Сотрудник-универсал: всем ли он нужен?
Сегодня в кадровой практике очень часто можно встретить термин «сотрудник-универсал». Под общим понятием «универсальность» обычно подразумевают многосторонность, многофункциональность. Но что за качество человека - универсальность? Правда ли, что работники-универсалы – самое ценное, что можно найти на рынке? Или такие сотрудники только отпугивают работодателей? Партнер по развитию бизнеса кадрового агентства Надежда Михина поделилась мнением на эту тему на основе личного опыта.
- По моему мнению, в основе универсальности лежат врожденные качества мышления, которые в течение жизни можно развить. Универсальный человек обладает большей гибкостью мышления, которая помогает ему легко «раскладывать по полочкам» новые знания и навыки, строить связи, критически мыслить, и, как следствие, быстрее обучаться новому.
Смотрите также: Что должен уметь специалист к 30 годам
Такой человек более любопытен по своей природе, – ему интересно осваивать все новые и новые области, а не оттачивать годами знания и навыки в уже известной сфере.
Из этого может вытекать, что знания универсалов чаще широкие, чем глубокие. И это нередко является тем самым ограничивающим фактором, который зачастую останавливает работодателей от найма сотрудников-универсалов. Однако, существуют компании, для которых сотрудники-универсалы – самое ценное, что можно найти на рынке.
Конечно, есть сферы деятельности, в которых узкие специалисты всегда будут востребованы вне всякой конкуренции: врачи, инженеры, строители. Вряд ли кому-то захочется попасть на операцию к хирургу, который при этом еще и маркетолог, и филолог, и певец. Люди хотят, чтобы оперировали их профессионалы, которые уже много-много лет успешно ведут ОДНУ практику.
Однако универсалы – идеальное решение для стартапов. Сегодня по-прежнему большинство стартапов в России открывается за счет энтузиазма и собственных средств фаундеров. Когда я училась в Стартап Академии СКОЛКОВО, со мной в группе из 26 предпринимателей только два человека реально начали и два человека запланировали начать бизнес за счет привлечения инвестиций.
Поэтому работник, способный выполнять за одну зарплату две и более функции, - настоящий подарок компании, так как позволяет реально снижать затраты. Также ценятся сотрудники-универсалы и в российском малом бизнесе. Это нормальная практика, уже сложившаяся культура, и опять-таки возможность для небольших компаний снижать издержки на ФОТ.
В крупных корпорациях или западных компаниях чаще работают как раз сотрудники-антиуниверсалы. Один специалист – одна функция. Именно поэтому бывает весьма сложно совершить переходы из корпорации в МСБ и наоборот.
При обсуждении профиля вакансии с нашими заказчиками-МСБ мы достаточно часто сталкиваемся с подобными требованиями: «хочу, чтобы кандидат имел опыт работы в крупном банке» и т.д. И нам приходится объяснять заказчикам существующие различия в качествах кандидатов, чтобы процесс подбора персонала не зашел в тупик и не растянулся во времени.
Если в целом говорить о рынке труда, то курс на универсальность сегодня является объективным и явным трендом по ряду причин. «Цифровизация» привела к интеграции ИТ с большинством профессий, - как следствие, сами профессии модернизировались и требования к специалисту дополнились digital-грамотностью. Во-вторых, целый ряд профессий, особенно в продажах, маркетинге и PR, услугах для бизнеса и пр. априори универсален и предполагает у специалиста знания и навыки в нескольких отраслях и областях. В третьих, рост числа компаний малого бизнеса привел к тому, что большая часть работающих там, от рядового сотрудника до руководителя, умеют, в разной степени, гораздо больше положенного по должности: маркетинговые функции, SMM и SEO, копирайтинг, WEB-дизайн, разнообразное администрирование. Также не надо забывать об упомянутом стремлении бизнеса сокращать издержки на ФОТ и штат.
Смотрите также: Программа опережающего развития кадрового потенциала «РусГидро»
Я считаю, что универсальность сотрудника как свойство гибкости мышления и способности быстро осваивать новые знания и навыки - залог успеха и стабильности в современных условиях бизнеса, с его бешеной скоростью изменений и ежедневным гиперприростом информации.
Фото Pixabay
При использовании материала гиперссылка на соответствующую страницу портала HR-tv.ru обязательна
Что Вы думаете об этом?