Способы повышения экспертизы в компании
Рано или поздно в любой компании наступает момент, когда собственники или акционеры чувствуют, что у команды не хватает экспертизы и опыта по определенным вопросам. Например, хочется новых практичных идей в области продаж или инноваций, усилить экспертизу в области финансов и управления рисками. О том, как действовать в такой ситуации, рассказывает Юлия Лахмоткина , генеральный директор компании Schneider Electric Belarus.
Идеальным, конечно является, когда до собственников это начинает чувствовать и предпринимать какие-то действия управленческая команда и HR. Но на практике, когда речь идет о стратегических направлениях развития, мысль о недостатке знаний в компании чаще всего приходит именно собственнику .
Читайте также: Нарушение правил или Как воспитать команду мечты
Итак, можно выделить четыре основных пути привлечения экспертизы в компанию:
- наем нового сотрудника,
- привлечение консультационной компании,
- наем советника,
- создание консультационного совета.
Давайте рассмотрим основные плюсы и препятсвия, с которыми сталкиваются организация при применении этих способов.
Найм нового сотрудника
Это привычный инструмент: легко интегрировать в структуру, понятен механизм контроля и оценки достижений и результата. Основные трудности:
- выделение бюджета (полноценная штатная единица),
- поиск эксперта.
Если компания в начале своего развития (стартап или небольшая организация), то привлечь действительно эксперта в стратегической области будет очень сложно: заинтересовать кандидата (зачем ему идти в небольшую компанию?), предложить достаточное вознаграждение. Кроме того, собственный сотрудник — это надолго, и этот факт может быть как плюсом, так и минусом в зависимости от стоящей задачи .
Привлечение консультантов
Речь идет о консультанционных услугах. Самое главное — найти специалистов, которые имеют опыт по нужному вопросу. Конечно, размер их вознаграждения обычно немаленький, однако это достаточно гибкий и быстрый метод получения экспертизы. Основными минусами являются:
- стоимость,
- возможное непонимание нюансов именно вашего бизнеса,
- отсутствие ответственности за результат.
Этот способ оптимален, когда задача понятная, четкая, ограниченная во времени и в организации есть специалист, который очень близок к тому, чтобы его можно было назвать экспертом по данному вопросу. Именно он потом подхватит работу консультантов и начнет воплощать в операционную жизнь.
Найм советника
Эта практика пока мало распространена в России и в странах СНГ. Кто такой советник? Это знаток, который своими экпертными советами способствует принятию какого-либо решения руководством организации. Такого человека привлекают на частичную занятость, но на долгий срок. Это может быть срок проекта или любой другой временной промежуток, достаточный для того, чтобы не только вникнуть в суть проблемы и узнать основные особенности организации, но и увидеть результат решений.
Наем советника обычно является оптимальным для небольших компаний, стартапов, где важна не только узконаправленная (например, выход на рынки Центральной Европы), но и широкая экспертиза, связи и даже выполнение представительской функции.
С точки зрения плюсов, понятно, что компания получает экспертные знания за достаточно приемлимые деньги с контролируемым результатом и долгосрочно. Но здесь тоже есть свои подводные камни:
- тяжелая интеграция эксперта в существующую структуру (кому подчиняется, как дает свою экспертизу и кому),
- неприятие новой системы текущим менеджементом,
- неготовность организации к изменениям.
Кроме того достаточно тяжело найти эксперта, который, с одной стороны, уже «там был и знает», с другой, обладает достаточно развитыми гибкими навыками, чтобы найти язык с топ-менеджементом, быстро интегрироваться, разработать план и «продать» его внутри компании — и все это при ограниченном временном ресурсе.
Смотрите также: Гибкость в вопросах управления людьми
Консультативный совет
На практике, когда собственник или акционер входит во вкус, то в компании появляются несколько советников. Например, по стратегии, продажам и финансам. Тогда стоит задуматься о создании консультативного совета для более слаженного взаимодействия на стадии воплощения решений в жизнь. Это состояние компании уже является предвестником необходимости создания коллегиального органа управления, а именно — Совета директоров.
Фото Pixabay
При использовании материала гиперссылка на соответствующую страницу портала HR-tv.ru обязательна
Что Вы думаете об этом?