Десять мягких навыков, без которых не обойтись на современном рынке труда
Про то, как пандемия повлияла на рынок труда, да и наши жизни в целом, было сказано уже очень много. Какие-то прогнозы и предположения сбылись, какие-то – нет, некоторые вновь вошедшие в нашу жизнь тренды за эти полгода закрепились в ней навсегда, окончательно вытеснив в каком-то смысле архаичные практики.
Татьяна Гладюк , директор по персоналу и организационному развитию холдинга S8 Capital, считает, что э тот год вообще стал для многих годом переосмысления – многие нашли для себя новые возможности, сменили работу или ушли в бизнес, компаниям пришлось экстренно перестраиваться и находить новые решения, без которых существование на рынке уже сейчас может показаться странным.
Читайте также: Soft skills помогли сотрудникам справиться с переходом на удаленку
Во главу угла этого транзита встало одно необходимое в любом кризисе качество бизнеса (и его сотрудников) – адаптивность . Словом, новые возможности открыли те, кто смог быстро осознать новую реальность, а не пережидал временные ограничения и надеялся на возвращение всего «на круги своя».То, что помогло многим не просто перестроиться, но и извлечь из ситуации нужный опыт – softskills. Это качество также помогает кандидатам влиться в работу на новом месте, а работодателям – грамотно выстроить процесс вовлечения сотрудников в бизнес-процессы.
Разговоры о востребованности мягких навыков идут уже достаточно давно. Конечно, тенденции в этом отношении так или иначе периодически меняются, но факт остается фактом: любой бизнес – это люди. А значит, без социальных навыков не будет слаженной команды и успешного бизнеса.
Коммуникативность , эмпатия , ассертивность и дружелюбие – одна из сторон условного многоугольника мягких навыков, необходимых в любом коллективе. Если они есть – коллеги, как минимум, смогут нормально общаться в рамках рабочих процессов. Предположения о том, что эмоциональный интеллект сотрудника важнее его IQ, появились уже два-три десятилетия назад. Конечно, отказываться от одного в пользу другого я бы не стала, но отрицать необходимость понимать коллектив на эмоциональном уровне нельзя. Неэффективные коммуникации могут убить любую блестящую идею, затянуть сроки и упустить важный момент, после которого вас опередят конкуренты.
Несколько лет назад исследование Гарвардского университета, фонда Карнеги и Стэндфордского исследовательского центра подтвердило, что 85% успешной работы зависит именно от мягких навыков, и лишь 15% – от технических знаний сотрудника. Softskills во многом – залог успеха, это именно те качества, которые помогают нам принимать решения и развиваться, в какой-то мере это основа социального воспитания, закладываемая в нас с детства и проецируемая на работу уже в сознательном возрасте. Их суть не только в коммуникабельности, но и в широком кругозоре и междисциплинарном подходе сотрудников.
На вопрос, должен ли разработчик обладать продвинутыми социальными навыками , а маркетолог – пониманием принципа работы сложного продукта, можно вполне ответить: «Нет, не должен». Но необходимо понимать, что эффективный специалист, который хочет достигнуть каких-то высот, просто-напросто не будет задавать себе этот вопрос.
Креативность, инициативность и искренний интерес обуславливают успех сотрудника, который ставит своей первоочередной целью не просто заработок, но постоянное всестороннее развитие. Это обязательно сказывается и на компании, в которой такой специалист работает. Такие качества помогают не просто выполнять какие-то задачи, но и еще глубже понимать процессы, на которые влияет та или иная работа, лучше понимать коллег и более эффективно выстраивать с ними взаимодействие.
Есть отличное понятие, характеризующее таких специалистов: T-shaped person. Оно предполагает глубокую специализацию в одной сфере и широкий кругозор в смежных. Конечно, не всем сотрудникам компании обязательно иметь такой склад ума, но во многом успех бизнеса зависит именно от них. Использовать любую возможность, чтобы приобрести новый опыт – это про них, и это важно.
Коронавирусный кризис коснулся не только бизнесов и компаний в целом, но и всех их сотрудников – многим впервые вынужденно пришлось столкнуться с удаленной работой, и далеко не для всех этот опыт стал позитивным.
В условиях дистанционки такие качества, как эмоциональный самоконтроль и тайм-менеджмент, из разряда полезных моментально перешли в лигу необходимых. Опасность выгорания в сегодняшних условиях велика как никогда, и за эмоциональным состоянием коллег необходимо следить как компаниям, так и самим работникам. А управление временем помогает сохранить грань между работой и жизнью.
При всей важности softskills про конкретные узкопрофильные навыки забывать, безусловно, нельзя.
2020 год вывел на первый план идею о том, что все процессы, подчиняющиеся тем или иным правилам, могут быть цифровизированы, а значит определенный набор знаний и навыков в digital-среде сейчас необходим абсолютно всем. Самый лучший продажник, записывающий данные клиентов и другую информацию в какой-нибудь таблице, не сможет обойти по показателям специалиста средней руки, использующего современную омниканальную CRM-систему и базы данных, агрегирующую информацию со всех подразделений компании.
Смотрите также: Как в компании Этажи играючи повысили прибыль
Как и с техническими навыками, в плане softskills большую роль играет обучение и адаптация. Поэтому, например, если мы в S8 Capital подбираем узкопрофильного специалиста и понимаем его зоны роста с точки зрения мягких навыков, то разрабатываем ему индивидуальный план развития и помогаем «раскрыться» на этапе адаптации. И это тоже, можно сказать, softskills, но уже с точки зрения компании.
Фото Unsplash
При использовании материала гиперссылка на соответствующую страницу портала HR-tv.ru обязательна
Что Вы думаете об этом?