Как Почта России автоматизировала и упростила работу с договорами
В Почте заключают около 180 000 договоров в год, большая часть которых — типовые. Мы используем более 100 шаблонов, и их количество постоянно растёт, рассказывают Алина Дружкина , руководитель отдела договорной работы, и Евгения Шитакова , главный юрисконсульт отдела договорной работы, департамент корпоративной работы и правового сопровождения бизнеса Почты России.
Очевидно, что проверка уже утверждённого ранее текста — нерациональная трата времени. Из-за того, что сотрудники бизнес-подразделений тратят много времени на подготовку договоров, у них может не хватать времени на более важные дела — привлечение клиентов и запуск новых продуктов. Кроме того, из-за длительного согласования договора можно упустить клиента или потерять выгодную сделку.
Читайте также: 10 основных задач, которые решает HRM-система
В 2020 году, после анализа всех связанных с договорами процессов, мы решили максимально оптимизировать их:
- уменьшить срок согласования типовых договоров;
- уменьшить количество структурных подразделений, участвующих в согласовании договора;
- сократить время, которое бизнес-подразделение тратит на подготовку проекта договора.
Мы подсчитали, что, если технически обеспечить неизменность текстов хотя бы 25% договоров, мы освободим более 30 000 рабочих часов в год только одних юристов. А в масштабах всех подразделений Почты это колоссальные цифры и значительная оптимизация процессов. Поэтому мы решили внедрить сервис «Конструктор договоров».
Что это и как работает?
Нам нужен был интегрированный с внутренними системами компании инструмент с простым интерфейсом, которым могли бы пользоваться сотрудники бизнес-подразделений. Проанализировав более 10 предложений на рынке, мы приняли решение о запуске пилотного проекта «Конструктор договоров» на платформе Doczilla. В 2020 году всего за полгода мы внедрили сервис по созданию проектов договоров на основе типовых форм и интегрировали его с системами согласования договоров компании и организации закупочной деятельности.
Процесс согласования договора выстроили так:
- пользователь (сотрудник бизнес-подразделения компании) через систему согласования договоров переходит в «Конструктор» и заполняет анкету договора. Из справочников автоматически подтягивается название контрагента, реквизиты, подписанты, филиалы, банки, названия судов;
- на основе ответов пользователя формируется проект договора;
- согласующие проверяют только заполнение переменных полей (система подсвечивает их) и условия сделки в целом, поскольку текст договора теперь защищён от редактирования.
Мы исключили из состава согласующих сотрудников некоторых подразделений, так как теперь проект договора всегда соответствует типовой форме, и их участие больше не требуется. В результате мы не только сократили плановое время согласования типовых договоров с пяти до двух дней, но и уменьшили нормативный срок согласования нетиповых за счёт высвобождения ресурсов.
Пилотный проект прошёл успешно, и в 2021 году мы полноценно внедрили «Конструктор договоров» в работу Почты.
Результаты масштабирования проекта
На сегодняшний день:
- около 10% всех договоров заполняем через «Конструктор договоров». В ближайших планах довести эту цифру до 50%;
- процесс создания проекта договора занимает в два раза меньше времени, чем до внедрения сервиса;
- в 2,5 раза сократился нормативный срок согласования типового договора;
- количество согласующих подразделений сократилось с пяти до двух-трёх;
- более 1 000 сотрудников всей филиальной сети прошли обучение по использованию сервиса.
Перспективы и дальнейшие шаги
Чтобы заслужить доверие коллег к сервису, необходимо постоянно коммуницировать с ними, рассказывать о возможностях, показывать преимущества. Мы регулярно проводим тренинги для сотрудников, где собираем обратную связь и предложения по улучшению «Конструктора», разбираем ошибки и сложности вместе. Это необходимо делать регулярно и на протяжении длительного периода времени.
Смотрите также: Проект PepsiCo: Трансформация HR-модели и автоматизация HR-сервисов для сотрудников
Сейчас продолжается интеграция сервиса в наши бэкофисные системы, чтобы автоматически формировать проект договора на основании данных из них. Это поможет еще больше сократить время, снизить временные и трудозатраты.
Мы намерены использовать систему не только в договорной работе, но и в других процессах, где предусмотрено использование большого количества различных типовых документов. К примеру, сейчас мы вместе с Doczilla разрабатываем раздел в «Конструкторе», где можно формировать претензии и исковые заявления, а также рассматриваем возможность использования сервиса для формирования доверенностей. «Конструктор договоров» постепенно развивается в «Конструктор документов».
Фото Unsplash
При использовании материала гиперссылка на соответствующую страницу портала HR-tv.ru обязательна
Что Вы думаете об этом?