять: удержать профи в регионах

Согласно данным hh.ru, уровень конкуренции за рабочие места в IT-сфере в регионах, включая Нижегородскую область, стабилен и сопоставим с показателями Москвы, составляя около 6 человек на вакансию. Кроме того, на рынке труда ощущается нехватка молодых специалистов в науке и образовании. Средний возраст профессорско-преподавательского состава российских вузов остается высоким, что подчеркивает необходимость привлечения новой волны талантов. Молодые люди всё чаще начинают миграцию уже с университетской, а подчас и со школьной скамьи, стремясь к карьерным и образовательным перспективам.

В условиях усиливающейся «утечки мозгов» многие регионы стремятся сохранить и развить свои интеллектуальные ресурсы. Илья Соколов, директор по развитию ИТ-кампуса «Неймарк» в Нижнем Новгороде, делится опытом создания образовательного проекта, направленного на привлечение и удержание талантливой молодежи в регионе.

Азгануш Мисакян
Как геймификация в обучении IT помогает взрастить талантливых специалистов

Спрос на специалистов в сфере IT продолжает расти, но кадровый голод мешает бизнесу закрыть эту потребность. Ежегодно нужны тысячи новых профессионалов - разработчиков, аналитиков данных, специалистов по кибербезопасности и пр. При этом проблема во многом обусловлена не отсутствием специалистов, а их недостаточным уровнем подготовки к реальным вызовам индустрии. В результате после окончания онлайн-курсов начинающие программисты получают отказы на собеседованиях, компании остаются без сотрудников, а IT школы вынуждены пересматривать свой подход к обучению.

Что сейчас происходит на отечественном рынке IT и как с помощью геймификации подготовить кадры, способные действительно решать задачи бизнеса - рассказала CEO школы программирования YCLA Coding Азгануш Мисакян.

Владимир Шипков
Топ-менеджеры в эпоху цифровых технологий

Переход с пара на электричество в мировой промышленной индустрии занял почти полвека — с 80-х годов XIX века по 30-е годы XX столетия. Сейчас все преимущества электроэнергии очевидны и неоспоримы, но в то время большинство владельцев мануфактур и фабрик сознательно или неосознанно сопротивлялись неизбежному прогрессу: и в силу инертности сознания, и из-за отсутствия гибкости и коммерческого чутья. И только те, кто первыми оценил перспективы инновации и оперативно внедрил новшество на своих производствах, получили колоссальное конкурентное преимущества.

В контексте цифровизации бизнеса имеет место похожая ситуация. В этой статье бизнес-эксперт в сфере медицины Владимир Шипков рассмотрит роль топ-менеджмента в цифровой трансформации предприятия и проанализирует влияние digital-технологий на коммерческую деятельность компаний.