Как подтянуть навыки руководителей в области цифровых технологий
Мы часто слышим лозунги «мир уходит в цифру» и тому подобные. И вопрос уже давно не в том, правда это или нет, а в том, когда это случится в вашей организации». Как помочь «начальникам из больших кабинетов» освоить новое для них поле деятельности, рассказывает Александр Вальцев , генеральный директор SF Education.
К сожалению, многим руководителям, особенно из поколения «до Интернета», приходится трудно: им сложно обучаться работе с данными и технологиями в целом, они стараются избегать аналитических задач и вообще считают, что это не для них (мол, пусть этим занимаются молодые сотрудники). Я, на основе опыта управления компанией и преподавания, выявил пять основных шагов, благодаря которым можно относительно быстро и эффективно «подтянуть» навыки менеджеров в области цифровых технологий .
Читайте также: Сам себе МВА: Как обучать топ-менеджеров в 120 филиалах
Шаг №1. Объяснить, в чем польза
Надо объяснить понятным языком, зачем конкретному руководителю нужно быть подкованным в технологиях. Объясню на примере языка программирования Python. Вопрос: зачем менеджеру изучать Python? На него можно дать как минимум пять сильных ответов:
- Руководитель, умеющий самостоятельно работать с данными, независим от подчиненных. Он может сам, когда нужно, залезть в базу данных, провести расчеты, сделать какие-то выводы. Он лучше понимает отчеты своих аналитиков, может задать правильные вопросы и проверить работу на «халтуру», обучить сотрудников.
- Он может на одном языке общаться как с подчиненными, так и с менеджерами других отделов (например, более технических). Таким образом, он лучше разбирается в том, как работает компания, может находить точки роста и презентовать свои бизнес-идеи начальству или акционерам.
- Такой руководитель более эффективен. Он знает, как автоматизировать рутинные задачи, оптимизировать процессы, оцифровывать трудозатратные проекты.
- Новые навыки в IT, к которым относится программирование в Python, делают человека более гибким на рынке труда и расширяют карьерные горизонты. Эти навыки сейчас высоко ценятся в экономике, и их обладатель может при желании как сменить карьерное направление, так и перевестись на другие должности в рамках своей компании.
- Навык программирования позволяет мозгам «не ржаветь»: человек постоянно узнает что-то новое, думает, как применить полученные знания в своей деятельности, создает для себя новое хобби.
Приводя в общении с руководителем вышеназванные аргументы, стоит раскрыть их более детально с использованием примеров из его текущей практики.
Шаг №2. Определить основные необходимые навыки
Нужно сфокусировать внимание руководителя в первую очередь на том, что ему прежде всего нужно знать и уметь в цифровых технологиях.
Очень часто можно увидеть программы обучения на сотни часов, подходящие, скорее, для тех, кто хочет освоить новую профессию, а не сделать надстройку из новых знаний. Или — обширные программы, в рамках которых осваивается множество тем, которые, возможно, и интересны и полезны, но не на данном этапе обучения. Руководители — люди, которые часто перерабатывают. В силу возраста у многих уже есть семья, которой нужно также уделять время. Кроме того, «старую собаку новым трюкам не научишь»: чем старше человек, тем ему сложнее «схватывать» новый материал, даже если он усидчивый. Это биология. Поэтому перед тем, как отправлять руководителя на обучение, необходимо разобраться, что конкретно ему нужно «подтянуть». В идеале: понимать, какой путь в обучении ему нужно пройти, чтобы прийти к более высокой позиции.
Это можно выяснить из общения непосредственно с ним самим, а можно пообщаться с более «продвинутыми» менеджерами из других компаний, чтобы понять, чем не занимается наш руководитель или что он не умеет делать (иными словами, провести «бенчмаркинг» по рынку).
Как говорится, «слона едят по частям», поэтому учебный план руководителя должен быть понятным и для вас, и для него. Периодически, например, раз в месяц, можно делать срезы и фиксировать достижения, собирать обратную связь по процессу обучения, интересоваться, какие идеи у человека появились в результате приобретения новых знаний и навыков. В общем, обучение руководителя цифровым навыкам — это построение нового и более эффективного инструмента для решения бизнес-задач, а не возвращение человека в студенческие годы.
Шаг №3. Обучение по кейсам
Обучение руководителя новым навыкам с помощью использования кейсов. То есть на реальных бизнес-ситуациях, взятых из практики (иногда упрощенных для учебных целей).
Если мы говорим про навыки программирования, то есть про очень практические знания, здесь важно, чтобы руководитель решал в рамках обучения проблемы, максимально похожие на те, с которыми он сталкивается в работе.
Еще менеджерам полезно слушать кейсы представителей других компаний, которые с помощью технологий смогли кардинально поменять что-то в работе своих отделов и принести организации ощутимые результаты. Таким образом, руководитель получает не только сугубо технические знания (грубо говоря, «куда тыкать и что потом делать»), но пищу для размышлений и мотивацию («эти ребята сделали так-то, получили вот это — мы у себя можем сделать похожие вещи и получить такие вот понятные результаты»). Чем более прикладным будем обучение руководителя, тем лучше он обучится и принесет пользу и себе, и остальному коллективу.
Шаг №4. Руководитель должен стать наставником
Придется сделать из руководителя тренера для своих подчиненных. По личному опыту скажу, что материал гораздо лучше усваивается, когда передаешь знания другим людям. Помимо того, что руководитель не «заржавеет», если наработает привычку передавать знания коллегам, он также заработает уважение со стороны подчиненных: вряд ли какой сотрудник будет против того, чтобы начальник уделял ему свое время, обучая его и способствуя личностному росту.
Шаг №5. Новые навыки — новые проекты
Полезно привязать обученного руководителя к проектам и KPI, где ему придется использовать новые знания.
Когда-то я получил от своего бизнес-партнера очень хороший совет: «Людям нужно позволять зарабатывать деньги». Очень важно обратить внимание на выбор слов в этом предложении. Сотрудники деньги не получают, а зарабатывают. Руководители — не исключение. Важно, чтобы те как можно скорее начали «отбивать» потраченные на их обучение ресурсы. Лучше всего, когда новый тип задач ставится в рамках диалога.
Во-первых, у менеджера уже могут в голове сформироваться идеи на тему того, как он сможет применить полученные знания и навыки для блага компании. Здесь важно, чтобы человек здраво аргументировал свои идеи и понимал зоны, в которых он еще «плавает» (таким образом он поймет, когда и при каком условии нужно привлечь к работе более опытных в теме профессионалов, и сможет лучше сформировать бюджет для новой инициативы).
Во-вторых, диалог подразумевает то, что по его итогам стороны придут к общему согласию. То есть, не возникнет ситуации, когда вы, будучи начальником, как говорится, «спустите сверху» задачи, с которыми руководитель вряд ли справится. Это позволит ему взять на себя ответственность за результат, так как он, общаясь с вами, сам подтверждает свои способности и уверенность в том, что утвержденный проект будет успешно завершен. А ведь именно это — новые проекты и инициативы, повышающие эффективность бизнеса и дающие понятные финансовые результаты для организации – и есть то, зачем вы «подтягиваете» навыки руководителей .
Смотрите также: Система развития управленческого персонала «РусГидро»
Руководители — это особый тип людей в компании, специфику которого нужно учитывать, планируя обучение и подобные активности. Они обладают опытом, имеют сформировавшиеся взгляды и представления. У них почти никогда нет свободного времени. Чтобы руководители обучались, в том числе цифровым технологиям и работе с данными, нужно найти с ними общий язык. Инструкция выше позволит это сделать с многими из них, так как написана человеком, который побывал «по обеим сторонам забора»: прошел путь от стажера в финансовой отрасли до директора компании.
Фото Pixabay
При использовании материала гиперссылка на соответствующую страницу портала HR-tv.ru обязательна
Что Вы думаете об этом?