Четыре этапа правильного собеседования
Собеседование – это персональное интервью, на котором HR-специалист должен за ограниченное время выявить основные компетенции кандидата. Как правило, собеседование строго регламентировано. Оно делится на несколько частей: представление компании, определение компетенции соискателя, определение мотивации, продажа вакансии. Советами делится Надежда Брайловская, HR-директор CENTURY 21 Россия.
Описывать компанию надо кратко, обращая внимание на основные преимущества и презентационные моменты: известность, бренд, структура, ценности, миссия. При этом нельзя скрывать информацию, даже если она не самая приятная. С кандидатами важна честность и открытость. Далее мы переходим к вопросам, которые должны определить основные качества соискателя и уровень компетенции.
Читайте также: Онлайн-собеседование: современная практика
Вопросы должны быть четкими и краткими, чтобы кандидат не ушел в долгий рассказ. Такое качество как коммуникабельность хорошо обнаруживает себя во время беседы. HR-специалист смотрит, как человек себя преподносит, как говорит, насколько грамотная у него речь, открыт ли он для диалога. Также обращаем внимание на результативность, просим описать в цифрах достижения и опыт предыдущей работы, сравнить с коллегами. Можно предложить рассказать о предыдущем работодателе – это иногда помогает выявить дополнительные качества кандидата как будущего сотрудника.
Есть ряд вопросов, которые помогут охарактеризовать соискателя в перспективе: как представляете себе идеальное место работы, какие цели на ближайший год. На этом этапе важно понять, видите ли вы в человеке, которому предлагаете прийти в компанию, единомышленника. Подходящий кандидат должен соответствовать общему духу и ценностям компании.
После этого вопросы начинает задавать уже соискатель – они всегда определяют личностную мотивацию. Часто можно услышать «Какой ожидается уровень зарплаты?» Многие интересуются коллективом или графиком. Важно понимать, что каждый потенциальный сотрудник мотивирован на что-то в большей степени. Но на подобные разговоры можно не тратить время при личной встрече. Сейчас компании все чаще прибегают к помощи анкет.
До собеседования соискателям рассылается анкета, где, допустим, можно оценить самые частые мотивации – стабильность, карьерный рост, гибкий рабочий день – по шкале от 1 до 10. Это помогает определить, насколько кандидат подходит под предлагаемую должность. Например, кому-то важен оклад, а в продажах его как такового нет – ты получаешь ровно столько, сколько работаешь.
Затем HR-специалист переходит к продаже вакансии. Любую вакансию нужно эффектно преподносить, эмоционально и ярко. Рекрутеров, как правило, специально этому учат. Надо обращать внимание на преимущества, но при этом не утаивать и недостатки: предупреждать о ненормированном рабочем дне, разъездном характере работы.
Нужно обратить внимание каждого соискателя на те плюсы, которые важны лично для него. На мой взгляд, лучше придерживаться такой схемы: рассказывать кандидату о компании и вакансии любую информацию, правдиво и честно. Если у соискателя продолжают гореть глаза, мы начинаем уже активнее говорить о бонусах, плюсах и привилегиях.
В работе HR-специалиста очень важен четкий алгоритм. Обычно собеседования длятся от 30 минут до часа. Исходя из этого, нужно распределять свое рабочее время. Если уделять каждому соискателю ровно по полчаса, в день можно организовать условно 15 встреч. Чтобы не выходить за эти рамки, каждое собеседование должно быть строго регламентировано: описание, компетенции, продажа. Результативность рекрутера зависит от опыта. Чем больше общаешься с людьми, тем быстрее определяешь компетенцию, четче нарабатываешь скрипт.
Смотрите также: Групповое интервью
Неважно, разговор личный или по телефону – всегда должны быть эффективные скрипты, которые помогают действительно быстро найти подходящего кандидата и принять его на работу. Я советую студентам, которые собираются работать в HR, практиковаться уже со второго курса. Одной теории в нашей сфере недостаточно, со временем учишься сразу отсекать неподходящие резюме, по первым минутам собеседования оценивать уровень квалификации соискателя, «чувствовать» компанию и коллектив, для которых ищешь нового сотрудника. В общем, становишься настоящим профессионалом, у которого фактически каждое собеседование – идеальное.
Фото Pixabay
При использовании материала гиперссылка на соответствующую страницу портала HR-tv.ru обязательна
Что Вы думаете об этом?