Закрытие корпоративной информации ударит по российским инвесторам

Тенденция к засекречиванию корпоративной информации началась еще в 2017 году. Вероятность попасть под первичные и вторичные санкции вынуждают компании скрывать важные сведения о бизнесе и своих акционерах. Во многом этот страх обоснован — он направлен на защиту репутации и владельцев компаний. В августе Минэкономразвития представило законопроект, в котором предлагается разрешить российским компаниям не публиковать существенные факты и отчетность, а в конце ноября появилась информация о новых поправках, позволяющих еще и скрывать миноритариев. Для бизнеса это положительный момент —  в случае принятия подобного законодательства он может быть уверен, что не потеряет важного поставщика или необходимый ему рынок сбыта.

Закрытие корпоративной информации ударит по российским инвесторам

Но если взглянуть на ситуацию шире, то это шаг назад в рыночных отношениях, возврат к укладам экономики СССР, когда существовала практика сокрытия масштабов производства. Впрочем, в то время это была не самая необходимая информация. Сегодня на российском рынке присутствует немалое количество управляющих компаний, инвестиционных банков и фондов прямого инвестирования (Private Equity), в том числе иностранных. Финансовым институтам в их работе крайне важны прозрачность и доступность информации о конкретной структуре бизнеса для глубокого анализа деятельности и справедливой оценки стоимости.

Возможные последствия

Акции российских компании сейчас неоправданно дешевы: они торгуются со страновым и политическим дисконтом. Инициатива по засекречиванию информации добавит еще один фактор дисконта и поставит под сомнение инвестиционную привлекательность этих активов. Возникновение новой зоны неопределенности в итоге может привести к решению иностранных институциональных инвесторов уйти с российского рынка.

Также это негативно отразится на миноритариях. Вместо обычных рыночных рисков акционер с небольшой долей участия получает неопределенность и искаженное представление о перспективах бизнеса компании.

Заключение государственных контрактов, подверженных санкциям, и привлечение «токсичных» денег окажутся недоступными сведениями для миноритариев. Они не смогут справедливо оценить все риски и даже не заподозрят, что их актив находится в зоне повышенной неопределенности.

Оборона под прицелом

В теории кажется, что это приведет российскую экономику к «железному занавесу». Но на практике наблюдается иная ситуация. Корпоративная информация и существенные факты не раскрываются у компаний, которые занимаются обслуживанием оборонно-промышленного комплекса России. Также текущий законопроект позволяет банкам и кредитным организациям избежать административной ответственности за неисполнение обязанности по раскрытию ежеквартального отчета.

Взять, к примеру, Промсвязьбанк — бывший частный банк, который после санации перешел Агентству по страхованию вкладов с последующей передачей активов Росимуществу. На базе этой кредитной организации был создан опорный банк по обслуживанию оборонных и санкционных предприятий. Соответственно, риск его попадания под санкции возрос многократно. На сайте Центра раскрытия корпоративной информации уже отсутствуют квартальные отчеты банка, начиная с первого квартала 2018 года. Вместе с тем Промсвязьбанк постепенно интегрируется в государственные структуры, сопровождая счета гособоронзаказов, выигрывая тендер на обслуживание счетов РЖД.

«Группа ГАЗ», попавшая в американский санкционный список, отказалась публиковать отчет за третий квартал 2018 года, ссылаясь на постановление, разрешающее не раскрывать финансовые показатели и существенные факты компаниям, которые находятся под санкциями и могут попасть под вторичные. Акционеры на это никак не отреагировали. В стоимость акций еще с весны заложены факторы, влияющие на динамику их котировок. И такая вроде бы пугающая новость никак не отразилась на настроении рынка.

Что в итоге

Раскрытие корпоративной информации — основополагающий фактор развития взаимоотношений между эмитентом и инвестором. Публичные компании открыты для всех участников рынка, это и делает их публичными. Помощь в засекречивании данных со стороны государства в международной практике распространяется в большей степени на компании оборонной промышленности, которые в большинстве случаев являются предприятиями закрытого типа и в некоторых странах могут оказаться под санкционным давлением.

Недавно вышедший законопроект является закреплением практики, применение которой началось еще в 2017 году. Сегодня мы видим ее полную формализацию и возможность таким компаниям, как «Группа ГАЗ» ссылаться на постановления, чтобы обеспечить правомерность своих действий.

В целом этот тренд касается небольшого количества компаний, подверженных большой вероятности попасть в санкционные списки Минфина США, чей бизнес каким-либо образом связан с Крымом, Украиной и Сирией. В большинстве случаев такие компании уже имеют акционеров, которые осознают все риски и последствия владения таким активом.

На текущий момент эта ситуация вряд ли приведет к существенном оттоку капитала из России, поскольку она является следствием защитной реакции на санкции, а не поводом для компаний начать засекречивать необходимый для их акционеров важный поток информации.

Фото Pixabay

При использовании материала гиперссылка на соответствующую страницу портала HR-tv.ru обязательна

0

Рекомендуемые материалы