Лига устойчивых леди и джентельменов
Тема sustainability начиналась на всех рынках с разговоров о малом. Деталей и концепций много, поскольку устойчивое развитие охватывает все уровни жизни. Можно говорить о вреде чайных пакетиков, гринвошинге, экоматериалах, высчитывать свой личный углеродный след.
Если перенастроить оптику и сделать фокус более дальним, то мы увидим, что для бизнеса все сводится к единственной цели: удовлетворяя свои потребности, не ставить под угрозу будущие поколения. Как это работает внутри компании? Рассказывает Василий Фокин , руководитель направления устойчивого развития Danone по России и СНГ.
Читайте также: Экология на предприятии
Есть 17 Целей устойчивого развития. Они сформулированы в 2015 году ООН с горизонтом до 2030 года и сменили Цели развития тысячелетия, которые были пересмотрены из гуманитарных в более прикладные. Цели устойчивого развития охватывают практически все аспекты жизни и бизнес-деятельности. Что значит деятельность по устойчивому развитию?
Как не выстрелить себе в ногу
Чтобы зарабатывать, но не нарушать экосистему планеты и социальные законы, необходим комплексный подход и ко-интеграция в эти процессы всех департаментов.
Компаниям предстоит переход на экономику замкнутого цикла – один из ключевых принципов устойчивого развития . Что это такое? Расскажу на примере проекта Danone «Зеленые города» компании Danone. На наших продуктах можно найти отметку, что упаковка содержит 45% переработанного пластика. Мы установили контейнеры для сбора использованной пластиковой упаковки и забираем ее на переработку для производства новой. Долю переработанного пластика хотим повысить до 80%. «Зеленые город» стал первым в России проектом полностью замкнутого цикла в направлении упаковки.
Есть одна профессиональная шутка моих коллег по направлению «устойчивое развитие» - мы работаем для того, чтобы самих себя уволить. Что это означает? Мы хотим знать и оценивать эффект, которые оказывают на мир все бизнес-процессы компании и также ее партнеров, на всех этапах производства или сервиса. Мы хотим выйти на такой уровень осознанности бизнеса и людей по отдельности, чтобы исчезла необходимость в этом направлении, потому что при каждом шаге люди понимали, какой импакт оказывают их действия.
Чтобы достичь успеха, нужно интегрировать sustainability в каждую функцию компании, а это значит, что в будущем устойчивое развитие войдет в KPI каждой структуры и каждого сотрудника.
Как внедрять? Представьте, что мы внезапно запретим то, что сегодня является привычным. Например, коктейльные трубочки. Мы нанесем существенный урон большому количеству малого и среднего бизнеса, их производителей. Это не значит, что пластиковые трубочки нельзя запрещать. Будьте готовы к длинной дистанции, к прохождению которой нужно готовиться. Иначе мы сами выстрелим себе в ногу.
Необходимо работать командой. Во-первых, необходимо четко просчитывать, насколько это будет экономически выгодно. Оценить, насколько тот или иной департамент или направление готово к изменению привычных бизнес-процессов. Начинать тесно работать с его командой, чтобы все понимали, какими должны быть первые шаги: изменение цепочки поставок или переход на новые упаковочные материалы или запуск программы внутреннего волонтерства.
Вдохновляйтесь примерами больших компаний, чтобы двигаться маленькими шагами. Например, в 2020 году появилась лига «Ноль отходов», которая впервые объединила компании разных направлений бизнеса вокруг общей цели – миру без отходов. В лигу вошли Danone, как X5, Марс, «Дамате», фонд продовольствия «Русь» и СКОЛКОВО.
Пищевые отходы являются колоссальной проблемой для России. Совместно с бизнес-школой мы проводили исследование на эту тему. И, кстати, одна из причин, почему я выбрал для получения MBA СКОЛКОВО была в том, что здесь большинство людей из разных отраслей, с разным бэкграундом, привычками, целями и идеями, объединены единой целью - делать мир и себя лучше. Для меня это пример того, как ты стараешься увеличить позитивный импакт на окружающее общество, на окружающую среду и мир вокруг нас.
Главное, подходить ко всему рационально и с долей здорового эгоизма, а также помнить о том, что некоторые вещи вы начинаете сегодня, но результат увидите только через 10 лет.
Кто помогает внедрять устойчивое развитие?
Лично я перешел в направление устойчивого развития из GR. Наверное, это две самые максимально непонятные профессии для открытого рынка. И, конечно же, всем интересно, что делают специалисты по устойчивому развитию.
Кто-то считает их сумасшедшими экологами, которые ставят палки в колеса собственному же бизнесу. Кто-то – благотворителями, которые работают в социальной отрасли, помогая фондам или людям в сложной ситуации. На практике это такие «офицеры», которые стараются улучшить процессы внутри компании, повысить синергию, увеличить позитивный импакт бизнеса .
Специалисты по устойчивому развитию ведут обычную бизнес-деятельность: разработка стратегий, запуск проектов, согласование документов, поддержка и помощь коллегам из других департаментов в запуске продуктов. Например, мы получаем статистику о росте спроса на растительные напитки. Готовится запуск новой линейки Alpro. Для этого в России открывается производство.
Появление нового предложения – результат того, что две стороны прислушиваются друг к другу. Где-то потребитель дает запрос, например, чтобы продукция была более здоровой и менее сладкой. Где-то компании, следуя глобальным задачам по снижению количества сахара, изменяют рецептуру. Так, в Danone мы начали заменять в привычных сладких продуктах сахар на мед или фруктовый сок.
Эволюция продуктов бесконечна. Если мы остановимся в изучении, изменении своих предпочтений, наверное, можно будет сказать, что человечество прекратило свое существование. В самом определении «устойчивое развитие» заложен этот импульс движения. И для специалистов этого направления необходимо гореть идеями заботы о мире и о людях. Им предстоит заражать коллег, партнеров, быть убедительным, всегда личным примером.
Как-то в разговоре с моей бывшей начальницы из IKEA, шведкой, которая отвечала за устойчивое развитие в IKEA по планете. «Я не ем мясо», - сказала она. Я понимающе кивнул. – «В этой индустрии работает много вегетарианцев» - Она ответила. – «Я не вегетарианка, просто, когда я заняла эту позицию стала так много летать. Мой углеродный след стал просто колоссальным. Я подумала и поняла, что могу его уменьшить, если откажусь от мяса».
В России общее количество специалистов уровня крупных компаний в масштабах страны все еще мало – не более 200 человек. И все больше компаний интересуются этими людьми, которые по сути являются главными change makers, лидерами изменений. Конкуренция в рейтинге топ-25 директоров в области устойчивого развития и корпоративно-социальной ответственности сейчас порядка 5-7 человек на место.
Смотрите также: Роль корпоративного волонтерства в объединении ресурсов и возможностей
Итак, вести устойчивый бизнес проще, если команда разделяет принцип экологического мышления. По сути, такая личная позиция – весьма эгоистична и рациональна. Что движет людьми или компаниями, которые разделяют этот подход? Они хотят, завтра жить не хуже, чем сегодня, чтобы их не ущемляли в потребностях. Поэтому, они стараются сохранять ресурсы планеты и относиться позитивно к окружающему миру. Это здоровая любовь к себе.
Фото Unsplash
При использовании материала гиперссылка на соответствующую страницу портала HR-tv.ru обязательно
Что Вы думаете об этом?