Рекрутинг в строительстве: производственный гедонизм
Кадровый голод в настоящее время является основной проблемой эффективности работы почти любой компании. Стройка и девелопмент не исключение. В то же время гордостью нашей страны всегда были вузы, которые выпускают грамотных инженеров, в том числе в строительстве. Это ведущий строительный университет – МГСУ, горные, дорожные университеты, которые выпускают по-настоящему профессиональных строителей.
Половина страны руководит
Сейчас абитуриенты в большей степени ориентируются на управленческие специальности, выбирая бакалавриатом инженерное образование, чтобы быть технически подкованными, математически и экономически сильными. И только после этого выходят на руководство проектами. Как правило, это два разных вуза. В некоторых топовых вузах есть возможность совмещать – одновременно учиться и строить, и управлять строительством. Пример – МГСУ. Беда в том, что многие перескакивают этап своего профессионального развития в инженерной специализации и сразу хотят руководить.
Читайте также: Как рекрутеру развивать бизнес-интуицию: 6 приёмов
При этом такие «управленцы» не понимают строительную площадку, не понимают людей, которые работают на стройке. Как правило, это простой рабочий персонал, с которым нужно научиться работать, который нужно чувствовать и правильно выстраивать эффективность стройки. Это необходимо, чтобы четко понимать экономику всех проектов. Непонимание ведет к огромным финансовым потерям из-за неправильного просчета рисков и эффективности ведения проектов.
Крутые айтишники уходят на Восток
Другая проблема кадров в строительстве связана со специалистами в сфере IT. Такие специальности по понятным причинам очень популярны среди абитуриентов, туда идут золотые умы. Но этот рынок заполонили китайские и корейские компании, которые дают молодым специалистам возможность качественного обучения, качественного развития в рамках своих компаний. К сожалению, на текущий момент строительные компании таким уровнем поддержки похвастаться не могут. И это касается даже монополистов в строительной сфере. Что уж говорить о небольших девелоперах и сервисных организациях?! Они просто выживают без талантливых айтишников, которые стоят дорого. А с учетом крайнего дефицита внешнего финансирования, особенно в строительном секторе, качественные специалисты в большинстве своем предпочитают не связывать свою профессиональную судьбу с девелопментом.
Бетонный потолок
А те, кто всё же решаются строить карьеру в строительстве, сталкиваются с жестким разделением рынка на крупных игроков и все остальные компании. Попасть к топовым застройщикам крайне сложно. Маленькие компании в лучшем случае стагнируют. Строительная отрасль уже три года как находится в кризисе и переживает острый голод в вакансиях. Оставшиеся на рынке компании, не обладают тем количеством вакансий, которое хоть отдаленно соответствовало бы количеству специалистов, выпускаемом вузами. Часто они даже не могут покрыть потребности, в которых уже работают специалисты: начальники участков, прорабы, руководители и менеджеры проектов.
В результате останутся и справятся с кадровыми проблемами те компании, которые грамотно позиционируют свои маркетинговые и рекламные кампании и прекрасно чувствуют своего целевого клиента. В большей степени это касается жилых проектов в городе. Тяжелее приходится участникам загородного рынка. Я наблюдаю эту проблему на протяжении трех последних лет, но в нашей компании Smart Development она меня не пугает. Наши люди умеют подстраиваться под проблемы, быстро учатся, стали более мобильны во всех смыслах.
Спрос на универсальных солдат
Ещё пять лет назад были востребованы сотрудники, которые являются четко исполнительными, которые берут задачу, выполняют её от А до Я, но без какого-либо своего креативного взгляда и мышления. Два года назад все кардинально поменялось, потому что усложнились условия рынка, усложнились проекты, все стало гораздо серьезней и интересней одновременно. И, естественно, теперь от сотрудников ждут большей проактивности, большей вовлеченности в процесс.
Сейчас даже обычные начальники участков и линейные сотрудники должны решать задачу не в частном, а в глобальном формате. То есть, они должны хорошо считать, понимать экономику проекта и ту команду, с которой работают. То есть, быть и управленцами, и психологами, и исполнителями в одном лице. Если человек, выходя на строительную площадку или продавая объекты недвижимости, не видит общей картины, а только руководит маленькими участками работы компании, он не эффективен.
Производственный гедонизм
В поиске сотрудников я всегда ищу внутреннюю свободу, чтобы люди не были закрыты в рамках работы с 10.00 до 18.00. Время работы по заводскому графику прошло давно, но изживать из себя наследие плановой экономики мы будем еще долго. После финансовой мотивации, которая закрывает базовую потребность, сотрудник должен в работе видеть, прежде всего, возможность личностного роста. Только развивая себя, он развивает компанию, иногда даже не подозревая об этом. В этом я и вижу свою задачу как директора по персоналу: вдохновлять сотрудников на успехи.
Сделать так, чтобы каждый сотрудник Smart Development получал удовольствие от работы, от сложной задачи, иногда от лишнего выходного, иногда от огромного количества трудностей, которые случаются в рамках рабочего процесса.
Смотрите также: Современная CRM-система для рекрутинга
В ответе за стройку
Главным качеством при подборе строительных кадров я считаю честность. К сожалению, наши строительные компании традиционно страдают из-за того, что руководители не могут доверять своей команде, так как опасаются (и часть не без оснований), что те в работе будут преследовать свои корыстные цели. Сейчас ситуация немного изменилась: благодаря техническим и информационным технологиям стало проще отслеживать работу сотрудников. Это не похоже на тотальный контроль, а скорее на грамотную систему отчетности. Поэтому все некрасивые ситуации становятся, как правило, видны. И, конечно, в такой сфере всегда ищешь людей, которые являются честными, которые прекрасно понимают свою вовлеченность в процесс, которые каждый день развиваются.
Здесь ценятся люди, которые отвечают за свои слова и знают, о чем они говорят. Не важно, обычный он работник или генеральный директор, но свое слово надо защитить, а задачу обдумать.
Фото Pixabay
При использовании материала гиперссылка на соответствующую страницу портала HR-tv.ru обязательна
Что Вы думаете об этом?