Как бороться с «авитаминозом» вовлеченности
Когда бизнес переживает колоссальные убытки и сокращения, сотрудники многих компаний сталкиваются с «авитаминозом» — снижением вовлеченности и мотивации к работе. Прививкой от недуга призвана стать корпоративная культура. Как сплотить команду во время кризиса рассказал корпоративный антрополог Марк Кукушкин .
Пандемия жестко ударила по компаниям во всем мире. Лучше держаться на плаву удается тем, кто успел выстроить корпоративную культуру до кризиса и продолжает ею заниматься в тяжелый период. Во времена турбулентности и полной неопределенности именно корпоративная культура стала дополнительным источником энергии и шансом на выживание бизнеса.
Читайте также: Как корпоративный университет формирует культуру компании
Как общаться с командой?
В кризис корпкультура проявляется прежде всего в стиле общения руководства с сотрудниками. Ведь корпоративная культура — это не только про эффективное выстраивание работы или футболки с логотипами компании по пятницам, это — про налаженную коммуникацию и отношение к людям.
Например, вы рассылаете письмо с извещением о необходимом сокращении штата. Вы можете написать: «Всем спасибо, до свидания!», а можете известить свою команду по канонам высокой корпоративной культуры, как это сделал CEO Airbnb Брайан Чески, чье письмо стало примером расставания с сотрудниками.
Почему важно строить корпкультуру?
Потому что корпкультура проявляется не только в стиле общения «верхушки» с сотрудниками в момент сокращений. От ее уровня также зависит реакция команды на ваши просьбы и предложения в кризис. В тяжелые времена сотрудники компаний с высокой корпкультурой спокойнее принимают временные ограничения, увеличение требований или сокращение бонусной части.
Сотрудники компаний со слабой корпкультурой наоборот воспринимают любые временные трудности в штыки:
- отказываются выполнять дополнительные обязанности,
- вступают в конфликты с руководством,
- устраивают итальянскую забастовку,
- массово пишут заявления по собственному желанию.
Какой тип реакции покажет команда — зависит только от вас.
Однако всех без исключения в кризис объединяет «авитаминоз» в малой или большей степени. Сотрудники уже устали от кризиса, работы на дому, дополнительных задач, снижения окладов и общей нервной обстановки. И здесь на помощь снова приходит корпоративная культура .
Как бороться с «авитаминозом»?
1. Хождение в народ . В кризис сотрудникам как никогда нужна поддержка и общение с руководством. Поэтому первым лицам важно показать, что они находятся с командой в одной лодке. Главам компаний необходимо регулярно общаться с рядовыми сотрудниками, освещая эту деятельность на корпоративном портале.
Также для репутации компании и сохранения корпоративного духа будет полезно общение «верхушки» с простыми клиентами. В кризис известны истории, когда руководители крупных банков лично посещали отделения и говорили пенсионерам: «Оставайтесь дома! Пенсию мы доставим».
2. Всегда на связи . Еще один эффективный прием корпкультуры в кризис — налаженная и постоянная коммуникация руководства с сотрудниками. Это могут быть ежедневные/еженедельные онлайн-совещания или конференции, беседа в формате вопрос-ответ и тд. Таким образом первое лицо компании сумеет предотвратить панику, которая возникает в ситуации полной неопределенности и турбулентности. Если сотрудники будут в курсе всех новостей и решений компании, тревожность будет уменьшаться, и тогда эффективность работы не пострадает.
3. Опора на историю . В трудные времена опереться можно в первую очередь на то, что было сформировано до кризиса. Важно напомнить сотрудникам, что компания уже переживала и не такие ситуации. Лучше вспомнить конкретные истории, когда бизнес был почти на грани, но все же выжил. Исторические «байки» снизят тревожность команды и укрепят уверенность в том, что и в этот раз компания справится с неурядицами .
Что будет дальше?
Пандемия не пройдет бесследно для компаний ни в финансовом, ни в культурном плане. После кризиса перед первыми лицами встанет задача не только поддерживать принципы корпкультуры, которые сложились до него, но и внедрить удачные приемы, использованные в пандемию. Многие уже понимают, что стиль коммуникации, возникший в период кризиса, должен сохраниться и дальше. Например, первые лица компаний продолжат периодически «выходить в народ», проводить онлайн-совещания в формате вопрос-ответ, а многие организации так и останутся работать удаленно.
Смотрите также: Эффективный и счастливый сотрудник – недостижимый идеал или реальность?
Помните, что корпоративная культура формируется именно в сложных ситуациях, и сегодня в кризис пишется культурный код будущего. И зависит он от того, как компания поведет себя с сотрудниками и клиентами в трудные времена.
Помните, что люди лояльны культуре, а не стратегии. Инвестируйте время и силы в общение.
Фото Pixabay
При использовании материала гиперссылка на соответствующую страницу портала HR-tv.ru обязательна
Что Вы думаете об этом?