Как помочь новому сотруднику влиться коллектив и начать эффективно работать
Новая работа — это не только воодушевление, но и сильный стресс для сотрудника. Новый коллектив, обязанности и сфера ответственности заставляют человека волноваться о том, справится ли он с новыми задачами, о том, вольется ли в коллектив и как сложатся отношения с руководителем. Об этапах адаптации для новых сотрудников и о том, как сделать работу новичка более комфортной — рассказала Татьяна Галкина, руководитель департамента по работе с персоналом УК Zeppelin.
Первая неделя — самый важный период адаптации нового работника. Именно в это время человек активно сравнивает новое место работы со старым, анализирует, насколько оправдались его ожидания насколько близка корпоративная культура, как его воспринимают руководитель и коллеги. Поэтому в первые дни не стоит загружать нового работника сложной, пусть даже интересной задачей. Важнее посвятить это время знакомству с коллегами, офисом и рабочим местом, а особое внимание стоит уделить корпоративным стандартам и правилам коммуникации в коллективе.
Этапы адаптации, которые проходит новый сотрудник
— Ознакомительный. Человек знакомится с целями и задачами компании, корпоративной культурой, коллегами, а работодатель — оценивает профессиональные компетенции, а также насколько новичку близки культура и ценности компании;
— Приспособленческий. На этом этапе формируется понимание сути работы, зон ответственности, налаживается общение с коллективом. В зависимости от сложности работы, уровня ответственности, вовлеченности и помощи со стороны коллег и руководства — может занимать разное время;
— Ассимиляционный. Время, когда работник становится частью команды, ориентируется в задачах и может расставлять приоритеты. Он уже изучил бизнес-процессы и не испытывает стресс.
Почему важен первый день
Правило первого впечатления применимо и в работе. Важно помнить, что оно работает в обе стороны: важно не только то, какое впечатление складывается у руководителя о работнике, но и впечатление новичка о руководителе и команде.
Чтобы вход в коллектив и рабочие задачи был максимально плавным, в первый день познакомьте сотрудника с командой. Лучший вариант — назначить наставника, который будет отвечать на все вопросы, которые могут возникнуть у нового сотрудника. Так адаптация нового члена команды пройдет легче, что в свою очередь повлияет на качество и скорость его работы.
В первый день дайте сотруднику почувствовать, что в компании его ждали: подготовьте рабочее место, закажите пропуск, выделите комплект брендированной продукции, чтобы с первого дня человек чувствовал себя причастным к компании. Если на предприятии предусмотрено ношение спецодежды, — заранее закажите для новичка комплект.
Чтобы облегчить профессиональную, а не эмоциональную адаптацию, составьте вместе с сотрудником план задач, которые ему нужно выполнить в ходе испытательного срока (изучить программы, прочитать специализированную литературу, достичь минимальных, но конкретных и заранее согласованных показателей в работе и т.д.)
Во время адаптации линейного работника важно показать ему объект, рассказать об особенностях, правилах и распорядке. Не стоит сразу требовать от нового сотрудника решения всех текущих задач или проблем, которые скопились на объекте — плавный вход в рабочий процесс здесь также важен.
Адаптация сотрудников высшего звена происходит иначе. Коллектив должен привыкнуть к новому руководителю. У менеджеров нет наставников, которые могут «подхватить», поэтому руководителям легче адаптироваться в компаниях, где четко налажены бизнес-процессы, процедуры регламентированы, а корпоративные стандарты прозрачны.
Компания может разработать типовые мероприятия на период адаптации и составить онбординг-планы для различных должностей, разработать обучение и тренинги на период адаптации. Но при этом необходимо учитывать, что все мероприятия, проводимые компанией в период адаптации, должны учитывать индивидуальные особенности сотрудника.
Чтобы адаптировать и удерживать нового работника, следует сразу развивать в нем чувство причастности к компании, ее целям, миссии, стандартам. Поэтому брендированная канцелярия и мерч — не только небольшой приятный бонус, но и один из инструментов повышения уровня лояльности, символ причастности к корпоративной культуре. Для компании это незначительная статья расходов, а для работника — проявление заботы и гостеприимства, знак того, что его ждали и приняли в коллектив единомышленников.
Что может подтолкнуть нового работника к быстрому увольнению из компании
Основные причины, из-за которых новые работники покидают компанию в течение испытательного срока — плохо организованный первый рабочий день, несоблюдение договоренностей касательно задач, зон ответственности, уровня оплаты и режима работы. Негативные впечатления также могут вызвать агрессивный стиль руководства, отсутствие автономности и доверия, нарушение личного пространства.
Стоит отметить, что в период адаптации и испытательного срока компания тоже соотносит свои ожидания с компетенцией работника, его способностью влиться в коллектив, обучаемостью, особенностями характера.
Как адаптировать нового члена команды: чек-лист
- Подготовьте необходимые памятки к первому рабочему дню. Организуйте рабочее место. Закрепите наставника, либо распределите обязанности между руководителем и коллегами.
- Представьте нового сотрудника коллективу и помогите построить эффективные коммуникации.
- Выделите время на личную беседу в первый рабочий день, а также проводите встречи 1-2 раза в неделю для обсуждения хода работы.
- Расскажите, как будет осуществляться контроль выполнения работы.
- С первых рабочих дней прислушивайтесь к идеям новичка при обсуждении и принятии решений. Интересуйтесь его мнением, а в случае, если оно ошибочно, предложите его адаптировать.
- Не критикуйте в присутствии коллег.
- Привлекайте нового работника к корпоративной жизни (тимбилдинги и другие мероприятия).
- После завершения испытательного срока подведите итоги работы и обсудите дальнейшие планы.
Что Вы думаете об этом?