Геймификация и психология: почему игры мотивируют?

Геймификация базируется на фундаментальных принципах человеческой мотивации, которые уходят корнями глубже, чем системы лояльности в магазинах или отметки в Google Maps. Как писал Эрик Берн в книге «Игры, в которые играют люди», одним из ключевых драйверов человеческого поведения являются так называемые «поглаживания» — акты признания и одобрения. Мы стремимся к ним, будь то похвала, награда или простой жест признания. Именно эта жажда обратной связи формирует основу игровых механик, которые мотивируют нас совершать действия. Василий Балан, руководитель проекта Gamification Lab, расскажет о психологическом влиянии геймификации при выполнении рутинных задач.

Примеры геймификации в бизнесе

  • Корпоративная валюта.

Эта идея родилась из базовой потребности в признании. Сотрудник выполняет задачу и получает видимый результат: баллы, которые можно потратить. Это не просто «бонус», а подтверждение его вклада в общую цель.

  • Системы рейтингов.

В цифровых платформах, как и в корпоративных порталах, рейтинги и достижения выполняют ту же роль, что и медали на школьных олимпиадах. Они дают сотрудникам чувство компетентности и статуса.

  • Совместное признание.

В Google Maps пользователи получают «звания» за вклад в развитие контента. Так же и в бизнесе признание внутри команды через лайки, благодарности или бонусы создает общую атмосферу поддержки.

Эти механики, изначально нацеленные на простых потребителей, показали свою силу в мотивации и вовлечении людей. Компании начали активно использовать такие подходы для внутренних процессов — от повышения производительности сотрудников до улучшения корпоративной культуры.

Кратко о психологии и мотивации

Чтобы лучше понять, почему геймификация так эффективна, важно рассмотреть психологические механизмы, которые она использует. Суть игры заключается не в развлечении, а в создании условий, при которых человек испытывает дополнительное удовлетворение от достижения целей. Эти механизмы глубоко связаны с теорией мотивации.

Основы психологии мотивации

Существует несколько популярных подходов к мотивации в психологии. Но мы в своей статье будем опираться на два:

- Пирамида Маслоу утверждает, что у человека есть пять уровней потребностей: физиологические, безопасность, социальные связи, уважение и самореализация. Каждый следующий уровень становится актуальным только после удовлетворения предыдущего. Геймификация часто апеллирует к высшим уровням пирамиды: потребность в уважении и самореализации через лидерборды или признание.

- Теория двух факторов Герцберга разделяет мотивационные факторы на гигиенические (которые предотвращают неудовлетворенность, но не мотивируют) и мотиваторы (которые реально стимулируют людей к действию). Геймификация может работать как мотиватор — она делает рабочие процессы более интересными и стимулирует желание сотрудников быть лучшими.

Внутренняя и внешняя мотивация

Внешняя мотивация возникает тогда, когда человек выполняет действие ради внешних наград или признания — будь то повышение, заработок корпоративной валюты или признание на доске почёта.

Внутренняя мотивация, напротив, исходит изнутри и проявляется в стремлении человека к действию независимо от окружающей среды: это чувство удовлетворения от самого процесса, будь то игра или работа.

Геймификация умеет работать с обеими факторами. Например, внешняя мотивация часто проявляется через систему наград: пользователи получают баллы, валюту или титулы за выполнение определённых задач. Это создает краткосрочные цели, которые стимулируют участие. Однако для того, чтобы удержать человека надолго, важно подключить внутреннюю мотивацию — дать ощущение прогресса, достижения мастерства или социальной значимости.

Именно внутренняя мотивация делает геймификацию мощным инструментом, с помощью которого пользователи начинают стремиться не только к наградам, но и к развитию своих навыков, статусу в команде или просто удовольствию от процесса.

Игровые механики и их психологическое влияние

Погружаясь в геймификацию, легко заметить, что все это не просто набор красочных кнопок или случайных бонусов. Игровые механики, используемые в платформах, основаны на серьезных исследованиях психологии и подкреплены практикой. Они создаются не для того, чтобы развлечь, а чтобы влиять на поведение людей, сделать их более вовлеченными и мотивированными.

Основные механики нашей платформы Gamification Lab:

  1. Награды и внутренняя валюта: Возможность обменять виртуальные баллы на реальные призы, подарки или привилегии в компании вызывает тот же эффект, что и реальная финансовая мотивация. Однако в данном случае важна не сама награда, а скорее процесс её достижения, который поддерживает выработку дофамина и вызывает чувство удовлетворения.
  2. Уровни и прогресс персонажей: подобно уровню сложности в игре, механика повышения уровня работает как система развития, которая активизирует стремление к самореализации и прогрессу. Этот процесс тесно связан с выбросом серотонина — гормона, который отвечает за чувство удовлетворенности и счастья. Также важно и то, на что сотрудники могут потратить свой выигрыш. Просто купить ручку с логотипом компании - сомнительное удовольствие. Поэтому в магазины мы добавляем редкие и желанные подарки, но не забываем и про маленькие радости. Сотрудники могут как побаловать себя энергетиком с утра, так и купить один дополнительный выходной раз в месяц.
  3. Соревнования и лидерборды: Здесь речь идет не о простой конкуренции, а об активности, которая формирует здоровую соревновательную среду. Конкуренция между коллегами стимулирует выброс адреналина, который делает каждую задачу чуть более азартной и увлекательной. И самое главное, благодаря геймификации соревнование становится не инструментом стресса, а драйвом для коллективного успеха.

Как это влияет на эмоции и поведение?

С точки зрения медицины и психологии, эти механики оказывают влияние на регулирование нашего гормонального фона и эмоционального состояния.

Например, дофамин отвечает за наши удовольствия и стремления, и каждое выполненное задание активирует его выброс, давая ощущение вознаграждения. А вот серотонин поддерживает чувство удовлетворения от прогресса и повышения уровней, что повышает уверенность и привязанность к задачам.

Важно понимать, что геймификация не просто делает работу интересной — она буквально "перепрошивает" восприятие сотрудников, делая их более мотивированными и довольными. Даже выполнение рутинных задач в игровой форме приводит к снижению стресса, так как включаются процессы положительного подкрепления.

Психологические принципы геймификации

Принцип достижения

Один из самых сильных психологических факторов геймификации — это чувство прогресса. Чем больше сотрудник видит, что он движется вперед, тем сильнее его мотивация и слабее желание уходить из компании, ведь с уходом потеряется и весь прогресс.

Мы все стремимся к улучшению, будь то повышение квалификации, освоение нового навыка или просто видимый прогресс на карьерной лестнице. И каждый новый шаг в геймифицированной системе, получение уровня или продвижение по рейтингу, вызывает прилив энергии и желания продолжать двигаться вперёд.

Принцип социального взаимодействия

Сотрудничество и конкуренция, тоже важны для мотивации. Люди — существа социальные, и нам важно видеть признание от коллег и руководства. Соревнование с другими активизирует дух соперничества, но в то же время сотрудничество и общие командные задачи делают коллектив крепче. Чем больше сотрудники взаимодействуют, тем лучше развивается корпоративная культура и тем выше их удовлетворенность от работы.

Принцип обратной связи

Мгновенная обратная связь — ещё один ключевой элемент геймификации. В обычной работе часто не хватает быстрых подтверждений успеха: выполняешь задание, и неизвестно, насколько оно эффективно. Геймификация решает эту проблему. С помощью системы баллов и рейтингов сотрудники получают немедленный фидбек. Это создаёт ощущение контроля над ситуацией, что крайне важно для эмоциональной удовлетворенности.

Эмоции и Геймификация

Когда вы завершаете уровень в игре или получаете баллы на платформе, возникает чувство, будто вы только что решили глобальную проблему. Это ваша внутренняя система вознаграждений выпускает дофамин. Дофамин — это способ вашего мозга сказать: «Молодец, держи вознаграждение!».

Когда геймифицированные системы предлагают награды вроде виртуальных очков или значков, это как морковка перед носом ослика — только морковка — это дофамин, а ослик— это ваша нервная система, вечно голодная за новыми достижениями.

Но не только дофамин играет свою роль. Геймифицированные процессы могут активировать гиппокамп, который помогает нам сохранять воспоминания. Ваш мозг буквально говорит: «Запомни этот успех, потому что он приятен!» Это создает цикл подкрепления: достижение — вознаграждение — удовольствие. Повторяя этот цикл, человек неосознанно формирует новые поведенческие паттерны. В медицине это объясняется феноменом нейропластичности — способностью мозга изменяться и перестраиваться в ответ на новый опыт, что позволяет создавать новые когнитивные пути, отвечающие за мотивацию и продуктивность.

Исследования показывают, что геймификация активирует как системы вознаграждения мозга, так и ключевые когнитивные функции.

Практические примеры

Геймификация уже успешно внедряется во многих сферах. Рассмотрим несколько ярких кейсов, где геймификация не просто стала трендом, а реально изменила результаты.

Образование:

Геймификация помогает студентам не просто учиться, а делать это с удовольствием. В образовательных платформах активно используют механики баллов, уровней и наград за выполнение заданий. Например, проект бесплатного приложения для изучения иностранных языков при помощи коротких и веселых уроков превратил обучение в ежедневную игру, где пользователи соревнуются за лидерство, выполняют квесты и получают награды за прогресс. Результат? Люди начинают учить языки чаще и дольше.

Бизнес — кейс Insoft:

Gamification Lab специально для компании Insoft взяла геймификацию и вывела её на новый уровень. Операторы колл-центра часто сталкиваются с выгоранием и изоляцией, особенно те, кто работает на удаленке. Благодаря созданной вселенной MyInsoft, геймификация распространилась на все бизнес-процессы в компании. Сотрудники начали получать баллы за выполнение задач, возможность развивать персонажей, соревноваться за призы и участвовать в корпоративных играх. Как результат, повысилась вовлеченность, уменьшилась текучесть кадров, а KPI пошел в гору. Сухие цифры? Пожалуйста: текучесть снизилась на 80%, выполнение KPI повысилось на 93%, а компания смогла сэкономить 25 млн рублей на найме и удержании сотрудников.

Здравоохранение:

Приложения для диабетиков помогает людям отслеживать свои показатели и превращают контроль за здоровьем в игру. Пациенты соревнуются друг с другом, зарабатывают баллы за своевременное введение данных и правильное питание, что в итоге снижает вероятность осложнений и улучшает качество жизни. Один из таких проектов показал, что пациенты с геймифицированными приложениями на 35% чаще следят за своим здоровьем и не пропускают приемы у врача.

Психология геймификации основывается на том, что людям нравится ощущать прогресс, и когда этот процесс подкрепляется наградами, сотрудники начинают видеть в повседневной работе возможности для самореализации и роста. Особенно это важно в условиях удаленной работы, где мотивация снижается из-за изоляции и монотонности. Но когда работа сопровождается элементами геймификации, сотрудники чувствуют азарт и стремятся к достижению поставленных целей с большим энтузиазмом.

Чтобы геймификация была максимально эффективной, важно учитывать психологические особенности разных сотрудников. То, что мотивирует одного человека, может не работать для другого. Именно поэтому стоит активно исследовать геймификационные подходы с точки зрения психологии и регулярно обновлять контент, чтобы поддерживать интерес и вовлеченность сотрудников на высоком уровне.

0

Что Вы думаете об этом?

Прокомментировать

Рекомендуемые материалы

Ксения Шереметьева
Микроменеджмент не пройдет: как перестать быть «контрол-фриком» и получить удовольствие от работы

Борьба с микроменеджментом — «новый черный» в практиках управления: с этим явлением воюют и в глобальных корпорациях, и в крошечных стартапах. И не зря: навязчивое патерналистское управление и стремление к тотальному контролю всех процессов стали настоящим red flag для соискателей. Опрос, проведенный в прошлом году Monster.com — крупнейшей в мире платформой по поиску работы и персонала, показал глубину катастрофы: 73 % работников считают микроменеджмент самой большой проблемой на рабочем месте, еще 46 % называют его причиной, по которой они покинут компанию. А как в этой ситуации вести себя тем, кто связывает работника и работодателя, — HR-агентствам и есть ли универсальные ответы на этот вызов, расскажет Ксения Шереметьева, операционный директор ГК Selecty, специализирующийся на рекрутинге и аутсорсинге ИТ-персонала.

Владимир Шипков
Топ-менеджеры в эпоху цифровых технологий

Переход с пара на электричество в мировой промышленной индустрии занял почти полвека — с 80-х годов XIX века по 30-е годы XX столетия. Сейчас все преимущества электроэнергии очевидны и неоспоримы, но в то время большинство владельцев мануфактур и фабрик сознательно или неосознанно сопротивлялись неизбежному прогрессу: и в силу инертности сознания, и из-за отсутствия гибкости и коммерческого чутья. И только те, кто первыми оценил перспективы инновации и оперативно внедрил новшество на своих производствах, получили колоссальное конкурентное преимущества.

В контексте цифровизации бизнеса имеет место похожая ситуация. В этой статье бизнес-эксперт в сфере медицины Владимир Шипков рассмотрит роль топ-менеджмента в цифровой трансформации предприятия и проанализирует влияние digital-технологий на коммерческую деятельность компаний.