Рынок образования. Офлайн, онлайн, нужны ли дипломы работодателю?

Противоречивое отношение к высшему образованию в России усиливается с каждым днём. С одной стороны, за последние 30 лет уровень высшего образования в России вырос почти втрое: по последним данным Росстата, диплом вуза в 2015 году имели почти 30,3% россиян в возрасте от 25 до 64 лет, а в 1989 году таких было около 11%. В то же время всё больше россиян полагают, что значимость вузовского диплома преувеличена, и сомневаются, что высшее образование является необходимым элементом в построении успешной карьеры. Также ослабляет позиции вузов на рынке развитие онлайн-образования в России, где без помощи мировой пандемии в 2020 году не обошлось.

Рынок образования. Офлайн, онлайн, нужны ли дипломы работодателю, уровень высшего образования, Максим Красинский, Toinbe, Рынок образования, образование сотрдуников, нужны ли дипломы работодателю, кому нужен диплом, рост рынка онлайн-образования, изменения в сфере образования, формат получения образования

Первоначальный прогноз роста рынка онлайн-образования по России оценивался в 15-20% в год. Но COVID-19 ускорил этот процесс. По итогам 2020 года рост был около 30-35% по сравнению с «доковидным» периодом.

Читайте также: Карьера в ИТ: обучение в вузах vs самообразование?

Именно в 2020 году мы увидели настоящую историю EdTech-успеха: обострилась конкуренция на рынке онлайн-образования, повысилось качество программ и предоставляемых услуг, появилось много новинок, причём на всех уровнях: школьном, вузовском, дополнительном онлайн-образовании. В 2021 году аналитики также предсказывают высокие темпы роста — на уровне 20-25%.

В России происходят значительные изменения в сфере образования. Выпускники колледжей не считают необходимым продолжать обучение в вузе, чтобы найти высокооплачиваемую работу, диплом престижного вуза не дает гарантий успешной карьеры, онлайн-образование активно набирает обороты и популярность .

Значит ли это, что диплом в ближайшем будущем абсолютно потеряет свою ценность, а университеты закроются?

Доля онлайна на российском образовательном рынке традиционно была довольно маленькой — до 10% по сравнению с офлайном. Но в целом сектор дополнительного профессионального образования будет расти в два раза быстрее остальных. Такую динамику он показывает, начиная с 2019 года.

Что же ждет вузы в ближайшие 5-10 лет?

Дмитрий Гужеля — руководитель департамента методологии и оценки АНО «Россия - страна возможностей», советник Президента РАН так говорит о ближайших изменениях в сфере высшего образования: «Сейчас и руководители системы образования, и ректоры ведущих университетов говорят о том, что вузовское образование необходимо менять. Схема 4+2 (бакалавриат + магистратура) или специалитет, длительностью 5 лет, не успевают за требованиями работодателей, особенно, в специальностях из области digital. Вполне возможен переход к схеме 2+2, либо 2+1+1, когда первое базовое образование в течение двух лет получается в университете, а после этого происходит либо этап работы с постоянным повышением квалификации, либо с периодическими отсылками к образовательному процессу, те самые 1+1. Еще одним из потенциально новых форматов может стать технический бакалавриат, когда расширяется уровень среднего профессионального образования. Это, наверное, один из ближайших трендов».

Многие педагоги в университетах говорят о том, что смешанный формат, когда можно преподавать лекции дистанционно, а практические занятия очно, оказался очень удобным.

Максим Красинский, сооснователь сервиса по подбору индивидуальной образовательной траектории Toinbe прогнозирует, что возможны изменения как в формате, так и в самой структуре высшего образования. Формат обучения будет смешанный: будут внедряться более современные технологии в учебный процесс и облегчаться работа преподавателей за счёт заранее записанных лекций, но в то же время офлайн-занятия и мероприятия останутся, чтобы студенты продолжали получать важнейшие социальные навыки в такой период, как студенчество. Например, преподаватели записывают уроки в формате видео-лекций, а студенты после прохождения онлайн-лекций встречаются на практические занятия с преподавателями.

«Это один из наиболее перспективных форматов получения образования, когда процесс приобретения знаний не теряет качество, а студенты не лишаются такой важной возможности, как возможность социализироваться», — уверен Красинский.

Что ждет онлайн-школы?

На данный момент онлайн-курсы становятся всё большим конкурентом высшего образования .


«В интернете сейчас существует огромное количество образовательных программ и курсов, и их количество будет только увеличиваться. Но здесь важно отметить, что если форматы конкурентов в ближайшее время изменятся несильно, то борьба за качество будет всегда. Некачественные продукты просто-напросто не выживут. Кроме того, «ковидный» взрывной рост онлайн-обучения к 2022 году может замедлиться, так как появятся разочарованные в онлайн-формате, и те, кто будет сокращать свои расходы на образование».

А что думают по этому поводу работодатели?

Меняются и требования на рынке труда. Генеральный директор HeadHunter Михаил Жуков говорит, что работодатели все больше воспринимают сотрудников как носителей определенного набора навыков — skill set — и при приеме на работу оценивают именно это, а не то, чему учился соискатель в институте. Человеческие характеристики, реальные навыки и компетенции становятся важнее корочки учебных заведений во многих областях. Некоторые крупнейшие компании уже убрали графу «образование» и заменили ее на компетенции. По их мнению, сейчас самое главное — уметь учиться всегда и всему, постоянно анализировать и приобретать востребованные навыки.

Поэтому в некоторых сферах диплом может не играть никакой роли при приеме на работу. Особенно это касается новых специальностей, для которых вузовских программ пока не существует. Например, SMM или некоторые направления IT. Также это затрагивает области, связанные с оказанием интеллектуальных и прочих услуг, — маркетинг, туризм, развлечения, торговля.

Однако высшее образование все еще важно в сферах, имеющих повышенную общественную значимость и ответственность, — в медицине, фармацевтике, строительстве, транспорте, проектировании (от авиастроения до коммуникаций), высокоточном производстве, госслужбе. И значимость наличия высшего образования у специалистов из таких сфер очевидно никуда не уйдёт.

Займут ли онлайн-школы место вузов?

Скорее всего, нет, так как это совершенно разные формы обучения. И в будущем они будут развиваться параллельно друг другу: онлайн-школы будут подниматься до уровня университетов, собирать сложные образовательные программы, которые будут стопроцентно отвечать потребностям клиентов, а вузы в это время будут развивать дополнительное профессиональное образование и сервис.

Рынок образования. Офлайн, онлайн, нужны ли дипломы работодателю, уровень высшего образования, Максим Красинский, Toinbe, Рынок образования, образование сотрдуников, нужны ли дипломы работодателю, кому нужен диплом, рост рынка онлайн-образования, изменения в сфере образования, формат получения образования

Получение высшего образование остается возможностью развития большого количества навыков. Например, поиск, обработка и структуризация информации. Это один из ключевых навыков для успешной адаптации к меняющимся условиям жизни. Также высшее образование развивает навык работы в команде, умение ставить цели и выступать перед публикой, общаться с самыми разными людьми и контролировать себя.

Смотрите также: Как сблизить обучение и потребности бизнеса

Если провести сравнительный анализ определенного количества крупных компаний, можно заметить, что руководители среднего звена, а тем более топ-менеджеры имеет одно, а чаще несколько высших образований в различных сферах. И делается это не для престижа, а для получения знаний, которые просто необходимы для грамотного руководства бизнесом в условиях жесткой конкуренции.

Несмотря на все изменения, которые будут в обеих сферах, онлайн-образование и офлайн-обучение в высших учебных заведениях будут сосуществовать вместе довольно гармонично. Высшее образование — отличная база знаний, на которую можно наслаивать компетенции, полученные на онлайн-курсах и в реальной жизни.

Фото Unsplash

При использовании материала гиперссылка на соответствующую страницу портала HR-tv.ru обязательно

0

Что Вы думаете об этом?

Прокомментировать

Рекомендуемые материалы

Юлия Кованова
Как справляться с давлением руководителя, сохраняя уважение к себе и к нему?

Умение правильно и экологично коммуницировать с руководством — один из важнейших навыков, которым должен владеть любой специалист. Благодаря правильному взаимодействию вы избегаете конфликтов, минимизируете уровень стресса, а также облегчаете себе рабочий процесс.

Однако есть руководители, которые ведут себя неподобающим образом, из-за чего собеседование или работа превращаются в настоящий ад. Босс повышает голос, позволяет себе оскорбительные и оценочные выражения, демонстрируя главенствующую роль. В чём причина такого поведения? Как достойно избежать или выйти из конфликта, если начальник критикует вас? Вместе с Юлией Ковановой, руководителем Центра карьеры Института бизнеса и дизайна B&D, разберёмся в непростых отношениях между начальником и подчиненным.

Илья Соколов
Как повернуть «утечку мозгов» вспять: удержать профи в регионах

Согласно данным hh.ru, уровень конкуренции за рабочие места в IT-сфере в регионах, включая Нижегородскую область, стабилен и сопоставим с показателями Москвы, составляя около 6 человек на вакансию. Кроме того, на рынке труда ощущается нехватка молодых специалистов в науке и образовании. Средний возраст профессорско-преподавательского состава российских вузов остается высоким, что подчеркивает необходимость привлечения новой волны талантов. Молодые люди всё чаще начинают миграцию уже с университетской, а подчас и со школьной скамьи, стремясь к карьерным и образовательным перспективам.

В условиях усиливающейся «утечки мозгов» многие регионы стремятся сохранить и развить свои интеллектуальные ресурсы. Илья Соколов, директор по развитию ИТ-кампуса «Неймарк» в Нижнем Новгороде, делится опытом создания образовательного проекта, направленного на привлечение и удержание талантливой молодежи в регионе.