Обучение руководителей: сложности развития топ-менеджмента
На развитие топ-менеджеров в России влияет пул аспектов, прежде всего культурный. По результатам опроса Ассоциации менеджеров, решающим фактором в карьере руководителей считается упорный труд , образование находится на 4 месте, после амбиций и коллектива. Как решать проблему, рассказывает Ирина Фомкина , эксперт SF Education.
Топ-менеджеры в принципе не любят слово «учиться», для них данный термин звучит обесценивающе. Поэтому в зарубежной практике T&D чаще всего используют определения executive development, executive education или executive training. То есть, фактически, «тренинг». Но, безусловно, все зависит от конкретной личности.
Читайте также: Четыре ступени лидерства: Система развития кадрового резерва ОАО «РЖД»
Низкое качество близко располагающегося образования
У российского топ-менеджмента долгое время не было возможности получения качественного MBA в стране проживания. Согласно рейтингу РБК, руководители только 50 из 500 крупнейших по выручке компаний России имеют степень MBA, из этих 50 человек:
- 17 получили MBA-образование в России,
- 33 закончили зарубежные программы.
Важно отметить, что российские бизнес-школы в рейтингах школ MBA стоят в третьей сотне и ниже. Но на обучение зарубежом требуется больше времени, сил и энергии, которые руководители российских компаний предпочитают тратить на более практичные, по их мнению, вещи — на развитие бизнеса.
Н едоста т ок времени
В России крайне низкий процент венчурного финансирования, низкий уровень легитимности. То есть компаниям периодически приходится уходить в теневую экономику, чтобы суметь сохранить бизнес на плаву. Также плохо развит фондовый рынок, на котором наблюдается по 1 IPO в год, а порой и меньше. Именно из-за перечисленных факторов руководители вынуждены фокусироваться на работе 24/7 и не могут уделять должного времени собственному образования. Бизнес-школы стараются адаптироваться под особенности темпов жизни менеджеров, организуя курсы онлайн или по выходным, что помогает решить проблему .
Недооцененность образования
Другой проблемой является установка, что менеджерам не нужно образование: руководитель и так знает свое дело, и курсы по повышению квалификации ему не нужны. Но в этом вопросе на помощь приходят либо корпоративная культура, в рамках которой непрерывное совершенствование навыков — неотъемлемая часть жизни, либо нарастающая популярность образования в кругах топ-менеджеров. Также стимулируют потребность в повышении уровня образования и различные рейтинги, в которые включают корпорации.
Эффективный кейс
Сейчас наиболее «рабочая» система образования представляет собой комплекс занятий:
- совершенствование soft skills,
- повышение навыков по операционному управлению, маркетингу и пр.
Грамотная работа со студентом должна состоять из обучения, практического применения и жесткой оценки результатов .
Смотрите также: Система развития управленческого персонала «РусГидро»
В заключении стоит отметить, что все перечисленные затруднения потенциальных студентов сегодня учитываются бизнес-школами. Образование развивает индивидуальный подход, с каждым днем становясь лучше.
Фото Pixabay
При использовании материала гиперссылка на соответствующую страницу портала HR-tv.ru обязательна
Что Вы думаете об этом?