Как развивать деловое мышление

Хотите выслушивать сотни идей вместо тысячи причин "почему не получится"? Развивайте у персонала деловое мышление.

Как это сделать – порталу HR-tv.ru рассказала руководитель отдела персонала (Supply Chain& Regions) компании FM logistic Юлия Мещерякова .

человек, бизнесмен, сотрудник, человечек, портфель, Как развивать деловое мышление, Юлия Мещерякова, Supply Chain& Regions, продуктивность, косты, резать косты. деловое мышление в карьере, оптимизация, идеи, тейлор, фредерик тейлор, консультант по менеджменту, систематизация, идеи тейлора, сокращения, качество, мотивация, современный менеджмент, оптимизация процессов

- Юлия, в чем, на ваш взгляд, основное отличие делового мышления от бытового?

- В стремлении к постоянным улучшениям, ориентации не просто на финальные показатели, а на эффективность (соотношение затрат и результата), принятии взвешенных решений и способности признать их ошибочность, склонности решать проблемы.

Частным случаем эффективности является продуктивность (для операционных подразделений: соотношение заработанных денег в числителе к потраченным трудовым ресурсам в знаменателе). Руководитель с деловым мышлением никогда не будет "раздувать штат", понимая, что бездумное увеличение знаменателя уронит продуктивность, несмотря на растущие продажи.

Что касается бытового мышления, его противопоставляют не деловому, а научному. Первое: верю тому, что вижу и чувствую, второе: ищу объективные доказательства, моя личная точка зрения на втором плане. Личность и ее мнение отделены: вам неприятен Вася, но его идеи вы признаете правильными. Это можно отнести и к нашей теме. Для делового мышления уместнее опираться не на "я чувствую", а на факты и цифры. И личные симпатии/антипатии не должны влиять на принятие решений. Пример: я обучала руководителей различных уровней подбирать персонал и первое, с чего мы начинали, это уход от "Ты знаешь, это все хорошо: методики, компетенции, но я чувствую людей". Это грозит ошибкой проекции – вы будете брать на работу кандидатов, похожих на себя, но требования к вашей должности и к вакантной могут быть разными.

Читайте также: Как выявить стратегическое мышление по почерку?

- Какую революцию способно произвести деловое мышление в карьере конкретного человека и в компании?

- Когда я занималась развитием кадрового резерва, замеряя потенциал и анализируя результаты работы сотен человек, то убедилась, что эффективных менеджеров и сотрудников с потенциалом и деловым мышлением мало и они востребованы в любые, даже самые тяжелые и кризисные времена. Я бы даже сказала, особенно в кризисные времена, когда часто первое, что берутся оптимизировать – косты, ставя вместо 2-3 менеджеров одного при том же уровне требований.

Нет революции для личности, которая вдруг или не вдруг обнаруживает у себя деловое мышление. При его наличии вкупе с необходимым опытом, компетенциями и мотивацией, конкретный сотрудник делает неплохую карьеру. А для компании это значит рост экономических показателей, снижение издержек и рисков.

- Как развить деловое мышление у конкретной личности и у всего коллектива?

- Искать возможности улучшений. Не люблю слово "оптимизация" , да и вообще мало кто любит, оно приобрело негативный оттенок в неоправданных сокращениях, когда из знаменателя вымывался кадровый потенциал и результативность падала не до ноля, а в минус: некому было работать. Постоянный поиск возможностей для достижения результата меньшими затратами – отличный навык тренировки делового мышления. С чего начинал Фредерик Тейлор? Он брал карандаш, блокнот, фиксировал все производимые операции и думал, как сократить время на их выполнение и увеличить производительность. Под "улучшателями" я не подразумеваю прожектёров с горящими глазами, разумные опасения и риски необходимы. Я говорю не о накидывании десятка идей, а о желании, любопытстве "можно ли и как сделать лучше".

Развивать через обучение и поощрение использования. Практикуйте мозговые штурмы,   прививайте склонность поиска решений, а не препятствий и причин, почему не получится. Только отдайте авторам идей их реализацию и доведение до результата. Учите команду не бояться ошибок и критики, ведь если ошибка совершена, но ее можно исправить-ошибка не совершена.

Читайте также: Подходы к развитию высокопотенциальных сотрудников: что на самом деле работает

- В литературе о деловом мышлении действительно часто встречается имя Тейлора, первого в XX веке консультанта по менеджменту, о котором вы уже упомянули. Насколько ярок в его лице пример делового мышления? Применимы ли его наработки по сегодняшний день?

- Переоценить Тейлора сложно, он первый заговорил о систематизации труда, открыл правила роста производительности и прибыли,  с его подачи деловой мир сделал гигантский шаг вперед.

Нужно понимать, в какое время он вышел со своими идеями: с одной стороны, капиталисты, управляющие предприятиями сами и не допускающие к власти наемных менеджеров, с другой – закрытые профессиональные сообщества, почти касты, не допускающие никого к своим профессиональным технологиям (в некоторых случаях даже не велось никаких записей о производственном процессе).

Первым Тейлор перешел дорогу идеями о введении наемных менеджеров и необходимости отдавать значительную часть доходов рабочим, вторым  - фанатичным стремлением систематизировать любой труд до степени возможности обучения по написанным лекалам. Первые называли его социалистом, вторые считали, что из них выжимают все соки в оптимизации рабочего процесса.

По вышеуказанным причинам Тейлор подвергался и подвергается  страшной критике, но его идеи применимы до сих пор: почти нет процессов, которые невозможно улучшить, и мысли о сокращениях потерь приходят в голову не только современным менеджерам по качеству. Любопытный факт: изучая причины того, "почему люди работают с прохладцей" (в современном менеджменте – причины демотивации), Тейлор одной из причин назвал заблуждение и опасение рабочих, что увеличение производительности и выработки приведет к лишению работы. К сожалению, это часто актуально до сих пор, как бы сильно от Тейлора не "качнуло" современный менеджмент в сторону человека. Недавно на одной из конференций по управлению персоналом в IT-компаниях звучала фраза, смысл которой сводился к тому, что никакие технологии не способны пока заменить человека. Прозвучало жутковато. Частный случай демотивации "потому что слишком хорошо" часто испытывают на себе отделы продаж: перевыполнив план, они видят новый, на 30% больше предыдущего. Поэтому внимательно рассчитывайте план, чтобы ударное его перевыполнение не резало деловое мышление на корню: решили поощрять за перевыполнение – поощряйте.

- По каким признакам можно отличить человека с деловым мышлением от остальных? Можно ли это сделать визуально и буквально по нескольким первым фразам?

- Человек мыслит категориями фактов, результата, разумно ставит под сомнение существующие методы работы ("А почему бы не сделать по-другому, потому что…"), думает, как сделать лучше. Если спросить его о причинах неудач, с которыми сталкивался он или его команда, он признает свою ответственность, и в ситуации возникновения проблем он предлагает, предлагает и предлагает их решения.

Теперь вспомните свое последнее собрание, совещание или встречу по обсуждению какой-либо проблемы. Кто настаивал на решении, а кто упорно обсуждал возможные препятствия (не разумные риски, а именно каждую фразу начинал с "да, но…")? Кто предлагал сделать по-другому и оценить результат, а кто утверждал, что все равно ничего не получится? Кто быстро признал свою ошибку, а для кого свое "я" дороже общего результата? Кто ориентирован на рост бизнес-показателей и "скучную" оптимизацию процессов, а не на "горы золотые" и исключительно WOW-эффекты любой ценой?

Во всех случаях, первый человек – это человек с деловым мышлением.

При использовании материала гиперссылка на соответствующую страницу портала HR-tv.ru обязательна

0

Что Вы думаете об этом?

Прокомментировать

Рекомендуемые материалы