Экология на предприятии
Все чаще современные предприниматели сталкиваются с вопросами охраны окружающей среды на своем предприятии. А многие уверены, что «маленькое предприятие», «небольшой склад» или «просто офис» не имеет никакого отношения к природоохранному законодательству.
Но, к сожалению, незнание закона – не освобождает от ответственности. Дмитрий Порочкин , общественный уполномоченный по вопросам охраны труда при уполномоченном по защите прав предпринимателей в Москве, генеральный директор Центра охраны труда «НСС Консалт» , разбирается, какие мероприятия в рамках природоохранного законодательства необходимо осуществлять в организациях.
Читайте также: Экология как элемент корпоративной культуры
Основным законом, регулирующим охрану окружающей среды в Российской Федерации, является Федеральный закон №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 года. Согласно данному закону, юридические лица и индивидуальные предприятия, оказывающие негативное влияние на окружающую среду (образующие отходы, выбрасывающие загрязняющие вещества в атмосферный воздух, сбрасывающие загрязняющие вещества в сточные воды) обязаны в установленном порядке:
· вести отчетность,
· разрабатывать экологическую документацию,
· проводить мероприятия по инвентаризации отходов, выбросов и сбросов
· осуществлять мероприятия по регистрации объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду
· вносить плату за негативные воздействия.
Также основными законами в сфере экологии являются:
· Федеральный закон № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» от 04.05.1999 года. Он раскрывает основные особенности нормирования качества атмосферного воздуха и требования в отношении юридических лиц. Вводит и раскрывает понятия нормирования качества атмосферного воздуха, загрязняющих веществ, источников выброса загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
· Федеральный закон № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 года. Он раскрывает основные требования в области обращения с отходами производства и потребления. Вводит и раскрывает понятия нормирования отходов, виды разрешенной и лицензируемой деятельности.
Перечень обязательной отчетности и экологической документации зависит от вида деятельности организации и ее негативного воздействия на окружающую среду.
Для обеспечения экологической безопасности в организации приказом назначается ответственный специалист, который должен иметь соответствующую квалификацию и уровень знаний . Именно он занимается составлением отчетности, разработкой документации, организацией вывоза отходов и проведением отборов проб лабораториями.
Контролирующим органом в сфере соблюдения природоохранного законодательства являются федеральные и региональные органы Росприроднадзора. Основной инструмент контроля юридических лиц – проверки, которые бывают плановыми (с определенной установленной периодичностью) и внеплановыми (по факту обнаружения нарушений или поступления жалоб от граждан).
За нарушение экологического законодательства предусмотрены наказания, прописанные в отдельной главе 8 КоАП РФ «Административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования». Например, административный штраф за несдачу или несвоевременную подачу отчетности может составлять до 350 000 рублей. Поэтому крайне важным будет поручение охраны окружающей среды компетентным специалистам, чтобы исключить возможность вероятных правонарушений.
Природоохранное законодательство, как имногие другие сферы законодательства претерпело ряд изменений в рамках регуляторной гильотины. Так, например, с 01.01.2021 года отменяется ряд нормативно-правовых актов, а именно, Постановления Правительства РФ:
· №1029 «Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное
воздействие
на окружающую среду, к объектам I,II, III и IV категорий»,
·
№545 «Об утверждении порядка разработки и утверждения экологических нормативов выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду, лимитов использования природных ресурсов, размещения отходов»,
· №183 «О нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него»
· №712 «О порядке проведения паспортизации отходов I – IV классов опасности»
·
№847 «О порядке ограничения, приостановлении или прекращения выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на атмосферный воздух»,
· №1062 «О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I – IV классов опасности»,
· №1342 «Об утверждении Правил представления производителями и импортерами товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, отчетности о выполнении нормативов и утилизации отходов от использования таких товаров».
Взамен отмененных документов, скорее всего, выйдут новые, более систематизированные и подкорректированные под современные реалии и уровень технологического развития, но пока этой информации в открытых источниках нет. Свои предложения рабочая группа по регуляторной гильотине по вопросам охраны окружающей среды уже сформировала и отправила в Государственную Думу на рассмотрение и утверждение. Будем вместе с нетерпением ждать обновленного законодательства!
Смотрите также: Роль корпоративного волонтерства в объединении ресурсов и возможностей
Ну и резюмируя все вышесказанное можно сказать, что экология – это комплекс мер, направленных на соблюдение требований и норм экологического законодательства, недопущение нарушений и минимизация негативного воздействия на окружающую среду.
Фото Unsplash
При использовании материала гиперссылка на соответствующую страницу портала HR-tv.ru обязательна
Что Вы думаете об этом?