Какие приёмы и методы геймификации используют в Fix Price

Геймификация — это игровые методики вовлечения, которые помогают превратить любую рутину в интересный процесс. О том, какие методы и приемы геймификации использует Fix Price, рассказывает Антон Максименко , HR-директор  компании.

Какие приёмы и методы геймификации используют в Fix Price, Fix Price, Антон Максименко, приёмы геймификации, методы геймификации, игровые методики вовлечения, методики вовлечения персонала, эффективное обучение персонала, эффективный метод мотивации персонала, что делает геймификация, что повышает геймификация

Методику активно используют в обучении сотрудников и удержании клиентов различные международные компании. От гастрономии до IT-гигантов. Вот только пара примеров:

– Google, который с 2003 года устраивает соревновательные игры среди своих сотрудников и потенциальных работников. Соревнования называются Google Code Jam и дают возможность компании под видом конкурса проводить свою кадровую политику, отбирая наиболее перспективных участников на вакантные должности.

Читайте также: Опыт комплексных программ в гибридных форматах с элементами геймификаций – кейс СберУниверситета

– Госпиталь в Синт-Трёйдене использует «неисправную комнату» для обучения новичков. В этой палате пациента, намеренно допущены ошибки, которые будущие врачи должны обнаружить в процессе выполнения ежедневных задач. Такой элемент геймификации позволяет им не только оттачивать свои врачебные навыки, но и учит быть готовым к внештатным ситуациям и способам реагирования на них.

Популярность метода

Почему же геймификация так популярна и ее внедрение возможно практически в любой сфере бизнеса?

Во-первых, это связано со снижением эффективности стандартных методов мотивации и обучения, основанных на принципе «кнута и пряника». Регулярные санкции, давление и другие «приемы кнута» в большей мере побуждают сотрудников не к усердной работе и обучению, а к поиску способов обойти установленные правила и побыстрее заполучить заветный «пряник». Особенно сильно это проявляется, когда мы рассматриваем заочный формат обучения с применением дистанционных технологий. Чем дальше дистанция, тем сложнее принуждать людей делать что-либо.

Хотя, конечно, это не значит, что принцип «кнута и пряника» отменяется полностью – геймификация это лишь внедрение в процесс обучения элементов игры. Сама суть любой игры — это чередование препятствий и наград, ведущих к главной цели.  В случае с HR задачами — это обучение и мотивация сотрудников.

Во-вторых, правильно встроенная геймификация повышает вовлеченность человека в процесс обучения, что можно доказать на простом примере. Футбол является весьма распространенным видом спорта, в который любят играть и взрослые, и дети. Зачастую даже внешние факторы (например, плохая погода) не могут стать помехой для игры. Так что же побуждает людей в дождь истязать себя физическими нагрузками?

Футбол прост и понятен каждому,  в нем нет сложных формул или заумных слов, требующих специальной подготовки, для игры не нужно годами грызть гранит науки, но при этом он завлекает своей соревновательной природой и духом соперничества, возможностью увидеть результаты своих трудов не через 5-6 лет, а в течении одного тайма. Все это располагает к себе своей легкостью и ненавязчивой природой, вовлекая человека в процесс.

В-третьих, геймификации позволяет не только поучаствовать в реальном трудовом процессе и увидеть последствия принятых решений и действий, но и получить моментальную обратную связь независимо от дистанционных или иных ограничений.

Зачем что-то менять?

В современном мире непрерывных развлечений повысить продуктивность сотрудников и уровень их вовлеченности в процесс обучения можно лишь с повышением интереса к учебному процессу.

Низкий уровень вовлечённости, а соответственно и качества обучения – это показатели бессмысленной траты ваших ресурсов. В обучении важно сфокусировать сотрудника не на конечном результате, а на процессе, что, к сожалению, редко удается при стандартных методах мотивации.

Поэтому ответ на вопрос «Зачем внедрять геймификацию?» на самом деле очевиден. А вот понять «Как правильно?» с ходу не ясно.

Например, геймификация как вид мотивации работает только в собственных мотивационных рамках . Если по программе самостоятельного обучения сотрудник должен уделять обучению 2 часа в день, то он будет уделять обучению ровно 2 часа в день. Пропишите 3, будет заниматься 3, но не более. При этом если обучение проводится с привлечением лекторов или спикеров, оно может не восприниматься как «развлечение + обучение», а вызывать ощущение обремененности и желания поскорее «уйти с урока».

По официальной статистике, только 20% людей продолжают обучаться и повышать уровень образования после получения высшего или среднего обязательного образования . Справедливости ради нужно сказать, что данный показатель за прошлый год увеличился на 10%, но всё же остаётся на невысоком уровне. Пример с дополнительным образованием наглядно показывает, что если дело касается обучения, львиная доля людей готова выполнить только то, что необходимо, но не более.

Геймификация позволяет сконцентрироваться на учебном процессе, меньше отвлекаться и легче визуализировать сложные данные и теории. А еще она задействует куда более обширный спектр способов восприятия информации чем обычные методы обучения. В процессе игры не только усиливается образное восприятие, подкрепляемое различного рода визуальным сопровождением учебного материала, но и тактильные ощущения, мышечная память и т.д.

Один из  наиболее ярких и простых примеров — лента Мебиуса — интерпретации одностороннего объекта в трехмерном пространстве. Да, вероятно, звучит это сложно. Однако Фердинанд Мебиус превратил столь сложное явление в игру, понятную и доступную всем. Он соединил два конца бумаги таким образом, что получился знак бесконечности. Таким образом у него получился ничто иное как объект, у которого из двух плоскостей (верх и низ) останется только одна, то есть одномерный объект в нашем трёхмерном мире.

Если провести линию, не отрывая руки, можно убедиться, что вы обогнули всю фигуру, не пересекая границ плоскости.

В общем в классических подходах корпоративного обучения, действительно, необходимо что-то менять. Прошлые практики и методы сами по себе уже слабо работают. А это значит, что требуются новые подходы, отвечающие современным трендам и реалиям нашего мира.

И в рамках процесса обучения сотрудников Fix Price мы в этом убедились, поскольку для нас главная цель геймификации учебного процесса заключается в повышении вовлеченности сотрудников в процесс обучения и, как следствие, его эффективность и результативность. Это позволило увеличить эффективность процесса обучения и стимулировать когнитивное развитие кадрового состава компании.

Почему геймификация?

Действительно, почему? Ведь дополнительное обучение рассчитано на взрослых, о каких играх может идти речь? Разве не более эффективно будет использовать статистику, убеждение и посулить выгоды после прохождения обучения?

Можно бесконечно чертить графики, говорить о влиянии обучения на успех и карьеру, вдохновлять примерами известных успешных личностей. Только вот показатель вовлеченности вряд ли поднимется. Максимум у тех же 20-30% обучающихся, о которых мы говорили ранее. И, как правило, этим 20-30 процентам не нужна внешняя мотивация — они руководствуются внутренней и видят ценность в учебе без напоминаний.

Но нужно обучать оставшиеся 70-80% сотрудников. Как? Через игры. Почему? Потому что, вопреки цифре, указанной в паспорте, большинство из нас остаются детьми навсегда. Мальчики всё также играю в машинки (только теперь эти машинки больше и дороже), а девочки всё также выбирают платьица и обустраивают свой уже не кукольный, а настоящий домик.

Какие приёмы и методы используют в Fix Price?

Учитывая сферу деятельности нашей компании, мы зачастую сталкиваемся с представителями абсолютно разных возрастных групп во всех направлениях: от линейного персонала до руководителей департаментов. Поэтому мы используем разные элементы геймификации в обучении. Это помогает вовлечь всех: и молодых специалистов, которые только начинают свою карьеру, и опытных профессионалов.

Методов геймификации, которые мы регулярно внедряем и совершенствуем, довольно много. Наиболее эффективные из них:

Рейтинговая система — элемент геймификации, который позволяет присваивать каждому сотруднику рейтинг в зависимости от его активности и проделанной им работы. Рейтинг доступен для просмотра каждому и публикуется прямо на странице курса. Лучшие в данном рейтинге оказываются на главной странице корпоративного обучающего сайта— на «доске достижений».

Согласитесь, всегда приятно, быть замеченным и отмеченным руководством. Именно на это рассчитан данный элемент геймификации . Сотрудник видит рейтинг, находит в этом рейтинге себя и своих коллег. А дальше, включается азарт — «нужно улучшить свою позицию!». По нашему опыту, простейшая рейтинговая система сильно повышает вовлечённость среди сотрудников. После ее введения среднее время, проведённое сотрудниками на учебном сайте, увеличилось на 15%, а количество попыток прохождения элементов обучения (тесты/опросы), которые могут повлиять на рейтинг сотрудника, увеличилось на 30%.

Наградные значки — банально, приятно и отлично работает. За прохождение определённой темы в программе обучения, сотрудник получает соответствующий значок-достижение. Например, пройдя тему мерчендайзинга, он получит значок в виде спецодежды, а после прохождения темы по работе с мобильным приложением — мобильного телефона. После обучения сотрудники собирают все необходимые в работе предметы, изображённые на значках. Сами изображения максимально приближены к реальности, что делает данный игровой элемент реалистичным и увлекательным. Многие сотрудники сверяются со списком доступных значков и следят за элементами курса, которые им необходимо пройти чтобы собрать всю коллекцию. Стремление к коллекционированию – отличный драйвер для собственного развития.

Какие приёмы и методы геймификации используют в Fix Price, Fix Price, Антон Максименко, приёмы геймификации, методы геймификации, игровые методики вовлечения, методики вовлечения персонала, эффективное обучение персонала, эффективный метод мотивации персонала, что делает геймификация, что повышает геймификация

«Вырастить аватара» — этот элемент геймификации чем-то напоминает старую игру в тамагочи. Суть ее довольно проста: при первом заходе в учебный курс сотрудник получает своего аватара. В дальнейшем этот «питомец» начинает расти благодаря знаниям, полученными сотрудником в ходе обучения. Соответственно, чем больше учебных материалов проходит сотрудник, тем быстрее аватар растёт и преобразовывается.

Игровые механики — кроме рейтингов, аватаров и значков нужны и непосредственно игровые механики. Это могут быть игровые квесты, где сотрудникам необходимо расследовать причину поломки на кассе по оставленным уликам. Либо интерактивные видеоролики с возможностью влиять на ход сюжета и т.д. Главное создать возможность для игры и совместить ее с подачей материала.

Смотрите также: Геймификация модернизировала систему адаптации в Adventum

Социальные сети — для нас это пока экспериментальный проект, который, несмотря на свою совсем небольшую историю, уже показывает неплохие результаты. Его суть — в запуске и постоянном ведении обучающих аккаунтов в популярных социальных сетях. Кажется что соцсети только для развлечений и общения, но, данный приём привлекает большое количество сотрудников. Спустя год после запуска обучающих аккаунтов в социальных сетях количество подписчиков составляет 30% от числа трудоустроенных в компании. При этом в среднем около 80% подписчиков отвечают на вопросы викторин и оставляют отклики на истории с заданиями. Учебный материал на данных платформах даётся в игровом режиме, довольно ненавязчивом и лёгком для восприятия. Благодаря этому сотрудники в процессе «зависания в интернете», сами того не осознавая, участвуют в процессе обучения.

В заключение можно отметить, что элементы геймификации крайне нужны и важны для повышения уровня вовлечённости сотрудников в процесс обучения. Применяйте данные инструменты, экспериментируйте и делайте процесс обучения увлекательным и интересным для слушателя. Тогда он непременно даст свои результаты.

Фото Unsplash

При использовании материала гиперссылка на соответствующую страницу портала HR-tv.ru обязательно

0

Что Вы думаете об этом?

Прокомментировать

Рекомендуемые материалы