Как мотивировать сотрудников с помощью сервиса «Есть идея»: опыт компании ZENDEN
Сегодня одна из частых проблем работодателей — повышенная тревожность при пониженной вовлеченности и мотивации сотрудников. Один из способов «разбудить» их — предложить им напрямую повлиять на бизнес-процессы и устройство компании. Для этого вводят специальные системы обратной связи. В сети обувных магазинов ZENDEN создали сервис «Есть идея», с помощью которого сотрудники высказывают свои мысли по оптимизации работы компании. Он действует в компании уже 7 лет.
Анастасия Нечаева , руководитель отдела внутренних коммуникаций и корпоративной культуры ZENDEN, поделилась, какие результаты приносит работа сервиса и как замотивировать сотрудников пользоваться им.
Читайте также: Группа компаний ОТР трансформировала систему признания сотрудников
Как работает сервис
Форма, через которую можно отправлять свои идеи, интегрирована на внутренний корпоративный портал ZENDEN.
Она доступна всем без исключения, но большей популярностью пользуется у сотрудников розницы. Они чаще, чем сотрудники офиса, предлагают свои идеи. Для большинства из них это возможность быть услышанным и внести реальные изменения в работу не только своего магазина, но и всей сети.
От сотрудника требуется описать свою идею, рассказать, что конкретно он предлагает улучшить в работе компании, и вывесить карточку с идеей на всеобщее обозрение, как пост в соцсетях. Карточку видят все сотрудники компании: они могут поставить лайк или поддержать идею своим комментарием.
В комментариях часто запускается дискуссия, в ходе которой могут появиться дельные предложения по реализации идеи. Более того, из опытных, давно работающих сотрудников создана экспертная группа, чье мнение в комментариях имеет особый вес. Комментарии таких экспертов подсвечиваются отдельным цветом и очень важны для понимания общей картины и оценки целесообразности реализации той или иной идеи.
Сервис раз в неделю проходит модерацию ответственного менеджера. Менеджер направляет идеи в релевантный департамент: например, если идея касается сферы маркетинга, то ее направляют на рассмотрение директору департамента маркетинга. Опираясь на рейтинг идеи, мнения других сотрудников и свою экспертность, он дает свое заключение, принимает решение о возможности и сроках реализации идеи.
Если идею реализовать невозможно, ответственный сотрудник публично дает комментарий, в котором подробно обосновывает свое решение, описывая, какие условия нужны, чтобы осуществить идею в будущем.
Общение с экспертами — важная часть мотивации . Когда, например, руководитель из офиса благодарит продавца за прекрасную идею, вертикаль между стартовыми и продвинутыми должностями стирается. Сотрудники видят, что компания открыта и готова прислушиваться к их мнению. А реализация идеи становится отдельным поводом для гордости и стимулом развиваться дальше вместе с компанией.
Осуществлением идей занимаются сотрудники релевантных департаментов наряду с обычными рабочими задачами и проектами. Специальных сотрудников, которые бы следили только за сервисом, в ZENDEN нет. «Есть идея» модерируется максимум двумя людьми, у которых есть еще и другие задачи.
Идеи есть
За 7 лет работы сервиса сотрудники прислали 830 идей. Из них реализована практически половина — более 400. Больше всего идей связано с маркетингом, IT, поддержкой бизнеса.
Например, благодаря идее наших сотрудников, мы поставили в части магазинов зеркала в зоне размещения аксессуаров, где продаются шапки и шарфы. Еще один пример — мы добавили в ценники два новых пункта по адресному хранению и наличию размеров.
Были идеи посложнее, но стоящие того, чтобы их осуществить. Поступило предложение задействовать в качестве моделей для рекламных плакатов наших собственных сотрудников. Мы взялись за реализацию проекта — привезли в Москву девушек и парней из разных регионов для профессиональной съемки. А потом мы провели фотосессию с детьми наших сотрудников. Малыши на видео поздравляли ZENDEN с Новым годом, после съемки мы подарили всем участникам сертификаты и мерч — ребята были в восторге.
Плохих идей не бывает, бывают нереализуемые или сложно реализуемые. Но иногда новые сотрудники пишут предложения, до конца не разобравшись в теме. Здесь на помощь приходят эксперты. В комментариях под карточкой они объясняют, что идея давно реализована, и подробно рассказывают, «на какую кнопку нажать», чтобы у них тоже заработало.
Как мотивировать сотрудников предлагать идеи
Само наличие сервиса еще не гарантирует, что сотрудники будут им пользоваться. Поэтому важно вдохновить, показать ценность и значимость такой обратной связи. В ZENDEN для этого постоянно освещают результаты работы сервиса. Мы регулярно пишем о реализованных идеях на внутреннем портале и в телеграм-канале для сотрудников. Публичное признание становится сильным мотиватором для людей.
Смотрите также: Открытая система вознаграждения — кейс Maxxium
Те, кто пользуется сервисом, получают бонусы. За предложение и комментирование идей мы дарим сотрудникам баллы — это внутренняя «валюта» компании, за которую в магазине подарков на внутреннем портале можно приобрести много полезного и приятного (мерч, сертификат на обувь сети ZENDEN, бытовую технику от кофеварки до холодильника) или накопить на организацию тимбилдинга для всей команды.
Но, пожалуй, самое главное — это качественная модерация самого сервиса. Сотрудники могут следить за статусом своей идеи: «на рассмотрении» — «планируется реализация / отложена» — «в процессе реализации» — «реализована». Когда идеи не уходят в стол, а действительно обсуждаются, получают поддержку коллег и высшего руководства, люди понимают, что их мнение важно. Получая обратную связь, сотрудники видят, что к ним прислушиваются и дают возможность повлиять на работу компании.
ZENDEN от такого сервиса получает двойную пользу: возможность сделать компанию лучше, а коллег — счастливее .
Фото ZENDEN
При использовании материала гиперссылка на соответствующую страницу портала HR-tv.ru обязательна
Что Вы думаете об этом?