Жестокий и беспощадный – русский эйчар

Я, будучи в трезвом уме и твердой памяти, пишу эту статью, которая может вызвать волну негатива и обиды моих коллег. Я отдаю себе отчет, что мое мнение субъективно, опыт не исчисляется десятилетиями и, возможно, в столицах все совершенно иначе...

Александр Шорин, ddos-guard, Жестокий и беспощадный – русский Эйчар, бедный эйчар, Выхолощенность профессии hr, Выхолощенность профессии, Отношение к эйчарам, Отношение к hr, профессия эйчара, Стереотипы hr, Стереотипы об hr

Читайте также: Вообще не представлял, что за работа: советы новичку в HR

Пускай будет вместо предисловия. Поехали

Вообще, на тему работы коллег в нашей среде принято говорить, как об усопших: или хорошо, или «спасибо, это была познавательная конференция». Внутренняя критика и рефлексия табуирована в профессиональных сообществах настолько, что даже, когда в каком-нибудь паблике facebook выходит пост с критическими замечаниями, автор, как правило, в ближайшие пару часов будет избит весьма снобскими комментариями и высокомерными памфлетами из цикла: «Чтоб вы понимали?!» или «у нас все по-другому».

Мне кажется, что дискуссия должна быть везде, а внутренняя критика – отличный толчок к развитию. И даже если никого из читателей это не изменит, что ожидаемо, то может быть будет первой ласточкой на пути к возможности говорить открыто.

Итак, ниже мой ТОП основных бед современного эйчар-сообщества, которые я вижу уже не первый год, и которые меня жутко фрустрируют, заставляя сомневаться в скользкости лыж, обутых на мои ноги.

1. Отношение к эйчарам как к помеси секретаря с ресечером

Некоторые небольшие компании, стартапы и просто «конторы» почему-то решили, что эйчар – это обязательно глупенькая девочка, только-только выпустившаяся с психфака/управления персоналом/филологии (подчеркнуть нужное), чья основная задача – красиво хлопать ресницами, заказывать печеньки, да звонить по анкетам соискателей, чтобы мудрые мужи могли поговорить с кандидатами.

К сожалению, большинство управленцев малого и среднего бизнеса, включая IT, уверены, что профессия эйчара – сугубо рекрутмент. И только он является основной функцией. Все остальное вроде бизнес-процессов, обучения, оценки и т.д. - блажь, которой можно заниматься, когда в компании будет на это время. Да и вообще: «Штуки это все необязательные, посему ищите нам, Катенька, спецов».

И при всем благоразумии собственников, зачастую, крайне сложно убедить, что работая с коллективом комплексно, можно минимизировать текучку и создать атмосферу более здоровую, чем у сборища людей, объединенных ненавистью к своему делу  (когда люди продолжают работать только потому, что «тут стабильно» и других предложений нет).

Большинство решений, даже непосредственно связанных с персоналом, часто принимаются без вмешательства рекрутера, зато его привлекают к процессу исправления «косяков», появившихся из-за неправильных решений каких-нибудь РОПов, тимлидов и прочих.

Впрочем, здесь всегда остается открытым вопрос, а зачем люди соглашаются работать так? Ответ очевиден, об этом следующий пункт

2. Выхолощенность профессии

Стереотип о глупой «Катеньке» не возник на пустом месте, как бы это ни было прискорбно. Крупные федеральные и международные компании, как правило, этим не страдают, но в них работают не все. Я здесь, как и во всей статье, рассматриваю больше малый и средний региональный бизнес.

Вся печаль ситуации состоит в том, что чаще всего компании просто не хотят нанимать специалиста, который будет делать что-то за рамками стандарта: рекрутмент, КДП и мифические кадровые резервы, которые особенно хорошо смотрятся в ритейлах, где с тебя требуют иметь в загашничке толпу грузчиков, готовых завтра прийти разбирать завалы подгнивших апельсинов.

Думаю, ни для кого не станет откровением, что все мы пляшем от желания собственника, и иногда, его пятки. И если у работодателя есть желание «танцевать» не самую опытную hr-структуру, то это его право, с одной стороны. С другой же, именно эти рекрутеры впоследствии и порождают тонны негатива в сети, когда менеджер по персоналу уже не ассоцируется ни с чем, кроме как с глупостью, безалаберностью и сплошными штампами.

Давайте начистоту, каждый сталкивался с такими ребятами. А те, кто набирал себе рекрутеров в команду, знает, как много кандидатов не соответствуют нужным для этой профессии компетенциям.

Но как они находят работу? Да очень просто. Они дешево стоят, неприхотливы, и, откровенно говоря, будут более востребованы на рынке труда, чем ты, мой профессиональный коллега. Никто не захочет платить тебе 60 тысяч рублей и слушать от тебя кучу требований по изменениям, планам работ, внедрениям новых процессов, спорить с тобой, когда ты выступаешь против очередного «гениального бизнес-решения» владельца бизнеса. Зачем?

Берут послушную выпускницу, у которой в резюме стоит, что она ищет «Рекрутер/Офис-Менеджер/Оператор», платят ей 20 тысяч рублей  и она просто делает то, что умеет. Есть ли ее вина в этом? Нет. Есть ли вина собственника? Тоже нет, хозяин – барин.

Называется ли этот специалист эйчаром? Увы, да.

Позже, возможно, бизнес одумается, особенно, когда пойдет в развитие, начнет создавать эйчар-службу. И кто-то уже с опытом, ценой своих нервов и седых волос, сформирует правильную оргструктуру и корпоративную культуру в компании. Но, как говорится, осадочек останется все равно, так как в общей массе сильных эйчаров будет меньше, чем тех, кто случайно забрел.

Александр Шорин, ddos-guard, Жестокий и беспощадный – русский Эйчар, бедный эйчар, Выхолощенность профессии hr, Выхолощенность профессии, Отношение к эйчарам, Отношение к hr, профессия эйчара, Стереотипы hr, Стереотипы об hr

3. Готовность работать за опыт и еду

Это тоже относится к предыдущему пункту, но уже с другого бока. HR-структура – одна из самых низкооплачиваемых сфер деятельности. То есть, когда на каждом углу кричат, что кадры решают все, и что «мы заинтересованны в профессионалах», специалисты, привлекающие этих самых профессионалов, получают гораздо меньше, чем в среднем по больнице.

И знаете, я собрал ТОП высказываний, которые слышал от собственников сам и которые говорили моим коллегам при выяснении причин столь низкой оценки труда HR-менеджера:
- «А что вы такого делаете?»;
- « Не вижу смысла поднимать вам з/п, ваш труд не настолько квалифицирован » ;
- « Я не понимаю за что мы вам платим, чем вы вообще занимаетесь? (обращено к кадровику, который ведет абсолютно белую компанию численностью в 100 человек, с ВУР, охраной труда, ПТМ, ГО ЧС) » .

Моя коллега, экс-директор по персоналу одного из крупнейших предприятий города, как-то мне сказала: «Если хочешь быть хорошим, то накидывай всегда блестки на все, что делаешь. Неважно, что было сделано, преподноси это как нечто совершенное».

Если честно, это ужасно. Особенно, когда я понял, что это действительно именно так и работает. Я стал зарабатывать больше не тогда, когда стал работать больше – уровень аврала не изменился, я просто стал освещать свою деятельность софитами.

То есть, наша профессия, сложная, многогранная, заточеная на работу с людьми и бизнесом – будет невидима и непонята, если не повернуть в эту сторону лампы прожекторов.

Но самое печальное во всем этом, что эйчары, даже очень хорошие, работают порой за гроши. Просто потому, что объяснить работодателю почему ты важен и нужен зачастую невозможно.

Ну опять же, зачем платить, когда есть многофункциональный «рекрутер/офис-менеджер/оператор», с которым можно договориться дешевле.

Я не призываю бойкотировать компании и увольняться, если не индексирую зарплату. Но я прошу вас, наконец-то, перестать слушать всех тех, кто говорит вам внутри компании, будто ваш труд столько и стоит, когда вы в Петербурге получаете 35 000 до вычета (реальный кейс).

Для эйчаров есть много курсов по различным направлениям, но нет такого, куда я бы сходил с большим удовольствием, а именно – «Как уже научиться продавать себя».

В завершении хочу сказать, что статья получилась очень большой, хотя я не раскрыл еще много тем, о которых хотел бы написать. Поэтому давайте сделаем так, если эта тема «зайдет» и вам понравится, то напишу вторую часть.

Напоследок, я прошу прощения, если кого-то покоробил. Я люблю свою профессию и коллег, и все чего бы мне хотелось, чтобы мы не костенели каждый поодиночке.

Смотрите также: Профессия HR-менеджера

У нашего брата много проблем. В первую очередь, наводнившие рынок непрофессионалы, которые не хотят развиваться.
Ну а во-вторую, собственники бизнеса, недооценивающие ценность HR-специалиста. И мне кажется, об этом надо хотя бы начинать говорить.

Фото Pixabay

При использовании материала гиперссылка на соответствующую страницу портала HR-tv.ru обязательна

0

Что Вы думаете об этом?

Прокомментировать

Рекомендуемые материалы

Азгануш Мисакян
Как геймификация в обучении IT помогает взрастить талантливых специалистов

Спрос на специалистов в сфере IT продолжает расти, но кадровый голод мешает бизнесу закрыть эту потребность. Ежегодно нужны тысячи новых профессионалов - разработчиков, аналитиков данных, специалистов по кибербезопасности и пр. При этом проблема во многом обусловлена не отсутствием специалистов, а их недостаточным уровнем подготовки к реальным вызовам индустрии. В результате после окончания онлайн-курсов начинающие программисты получают отказы на собеседованиях, компании остаются без сотрудников, а IT школы вынуждены пересматривать свой подход к обучению.

Что сейчас происходит на отечественном рынке IT и как с помощью геймификации подготовить кадры, способные действительно решать задачи бизнеса - рассказала CEO школы программирования YCLA Coding Азгануш Мисакян.

Владимир Шипков
Топ-менеджеры в эпоху цифровых технологий

Переход с пара на электричество в мировой промышленной индустрии занял почти полвека — с 80-х годов XIX века по 30-е годы XX столетия. Сейчас все преимущества электроэнергии очевидны и неоспоримы, но в то время большинство владельцев мануфактур и фабрик сознательно или неосознанно сопротивлялись неизбежному прогрессу: и в силу инертности сознания, и из-за отсутствия гибкости и коммерческого чутья. И только те, кто первыми оценил перспективы инновации и оперативно внедрил новшество на своих производствах, получили колоссальное конкурентное преимущества.

В контексте цифровизации бизнеса имеет место похожая ситуация. В этой статье бизнес-эксперт в сфере медицины Владимир Шипков рассмотрит роль топ-менеджмента в цифровой трансформации предприятия и проанализирует влияние digital-технологий на коммерческую деятельность компаний.