Кейс ПАО «Газпром нефть»: «Профессионалы будущего – компании нового поколения»

Проект «Профессионалы будущего – компании нового поколения» – комплексная модернизация подготовки внешнего кадрового резерва для предприятий логистики, переработки и сбыта  в формате «Школа-ВУЗ-Предприятие». Эта инновация реализуется в рамках стратегии управления человеческим капиталом сложного, быстро растущего и  диверсифицированного  бизнеса в совершенно разных регионах деятельности, где контекст рынка труда отличается до неузнаваемости.

Кейс ПАО «Газпром нефть»: «Профессионалы будущего – компании нового поколения», Газпром нефть, Олег Шайтан, Денис Федотов, Профессионалы будущего, подготовки внешнего кадрового резерва, подготовки кадрового резерва, WOW!HR, WOW!HR 2021, Номинанты WOW!HR 2021, Be Cool, Ве Cool 2021

Реализация профориентационного проекта «Школа-ССУЗ/ВУЗ – Предприятие» ПАО «Газпром нефть» претендует на победу в номинации Be cool бизнес-премии WOW!HR 2021 .

Кейс представляют Олег Шайтан , заместитель генерального директора по персоналу и организационному развитию АО «Газпромнефть-ОНПЗ» и Денис Федотов , руководитель программ развития стратегических, кроссфункциональных и метакомпетенций «Газпром нефти».

Читайте также: BreakOut: Как PepsiCo готовит молодых лидеров

Цели и задачи проекта

Проект предполагает обновление форматов профориентационных и образовательных мероприятий и создание инновационной учебной инфраструктуры.

  • В фокус проекта входят совершенно разные активы, составляющие цепочку добавленной стоимости
  • В компании идет процесс трансформации, чтобы стать флагманом умной энергетики будущего.
  • Активно внедряются современные образовательные инструменты, многие из которых являются ноу-хау, что подтверждено в т.ч. свидетельствами Роспатента.

Конечной целью проекта является трудоустройство выпускников профильных учебных заведений на сложнейшие инновационные объекты «Газпром нефти» с последующим профессиональным и карьерным ростом внутри компании.

Кейс ПАО «Газпром нефть»: «Профессионалы будущего – компании нового поколения», Газпром нефть, Олег Шайтан, Денис Федотов, Профессионалы будущего, подготовки внешнего кадрового резерва, подготовки кадрового резерва, WOW!HR, WOW!HR 2021, Номинанты WOW!HR 2021, Be Cool, Ве Cool 2021

Предпосылки создания проекта

Толчком к разработке проекта послужили утвержденная стратегия компании:

  • Открытие новых бизнес-направлений и дальнейшая диверсификация деятельности компании;

  • Модернизация бизнеса за счет строительства инновационных технологических объектов: комплекс «Евро+» (Москва), комплекс глубокой переработки нефти (Омск), расширение зарубежной деятельности компании в аэропортах по всему миру, внедрение цифровой платформы Smart Fuel на базе технологии блокчейн для оплаты авиазаправок и другие проекты.

  • Цифровая, операционная, организационная и культурная трансформация компании.

Всё это требует подготовки специалистов с широким спектром не только профессиональных, а также лидерских, кросс-функциональных и мета компетенций.

Сопутствующими факторами стали демографическая и ситуация на рынке труда в регионах деятельности компании, где за последний период отмечается отток работоспособного населения, особенно среди начинающих специалистов.

В московском регионе ситуация обратная: рынок труда перенасыщен и представлено много  крупных международных компаний, что также накладывает отпечаток на подготовку профессионалов для ключевого актива в столице.

В рамках масштабной трансформации, запущенной в компании, для достижения глобальных и амбициозных целей с учетом описанной проблематики мы определили, что нам необходимо быть гибкими и предлагать уникальные кастомизированные решения.

Основными задачами проекта стали:

  • Создание кастомизированной, от региона к региону, системы профориентации школьников;
  • Создание эффективной системы подготовки профессионалов в профильных учебных заведениях системы СПО/ВПО за счет внедрения новых профилей выпускников;

  • Создание базовых кафедр, целевых групп, учебных полигонов и тренажеров для студентов с целью подготовки выпускников должного уровня;
  • Создание работающей модели трудоустройства выпускников, их последующей адаптации, профессионального и карьерного роста на передовых объектах отрасли;

  • Создание системы подготовки молодых специалистов для успешной адаптации и построению карьеры в компании;
  • Создание коммуникационной и исследовательской площадки в рамках инновационной образовательной экосистемы «Мы в будущем». Экосистема «Мы в будущем» включает в себя образовательную конференцию с вузами, где определяются потребности для подготовки профессионалов в вузах, обсуждаются новые подходы к развитию компетенций, а также программу по развитию навыков будущего, которая предлагает сотрудникам и студентам базовых кафедр инструменты развития.

Мы постоянно находимся на связи не только с нашими отраслевыми коллегами – компаниями Сибур, Сургутнефтегаз, Лукойл и другими, но и изучаем лучшие практики таких инновационных лидеров как Яндекс, Мэйл.ру, Биокад, Школа 21 и другие. Сформированы устойчивые партнерские связи, которые позволяют нам внедрять лучшие практики друг друга.

Среди множества ноу-хау можно отметить ключевые:

  • Летняя академия наук – двухнедельная каникулярная школа для детей 5-11 классов с научным уклоном в Омской области;

  • Первая за Уралом базовая кафедра – ключевой элемент образовательной программы Омского нефтеперерабатывающего завода совместно с министерством образования Омской области на базе ОмГТУ, базовая кафедра в Ульяновске для подготовки специалистов в области авиатопливообеспечения.

  • Образовательная экосистема «Мы в будущем» . Состоит из двух основных элементов: конференция с партнерами по образовательной среде, где обсуждается подготовка профессионалов будущего, а также собственная разработка – программа по развитию навыков будущего сотрудников «Газпром нефти». Участниками экосистемы является более 90 вузов, 100 компаний, 5000 человек.

Этапы реализации

Процесс интеграции проекта сложно заключить во временные рамки –  это постоянное взаимодействие компании и ее образовательных партнеров для формирования долгосрочного сотрудничества.

Кейс ПАО «Газпром нефть»: «Профессионалы будущего – компании нового поколения», Газпром нефть, Олег Шайтан, Денис Федотов, Профессионалы будущего, подготовки внешнего кадрового резерва, подготовки кадрового резерва, WOW!HR, WOW!HR 2021, Номинанты WOW!HR 2021, Be Cool, Ве Cool 2021

Внедрение проекта можно разделить на 4 главные составляющие:

  • Создание соответствующей инфраструктуры (ремонт и оснащение школьных кабинетов, открытие мультидисциплинарных лабораторий, учебных полигонов, тренажеров, научно-исследовательского центра). Например, Омским НПЗ на базе всех школ-партнеров были оборудованы кабинеты физики и химии, для учебных заведений закуплены современные лабораторные стенды и необходимое оборудование.

  • Трансформация профориентационного и образовательного процесса (внедрение проектов «Летняя академия наук», Базовая кафедра, и другие). Например, в 2020 году был разработан профиль выпускника базовой кафедры, где отражены профессиональные, кросс-функциональные и стратегические компетенции.

  • Создание площадки для поиска партнерств, обмена мнениями и внедрения новых форматов и инструментов в части подготовки профессионалов будущего . Открытая образовательная конференция «Мы в будущем» посвящена новейшим трендам в высшем и корпоративном образовании, профессиям и компетенциям, взаимодействию бизнеса, образования и науки. В рамках конференции формируется единое экспертное поле с представителями университетов, провайдерами и другими партнерами компании в области развития человеческого капитала.

  • Создание условий для профессионального роста внутри компании – в первую очередь за счет программы адаптации молодых специалистов «Три рубежа» (куда в частности входит отраслевая научно-техническая конференция молодых специалистов), профессиональный турнир «Лига профессионалов», система профессиональных кластеров, карьерного планирования и многое другое, что позволяет молодым специалистам управлять своей карьерой и развитием.

Стоимость проекта

Все мероприятия проекта реализуются в рамках утвержденного бизнес-плана. За счет прироста квалифицированных специалистов и подготовки внешнего кадрового резерва компании итоговая приобретенная ценность значительно выше тех инвестиций, которые были направлены на проект.

Команда проекта

Реализацией проекта занимается команда HR-Блока логистики, переработки и сбыта, сотрудники и эксперты профильных кафедр Корпоративного университета, представляющих ключевые виды бизнеса предприятий логистики, переработки и сбыта. А также ВУЗы, с которыми заключены меморандумы о намерениях подготовки профессионалов будущего (ОмГТУ, РГУ им. Губкина, УАИГА и другие). Заказчиком проекта является заместитель генерального директора по логистике, переработке и сбыту А.М.Чернер.

Кейс ПАО «Газпром нефть»: «Профессионалы будущего – компании нового поколения», Газпром нефть, Олег Шайтан, Денис Федотов, Профессионалы будущего, подготовки внешнего кадрового резерва, подготовки кадрового резерва, WOW!HR, WOW!HR 2021, Номинанты WOW!HR 2021, Be Cool, Ве Cool 2021

Сложности внедрения проекта

  • Активная конкуренция со стороны новых направлений подготовки (IT и другие).
  • Консервативность системы образования – низкая скорость внедрения новых форматов обучения, адаптации новых элементов в образовательные стандарты ВПО, консервативность)

  • Сложность в выборе площадки для новых форматов взаимодействия.

  • Необходимость соответствия системы подготовки внешнего резерва новейшим технологическим вызовам компании, так как технологические вызовы сложны или слишком переменчивы.

Реакция персонала

Вся информация о проекте отражалась на информационных ресурсах компании и наших партнеров, стенды, портал, газета, журнал «Сибирская нефть», а также в социальных сетях. Наиболее показательным является выстраивание коммуникации в рамках образовательной конференции «Мы в будущем», где охват кампании составил миллионы человек.

Изначально сотрудники, давно работающие на активах, со скепсисом относились к большому количеству студентов, участвующих в деятельности компании, но время доказало правильность выбранного изначально подхода. При этом некоторые из выпускников на данный момент уже занимают руководящие должности и двигают производство вперед.

При трудоустройстве первого выпуска базовой кафедры сотрудники предприятий отметили высокий уровень подготовки вчерашних студентов – «…на предприятие приходят готовые специалисты». Прорывы в системе подготовки внешнего резерва отмечают и топ-менеджеры блока.

В целом, отзывы всех участников экосистемы по подготовке профессионалов будущего максимально положительные, это как раз ситуация, где в выигрыше все заинтересованные стороны.

Одним из наших приоритетов является построение экосистемы, которая позволяет решать задачи более широко и формировать корпоративную причастность. Мы рады, что эта тематика находит отклик у большого количества людей, что мы можем почувствовать общность, даже находясь в цифровой среде, рассказываем о своих практиках и учимся у других. Мы продолжим выстраивать взаимодействие с партнерами, решать совместные задачи, строить обучение нового уровня как внутри компании, так и в корпоративной образовательной экосистеме.

Реакция со стороны клиентов и партнеров.

Программа подготовки профессионалов будущего признана Агентством стратегических инициатив в качестве лучшего практического применения элементов Регионального стандарта кадрового обеспечения производства.

Министр образования Омской области Татьяна Дернова: «У профориентационной программы ОНПЗ уже есть результат. Хотелось бы, чтобы эта программа стала стандартом в вопросе подготовки кадров для промышленных предприятий»

Кейс ПАО «Газпром нефть»: «Профессионалы будущего – компании нового поколения», Газпром нефть, Олег Шайтан, Денис Федотов, Профессионалы будущего, подготовки внешнего кадрового резерва, подготовки кадрового резерва, WOW!HR, WOW!HR 2021, Номинанты WOW!HR 2021, Be Cool, Ве Cool 2021

Результаты проекта

Однозначно, проект помогает решить все поставленные задачи. Он является частью стратегии в области управления человеческим капиталом и направлен на формирование внешнего кадрового резерва.

В части профориентационной работы со школами:

  • Омским НПЗ на базе всех школ-партнеров были оборудованы кабинеты физики и химии, открыты мультидисциплинарные лаборатории.
  • Появились факультативные занятия по физике, химии, цифровизации с привлечением преподавателей ОмГТУ и экскурсией на базовую кафедру;
  • Открыта Летняя академия наук – двухнедельная каникулярная школа с научным уклоном, на базе ЛОЦ им Карбышева в Омской области;
  • Проводится Мультидисциплинарная квест-олимпиада – соревнование в игровой форме на применение законов физики и химии;
  • Работает Карьерный навигатор – серия тренингов, направленных на выбор будущей специальности и выстраивания профессиональной траектории.

В реализацию проекта вовлечены 13 учебных заведений: 9 общеобразовательных школ, 2 средних специальных заведения и 2 ВУЗа. Ежегодный охват школьников составляет более 500 человек. Проходной балл на базовую кафедру за шесть лет увеличился со 169 до 203, а конкурс по зачислению теперь составляет 3 абитуриента на место.

По итогам работы со школами Москвы общее количество заявок на участие в программе Целевого обучения от МНПЗ увеличилось в 3 раза – с 68 до 205 по сравнению в 2019 годом, конкурс на одно место в среднем составляет 20 абитуриентов на место.

В части работы со студентами:

  • совместно с Ульяновским институтом гражданской авиации реализует первый в России проект по подготовке специалистов по авиатопливообеспечению в рамках программы высшего образования. За пять лет мы полностью закрыли вопрос с подбором специалистов высокого уровня подготовки для любого из регионов деятельности компании. 10% от общей численности инженерно-технического персонала на наших авиатопливных комплексах составляют молодые специалисты. Рост проходного балла составил 10,2 человека на место в 2020 году против 5.97 в 2016 году.
  • Московский нефтеперерабатывающий завод совместно с ведущим профильным вузом – РГУ нефти и газа (НИУ) им. Губкина реализует специальную программу целевого набора для выпускников 11-х классов с последующим устройством на предприятие. Проходной балл за 3 года увеличился до 223 (Инженерная механика), 234 (Химическая технология), 249 (Энерго- и ресурсосберегающие процессы в ХТ). Ранее был проходной балл – 206.

  • На территории МНПЗ и ОНПЗ были построены учебно-технологические полигоны с участками практического обучения, компьютерно-тренажерными комплексами для получения студентами нужных навыков в период прохождения практики.

  • С 2014 года на Базовой кафедре было профессионально подготовлено 122 бакалавра, еще 180 студентов получают образование в настоящее время. 100% выпускников Базовой Кафедры трудоустроены на предприятии, успешно прошли адаптацию, отсутствуют увольнения.

В части работы с молодыми специалистами:

  • 100% выпускников курируемых направлений приходят работать на предприятие. Никто не увольняется, многие продолжают свою адаптацию, профессиональное и карьерное развитие.
  • Молодые специалисты активно проявляют себя на производстве, участвуют в научно-технических конференциях и конкурсах профессионального мастерства, профессиональных турнирах «Лига профессионалов», развиваются в новой дополнительной роли внутреннего тренера.
  • Из образовательной конференции «Мы в будущем» родилась одноименная программа по развитию навыков будущего, которая готовит наших сотрудников к вызовам завтрашнего дня. Программа стала частью экосистемы и дважды становилась победителем престижных премий как лучший проект корпоративного обучения в России.

Смотрите также: Как ДОМ.РФ организовал подготовку профессионалов по новой специальности

Молодые специалисты принимают участие в различных образовательных проектах компании, таких как:

  • Кросс-функциональный турнир «Лига профессионалов» — флагманский проект корпоративного обучения, который призван готовить и выявлять профессионалов своего дела: 1250 сотрудников блока из 11 функциональных направлений.
  • Научно-техническая конференция молодых специалистов в открытом формате: с привлечением молодых специалистов компании, студентов вузов-партнеров, а также специалистов из других компаний отрасли.
  • Конкурс «Экспертная платформа», в котором любой сотрудник блока может делиться своими профессиональными знаниями и создавать образовательный контент: тесты знаний, видеоуроки, подкасты и другое.
  • Цикл открытых лекций «Человек в меняющемся мире» призван ответить на вопрос: как быть успешным среди бесконечных изменений —  более 2000 участников.
  • Марафон по развитию метакомпетенций «Метамарафон гибкости» — 350 сотрудников.
  • Развитие кросс-функциональных компетенций — программа «Основы нефтепереработки», виртуальная экскурсия на производство «VR-арена».
  • Цифровые инструменты развития: CastleQuiz, чат-бот, аудиопрогулка и другие.
  • Развитие профессиональных кафедр—  895 сотрудников прошли обучение по 27 целевым программам профессионального обучения.

Фото ПАО «Газпром нефть»

При использовании материала гиперссылка на соответствующую страницу портала HR-tv.ru обязательна


Если в вашей компании были реализованы не менее интересные и эффективные проекты, расскажите о них на конференции WOW!HR 2021 .

{@ tpl tpl="feedback-form.tpl"}

0

Что Вы думаете об этом?

Прокомментировать

Рекомендуемые материалы

Илья Соколов
Как повернуть «утечку мозгов» вспять: удержать профи в регионах

Согласно данным hh.ru, уровень конкуренции за рабочие места в IT-сфере в регионах, включая Нижегородскую область, стабилен и сопоставим с показателями Москвы, составляя около 6 человек на вакансию. Кроме того, на рынке труда ощущается нехватка молодых специалистов в науке и образовании. Средний возраст профессорско-преподавательского состава российских вузов остается высоким, что подчеркивает необходимость привлечения новой волны талантов. Молодые люди всё чаще начинают миграцию уже с университетской, а подчас и со школьной скамьи, стремясь к карьерным и образовательным перспективам.

В условиях усиливающейся «утечки мозгов» многие регионы стремятся сохранить и развить свои интеллектуальные ресурсы. Илья Соколов, директор по развитию ИТ-кампуса «Неймарк» в Нижнем Новгороде, делится опытом создания образовательного проекта, направленного на привлечение и удержание талантливой молодежи в регионе.