Таланты: зачем они нужны и где их взять
Выбор способа привлечения необходимых бизнесу компетенций (через выращивание собственных талантов или путем переманивания специалистов) обусловлен рядом условий. Все зависит от конкретной ситуации, а именно, от внешней и внутренней среды организации, которая нуждается в талантах.
Прежде чем решать кадровые проблемы, я ищу ответы на целый ряд вопросов. Подобная аналитическая работа позволяет существенно снизить риски принятия неправильного решения. Ведь цена ошибки – это не только финансовые потери, но и время, потраченное на поиск и адаптацию привлеченных талантов или на воспитание собственных.
Бывает так, что необходимо и воспитывать своих и переманивать чужих. А бывает и по-другому: «чужие» не интегрируются в корпоративную культуру организации и, следовательно, не оправдывают возложенных на них надежд. Поэтому я добиваюсь ответов на целый ряд вопросов. И первый из них звучит так:
Для чего нужны таланты?
Сначала я пытаюсь разобраться: для каких целей нам необходимы таланты? Эта задача действительно возникла из-за отсутствия талантов? Каких именно? А может быть выход из возникшей ситуации стоит искать в системе менеджмента, корпоративной культуре, стиле управления, стратегии и т.д.?
Цель наличия талантов в данной бизнес-организации должна быть четко сформулирована. После этого можно переходить к следующему вопросу.
Читайте также: Почему таланты уходят от руководителей
Что должно измениться после привлечения талантов?
На данном этапе я анализирую: а что у нас сейчас происходит со стратегией, целями, положением на рынке? Насколько наша компания конкурентоспособна? Позволяет ли существующая бизнес-модель достигать поставленных нами целей? Чем в данной ситуации нам смогут помочь таланты (пока что мне не важно, будут они воспитаны внутри нашей компании или украдены из другой)?
На данном этапе я выявляю необходимость изменений в системе управления организацией. Если я уверена в том, что системных преобразований организация не требует, то я задаю следующий вопрос:
А нам действительно нужны таланты?
А может быть нам достаточно привлечь просто добросовестных и ответственных сотрудников, способных выполнять свои функции в соответствии с предъявляемыми к ним требованиями в виде регламентов, стандартов, политик, ценностных установок и т.д.?
На данном этапе я анализирую существующую в организации модель компетенций (корпоративных, профессиональных, личностных). А если модели компетенций в компании нет, то разрабатываю ее.
Если без талантов все-таки не обойтись, уточняю еще несколько важных деталей.
А если вырастить таланты?
Важно хорошо знать свой кадровый потенциал. Поэтому я задаю еще один вопрос: «Насколько мы уверены, что инвестиции в «своих» сотрудников позволят нам получить дополнительную «управленческую прибыль» в виде новых идей, качественных управленческих решений, высокой производительности труда и т.д»?
Ответить на эти вопросы позволяет оценка по компетенциям и определение мотивационного профиля потенциальных кандидатов в кадровый резерв.
Даже если результаты оценки персонала позволяют сделать вывод о целесообразности вложений в собственных сотрудников, я продолжаю анализировать ситуацию.
Эффективна ли наша система наставничества?
На данном этапе мне важно понять, имеются ли в организации сотрудники, способные выращивать таланты? Если такие имеются, то нужно позаботиться об их мотивации и о том, чтобы система управления знаниями и опытом работала без сбоев.
Выращивание талантов требует постоянной, системной работы. Но бывает и так, что в организации некому передавать опыт и знания, либо необходимых для данного этапа развития организации компетенций внутри компании нет. Поэтому я задаю еще ряд вопросов.
Как быстро нам необходимы таланты?
Мне важно понять, готов ли наш бизнес подождать, пока мы воспитаем собственные таланты.
Если я понимаю, что без необходимых компетенций организация не может дальше развиваться эффективно, то продолжаю искать ответы на следующие вопросы.
Есть ли на рынке труда те, кого можно переманить?
А каких ресурсов потребует «охота за головами»? Сможем ли мы удовлетворить требования «профессионалов» в части оплаты труда и прочих условий? Вольются ли «чужие» профессионалы в нашу корпоративную культуру?
Что необходимо изменить в системе управления, чтобы новые профессионалы быстрее интегрировались в нашу организацию? Существует ли возможность привлечь нужные нам компетенции иным способом, либо на определенное время (пока не вырастим свои таланты)?
Смотрите также: Как Coca-Cola ищет таланты
На данном этапе мне важно понять, можем ли мы решить возникшие проблемы с помощью привлечения временных специалистов, консультантов, интерим-менеджеров, аутсорсинга и т.д. или нам необходимо привлекать таланты на штатные должности с ориентацией на долгосрочное сотрудничество?
Если я понимаю, что для дальнейшего развития бизнеса срочно необходимы сотрудники с другими компетенциями, с новым, свежим взглядом на существующие у нас бизнес-процессы, то формирую профиль должности и разрабатываю программу интеграции новых сотрудников в компанию.
Вопросов, влияющих на выбор правильного кадрового решения, гораздо больше, чем я привела в данной статье. Необходимо учесть и бизнес-среду, в которой функционирует организация, и ее долгосрочные цели, и стратегию, и изменения на рынке, и сравнить финансовые затраты, которые понесет компания в том и в другом случае.
Часто бывает так, что ответы не на все вопросы оказываются очевидными. Но мой личный опыт показывает, что на задачу привлечения талантов необходимо смотреть через призму долгосрочных бизнес-целей.
Фото Pixabay
При использовании материала гиперссылка на соответствующую страницу портала HR-tv.ru обязательна
Что Вы думаете об этом?