5 ситуаций, когда фасилитация не помогает

Фасилитация, как и любой другой стиль управления командой, имеет свои плюсы и минусы. Его лучше использовать как дополнительный инструмент. Например, он становится настоящей палочкой-выручалочкой во время проведения совещаний, стратегических сессий, мозговых штурмов, но оказывается неэффективен, где четко определены повестка и тайминг. Давайте поговорим подробнее, в каких случаях фасилитация не помогает.

Филоненко Нина, Экоокна, 5 ситуаций, когда фасилитация не помогает, когда фасилитация не помогает, стиль управления командой, личная ответственность сотрудников, цель фасилитации, фасилитатор поддержка, Неверный выбор фасилитатора

Не определен формат

Как уже было сказано, фасилитация не имеет четких границ. В этом смысле фасилитацию можно сравнить с творчеством. Ее основная цель – побудить участников к генерации новых идей, мыслей, предложений. Все члены команды должны чувствовать себя естественно и непринужденно. Во время действия есть возможность использовать различные инструменты и методики, в зависимости от особенностей группы. Например, это могут быть кубики Lego, зарисовки.

Читайте также: Секреты эффективного управления филиалами

Как говорила, Мария Монтессори, «свобода – это не вседозволенность». Фасилитация не поможет, когда не установлены рамки обсуждения и не обозначены ожидания заказчика и результат, который должен появиться в ходе обсуждения. В противном случае, фасилитация превратится в интересное общение, но не более того. Поэтому нужно заранее выставлять фокус работы не на процесс, а на результат.

Нет готовности группы

Еще одно важно условие фасилитации это готовность группы. Без нее не будет результата. Что я подразумеваю под готовностью группы? Мы уже обсуждали, что во время обсуждения в фокусе внимания должен быть результат. Но важно, чтобы за результатом стала личная ответственность участников. За словами должны следовать дела.

Кроме того, фасилитация подразумевает равенство и уважение друг к другу всех участников группы вне зависимости от должности в компании. Каждое мнение должно быть рассмотрено, каждая идея должна быть принята во внимание. Не стоит включать в группу участников, которые априори не готовы высказаться, не мотивированы и не заинтересованы в итогах обсуждения.

Страх изменений

Основная цель фасилитации это изменения, переход в новое состояние, движение в сторону других решений, новых идей. Чтобы претворить в жизнь все полученные во время фасилитации идеи, важна готовность руководства компании к переменам. Многие руководители часто даже не осознают, что на самом деле не готовы меняться, не готовы начать жить новой жизнью.

Действительно, перемены предполагают некие усилия над собой, новые привычки и новый стиль управления. Часто к этому вынуждают руководителей и команду только чрезвычайно негативные обстоятельства. Если нет внутренней готовности и стимула к переменам, то фасилитация станет бесполезным мероприятием.

Нет постподдержки

В педагогике значимую роль играет контроль знаний пройденного материала вне зависимости от методики, которая используется. Аналогичное правило работает в фасилитации. В процессе обсуждения формируется некий план действий или новые идеи, которые должны быть претворены в жизнь. Далее вступает в свои права менеджмент.

На этапе реализации важны поддержка и контроль фасилитатора или руководителя команды. Важно контролировать не только сам запуск плана в работу, но и каждый этап.

Только в этом случае получится постоянно удерживать фокус внимания на результате, а фасилитация действительно окажется эффективным и полезным способом реализовать новые идеи.

Неверный выбор фасилитатора

Фасилитация значительным образом отличается от модерации. Здесь нет директивного стиля управления процессом, нет внимания к личности фасилитатора. Напротив, он должен занять крайне нейтральную позицию в команде. Как только фасилитатор начинает активно вмешиваться в процесс обсуждения со своим мнение, дискуссия теряет свой смысл.

Филоненко Нина, Экоокна, 5 ситуаций, когда фасилитация не помогает, когда фасилитация не помогает, стиль управления командой, личная ответственность сотрудников, цель фасилитации, фасилитатор поддержка, Неверный выбор фасилитатора

Участие фасилитатора возможно через правильно поставленные вопросы, через диалог. Часто участники сами заранее знают ответы и решение проблемы, главное правильно стимулировать процесс генерации идей. Важно понять, фасилитация это всегда совместная работа единомышленников, которые уважают друг друга, искренни, открыты к диалогу, новым идеям и переменам. Хороший фасилитатор всегда сможет создать подобную атмосферу в команде.

Смотрите также: Что такое фасилитация?

Фасилитатор должен, как и другие участники, брать ответственность на себя, поддерживать участников, уметь работать с различными группами, иметь в арсенале различные инструменты и методики, а также мотивировать людей на саморазвитие, движение вперед и изменения. Как говорил Роберт Де Ниро: «Успех это всегда правильный выбор». Успех фасилитации заключается в правильном выборе команды и фасилитатора.

Фото Pixabay

При использовании материала гиперссылка на соответствующую страницу портала HR-tv.ru обязательна

0

Что Вы думаете об этом?

Прокомментировать

Рекомендуемые материалы

Юлия Кованова
Как справляться с давлением руководителя, сохраняя уважение к себе и к нему?

Умение правильно и экологично коммуницировать с руководством — один из важнейших навыков, которым должен владеть любой специалист. Благодаря правильному взаимодействию вы избегаете конфликтов, минимизируете уровень стресса, а также облегчаете себе рабочий процесс.

Однако есть руководители, которые ведут себя неподобающим образом, из-за чего собеседование или работа превращаются в настоящий ад. Босс повышает голос, позволяет себе оскорбительные и оценочные выражения, демонстрируя главенствующую роль. В чём причина такого поведения? Как достойно избежать или выйти из конфликта, если начальник критикует вас? Вместе с Юлией Ковановой, руководителем Центра карьеры Института бизнеса и дизайна B&D, разберёмся в непростых отношениях между начальником и подчиненным.

Илья Соколов
Как повернуть «утечку мозгов» вспять: удержать профи в регионах

Согласно данным hh.ru, уровень конкуренции за рабочие места в IT-сфере в регионах, включая Нижегородскую область, стабилен и сопоставим с показателями Москвы, составляя около 6 человек на вакансию. Кроме того, на рынке труда ощущается нехватка молодых специалистов в науке и образовании. Средний возраст профессорско-преподавательского состава российских вузов остается высоким, что подчеркивает необходимость привлечения новой волны талантов. Молодые люди всё чаще начинают миграцию уже с университетской, а подчас и со школьной скамьи, стремясь к карьерным и образовательным перспективам.

В условиях усиливающейся «утечки мозгов» многие регионы стремятся сохранить и развить свои интеллектуальные ресурсы. Илья Соколов, директор по развитию ИТ-кампуса «Неймарк» в Нижнем Новгороде, делится опытом создания образовательного проекта, направленного на привлечение и удержание талантливой молодежи в регионе.