Геймификация и эффективность: миф или реальность?

Успешно пройденный испытательный срок – победа не только для сотрудника, но и для компании, которая заинтересована в эффективном подборе, снижении показателей текучести и дальнейшем счастье человека в команде. С этой целью разрабатываются и реализуются различные программы адаптации, которые, как правило, включают и профессиональную, и психологическую составляющие. Среди наиболее эффективных инструментов, используемых для ускорения и упрощения процесса адаптации, можно назвать геймификацию. Примером этому может быть проект, реализованный в рекламном агентстве Adventum. О деталях кейса рассказали Senior HR-manager Валерий Буртник и HR-manager Алина Кузнецова.

Геймификация и эффективность: миф или реальность, Валерий Буртник, Алина Кузнецова, Adventum, WOW!HR, WOW!HR2019, номинанты WOW!HR, HR Hero, HR Hero 2019, Геймификация снизила текучесть кадров, снизить текучесть кадров, процесс адаптации, быстрое масштабирование

Проект претендует на победу в номинации HR Hero бизнес-премии WOW!HR 2019

Идея проекта

Адаптация - крайне значимый процесс, который влияет как на первичное погружение в бизнес-процессы компании, так и на дальнейшую эффективность сотрудника.

Читайте также: HR Русклимата всегда в режиме «live»

Мы хотели разработать такую систему адаптации, которая отвечала бы следующим требованиям:

- устранение стресса для нового сотрудника, «безболезненное» погружение в бизнес-процессы;

- быстрое и эффективное знакомство с внутренними процессами в компании;

- единая концепция, масштабируемая на региональный офис и удаленных сотрудников;

- расширение взаимодействия текущих и новых сотрудников;

- интерактивность и геймификация.

В итоге, единая концепция адаптации с элементами геймификации помогла новым сотрудникам быстрее и качественнее проходить первые шаги на новом месте. Внедренная система наставничества позволила ускорить процесс обучения основным навыкам должности, развить способности самостоятельно и качественно выполнять задачи.

Геймификация и эффективность: миф или реальность, Валерий Буртник, Алина Кузнецова, Adventum, WOW!HR, WOW!HR2019, номинанты WOW!HR, HR Hero, HR Hero 2019, Геймификация снизила текучесть кадров, снизить текучесть кадров, процесс адаптации, быстрое масштабирование

Вовлечение в процесс действующих сотрудников позволило сформировать у новых членов команды быстрое и более глубокое понимание норм корпоративной культуры. А внедрение множества самостоятельно разработанных адаптационных процессов и презентация их во внешних ресурсах способствовали увеличению узнаваемости бренда компании.

Этапы реализации проекта

В проекте были задействованы все сотрудники компании (более 100 человек), которые находятся в московском и владимирском офисах, включая удаленных сотрудников.

Быстрое масштабирование, ориентация на сверхрезультат и коммуникация с молодым поколением – характерная особенность бизнес-процессов компании. Средний возраст сотрудников – 26 лет. Это поколение характеризуется, в первую очередь, глубокой вовлеченностью в цифровые технологии и геймификацию. Было необходимо трансформировать многие HR-процессы с учетом этих факторов. Один из них - процесс адаптации.

Геймификация и эффективность: миф или реальность, Валерий Буртник, Алина Кузнецова, Adventum, WOW!HR, WOW!HR2019, номинанты WOW!HR, HR Hero, HR Hero 2019, Геймификация снизила текучесть кадров, снизить текучесть кадров, процесс адаптации, быстрое масштабирование

Раньше в компании не было выстроенной системы адаптации, а текучесть персонала на испытательном сроке доходила до 10%.

Задачи проекта

  1. Повысить удовлетворенность системой адаптации сотрудниками за счет её прозрачности и внедрённых механик с учетом стремительного масштабирования бизнеса.
  2. Снизить вдвое текучесть персонала на испытательном сроке.
  3. Внедрить систему адаптации, которая позволит ускорить процесс достижения сотрудником необходимого уровня эффективности.
  4. Сократить срок адаптации до двух месяцев.
  5. Оптимизировать затраты на адаптацию и обучение сотрудников.
  6. Геймифицировать процесс адаптации.
  7. Охватить 100% должностей в компании системой адаптации.

Дополнительно:

  1. Повысить уровень вовлеченности сотрудников в компании.
  2. Повысить уровень удовлетворенности сотрудников в компании.
  3. Увеличить узнаваемость бренда работодателя на рынке.

Геймификация и эффективность: миф или реальность, Валерий Буртник, Алина Кузнецова, Adventum, WOW!HR, WOW!HR2019, номинанты WOW!HR, HR Hero, HR Hero 2019, Геймификация снизила текучесть кадров, снизить текучесть кадров, процесс адаптации, быстрое масштабирование

Внедрение основных составляющих проекта заняло 3 месяца. Условно весь процесс можно разделить на несколько этапов и внедряемых активностей.

  1. Тестовый день. Это финальный этап отбора в компанию, когда у кандидата есть уникальная возможность провести несколько часов в Adventum - поближе познакомиться с командой и бизнес-процессами, сделать тестовое задание и показать свой уровень профессионализма.
  2. Приветствие. Новичку заранее направляется welcome-письмо, а за день до выхода нового сотрудника с ним связывается и знакомится его наставник. В первый рабочий день новичка представляют всей компании, пишут в основных каналах коммуникации о его приходе и вручают «welcome-набор».
  3. Наставничество. На протяжении всего периода адаптации, новичка курирует наставник. Он помогает в профессиональном становлении в компании и знакомстве с основными процессами.
  4. Welcome-обучение «Adventum Challenge». Речь идет о заполнении наклейками фан-карты офиса в момент прохождения welcome-обучения.
  5. Обед с генеральным директором. Традиционно, новые сотрудники идут на обед, где они поближе знакомятся с первым лицом компании, задают интересующие их вопросы в неформальной обстановке.
  6. Игра «Песочница». Это знакомство новичка с сотрудниками компании. Обязательное условие – заполнение чек-листа и совместное селфи.
  7. Доступные базы знаний. Это онлайн- и офлайн-материалы, которые позволяют ознакомиться с основными правилами, процессами и другой информацией о компании, которая необходима в период адаптации;
  8. Эффективная система внутренних коммуникаций. В компании действует общий телеграм-канал для сотрудников, телеграм-чаты по интересам, корпоративная почта, группа в фейсбуке.
  9. Адаптационные встречи и обзоры. Это элементы адаптации, которые позволяют контролировать прохождение сотрудником этого периода. Встречи проводятся с наставником, HR и руководителем, адаптационные обзоры по итогам испытательного срока заполняют руководитель и сотрудник.
  10. Adventum MeetUp. В компании проводятся познавательные встречи по четвергам, где сотрудники и приглашенные спикеры делятся полезной и интересной информацией. MeetUp сопровождается интерактивной викториной Kahoot.
  11. Человек Adventum. Это выбор лучшего сотрудника квартала с привлечением игровых механик.
  12. Проект «Спасибо», в рамках которого сотрудники пишут анонимные открытки с благодарностями коллегам с привязкой к ценностям компании.
  13. «Play Games» Еженедельно для персонала проводятся игры в офисе (Мафия, Скажи HR и др.).
  14. «Прописка». В компании есть домовая книга Adventum, в которой проставляется отметка о прописке нового сотрудника на территории компании. Кроме того, ему выдается брендированная обложка на паспорт.
  15. ИПР на один год. Индивидуальный план развития составляется руководителем с учетом пожеланий сотрудника. Он состоит из конкретных действий, благодаря которым сотрудник сможет заработать необходимые навыки и знания для дальнейшего роста и развития.

Реакция персонала

Разрабатываемые инициативы и активности отвечали запросу сотрудников. Например, в проекте по геймификации Welcome-обучения Adventum Challenge вовлечение в процесс заметно выросло, все новички активно собирали наклейки, чтобы заработать приз, активнее участвовали в самом обучении и получали больше полезной информации и новых знакомств внутри команды.

Геймификация и эффективность: миф или реальность, Валерий Буртник, Алина Кузнецова, Adventum, WOW!HR, WOW!HR2019, номинанты WOW!HR, HR Hero, HR Hero 2019, Геймификация снизила текучесть кадров, снизить текучесть кадров, процесс адаптации, быстрое масштабирование

Также высокий уровень вовлеченности был зафиксирован в проекте Adventum Meetup. Сотрудники активно стали принимать участие в качестве спикеров, календарь выступлений был расписан на три месяца вперед в момент первого анонса. Благодаря этому проекту удалось собрать собственную базу знаний и в том числе развить блок внутреннего обучения.

А после анонса проекта «Наставничество» сотрудники сами проявили инициативу и захотели стать наставниками, чтобы помогать новичкам компании в адаптации и изучении Adventum.

Итоги проекта

По результатам опроса удовлетворенности системой адаптации, этот показатель вырос на 40%. Текучесть на испытательном сроке снизилась с 10% до 2%. А процесс адаптации с трех месяцев сократился до двух.

Геймификация и эффективность: миф или реальность, Валерий Буртник, Алина Кузнецова, Adventum, WOW!HR, WOW!HR2019, номинанты WOW!HR, HR Hero, HR Hero 2019, Геймификация снизила текучесть кадров, снизить текучесть кадров, процесс адаптации, быстрое масштабирование

Также уровень удовлетворенности и вовлеченности сотрудников вырос до 76% и 78% соответственно. На основе опроса кандидатов по обратной связи после собеседования было зафиксировано увеличение узнаваемости бренда и позитивного отношения к компании.

Смотрите также: Геймификация модернизировала систему адаптации в Adventum

Сейчас Adventum входит в рейтинг «Лучших работодателей России». Мы стали призерами премии InterComm 2018 в номинации «Энергия команды» (III место) и финалистами премии HR-Бренд.

Фото Adventum

При использовании материала гиперссылка на соответствующую страницу портала HR-tv.ru обязательна

Если в вашей компании были реализованы не менее интересные и эффективные проекты, расскажите о них на конференции WOW!HR2019

{@ tpl tpl="feedback-form.tpl"}

0

Что Вы думаете об этом?

Прокомментировать

Рекомендуемые материалы

Юлия Кованова
Как справляться с давлением руководителя, сохраняя уважение к себе и к нему?

Умение правильно и экологично коммуницировать с руководством — один из важнейших навыков, которым должен владеть любой специалист. Благодаря правильному взаимодействию вы избегаете конфликтов, минимизируете уровень стресса, а также облегчаете себе рабочий процесс.

Однако есть руководители, которые ведут себя неподобающим образом, из-за чего собеседование или работа превращаются в настоящий ад. Босс повышает голос, позволяет себе оскорбительные и оценочные выражения, демонстрируя главенствующую роль. В чём причина такого поведения? Как достойно избежать или выйти из конфликта, если начальник критикует вас? Вместе с Юлией Ковановой, руководителем Центра карьеры Института бизнеса и дизайна B&D, разберёмся в непростых отношениях между начальником и подчиненным.

Владимир Шипков
Топ-менеджеры в эпоху цифровых технологий

Переход с пара на электричество в мировой промышленной индустрии занял почти полвека — с 80-х годов XIX века по 30-е годы XX столетия. Сейчас все преимущества электроэнергии очевидны и неоспоримы, но в то время большинство владельцев мануфактур и фабрик сознательно или неосознанно сопротивлялись неизбежному прогрессу: и в силу инертности сознания, и из-за отсутствия гибкости и коммерческого чутья. И только те, кто первыми оценил перспективы инновации и оперативно внедрил новшество на своих производствах, получили колоссальное конкурентное преимущества.

В контексте цифровизации бизнеса имеет место похожая ситуация. В этой статье бизнес-эксперт в сфере медицины Владимир Шипков рассмотрит роль топ-менеджмента в цифровой трансформации предприятия и проанализирует влияние digital-технологий на коммерческую деятельность компаний.

Азгануш Мисакян
Как геймификация в обучении IT помогает взрастить талантливых специалистов

Спрос на специалистов в сфере IT продолжает расти, но кадровый голод мешает бизнесу закрыть эту потребность. Ежегодно нужны тысячи новых профессионалов - разработчиков, аналитиков данных, специалистов по кибербезопасности и пр. При этом проблема во многом обусловлена не отсутствием специалистов, а их недостаточным уровнем подготовки к реальным вызовам индустрии. В результате после окончания онлайн-курсов начинающие программисты получают отказы на собеседованиях, компании остаются без сотрудников, а IT школы вынуждены пересматривать свой подход к обучению.

Что сейчас происходит на отечественном рынке IT и как с помощью геймификации подготовить кадры, способные действительно решать задачи бизнеса - рассказала CEO школы программирования YCLA Coding Азгануш Мисакян.

Илья Соколов
Как повернуть «утечку мозгов» вспять: удержать профи в регионах

Согласно данным hh.ru, уровень конкуренции за рабочие места в IT-сфере в регионах, включая Нижегородскую область, стабилен и сопоставим с показателями Москвы, составляя около 6 человек на вакансию. Кроме того, на рынке труда ощущается нехватка молодых специалистов в науке и образовании. Средний возраст профессорско-преподавательского состава российских вузов остается высоким, что подчеркивает необходимость привлечения новой волны талантов. Молодые люди всё чаще начинают миграцию уже с университетской, а подчас и со школьной скамьи, стремясь к карьерным и образовательным перспективам.

В условиях усиливающейся «утечки мозгов» многие регионы стремятся сохранить и развить свои интеллектуальные ресурсы. Илья Соколов, директор по развитию ИТ-кампуса «Неймарк» в Нижнем Новгороде, делится опытом создания образовательного проекта, направленного на привлечение и удержание талантливой молодежи в регионе.