Управление корпоративной социальной ответственностью
Корпоративная социальная ответственность (КСО) — динамично развивающееся явление в России и в мире. КСО не имеет единого понимания ни среди компаний, ни среди исследователей, объясняет Петр Щербаченко , доцент департамента «Корпоративные финансы и корпоративное управление» Финансового университета при Правительстве РФ, член Russian Business Ethics Network.
Каждая корпорация предлагает свое собственное определение ответственности. Например, ПАО «Татнефть» определяет КСО «добровольный вклад бизнеса в развитие общества, осуществляемый посредством социальных инвестиций , направленных на профессиональное развитие и социальную защиту персонала, поддержку здравоохранения, спорта, культуры, образования, охрану окружающей среды».
Читайте также: Скажи «да» корпоративной социальной ответственности
А ПАО «Сибирская угольная энергетическая компания» (СУЭК) считает, что КСО – «это осознанное принятие Компанией обязательств перед заинтересованными сторонами (акционерами, партнерами, сотрудниками, местными сообществами, государственными институтами) по безусловному исполнению действующего законодательства, а также по добровольному и целенаправленному инвестированию в решение социальных задач, соответствующих долгосрочной стратегии и социальной политике Компании».
Неоднозначность понимания и неразвитость корпоративной социальной ответственности в корпорациях объясняется:
- влиянием на корпорацию стейкхолдеров;
- уровнем активности и развития отрасли, в которых ведут свою деятельность корпорации;
- масштабами деятельности корпорации;
- степенью вовлеченности КСО в деятельность корпорации, во все бизнес процессы;
- основными направлениями корпоративной социальной ответственности, выбранными корпорацией;
- «социальной историей».
Управление КСО – сложный процесс, не имеющий единого способа реализации. В большинстве случаях за корпоративную социальную ответственность в компаниях отвечают департамент по управлению персоналом (в 59% опрошенных компаний) или департамент PR / по связям с общественностью (в 36% компаний).
Суть этой работы в том, что любые производственные и экономические решения принимаются с учетом их социальных и экологических последствий для компаний и для общества. При таком построении КСО превращается в мощный фактор стратегического развития, укрепления деловой репутации и конкурентоспособности, а также роста рыночной капитализации компаний.
Для развития корпоративной социальной ответственности необходимо встраивание системы управления КСО в систему корпоративного управления.
В функции департамента (отдела) по корпоративной социальной ответственности должны входить: определение круга стейкхолдеров (заинтересованных сторон); определение приоритетов в области корпоративной социальной ответственности; разработка и социальное проектирование работ по социальному проектированию и оценке эффективности корпоративных социальных проектов; объединение деятельности отдельных подразделений по достижения эффективности в области реализации КСО .
В условиях модернизации управления КСО устойчивое развитие корпорации должно реализоваться через следующие сферы ответственности:
- ответственность за развитие конкурентноспособного и прибыльного бизнеса, способность управлять рисками и реализовывать возможности роста корпорации – для топ-менеджмента;
- ответственность за стратегическое развитие корпоративной социальной ответственности, обеспечение соответствия между краткосрочными и долгосрочными целями, достижение доходности, сопоставимой с задачами развития бизнеса, и увеличение стоимости – для совета директоров.
Таким образом, корпорация может быть устойчивой, когда к компетенциям совета директоров относится не только решение вопросов о будущем финансовом положении компании и функционировании на рынке, но и проблем социального, экологического и этического характера. Все это невозможно без управления ожиданиями заинтересованных сторон .
Смотрите также: Измерить и оценить благотворительность – возможно ли?
Система принципов и свойств корпоративной социальной ответственности включает в себя следующие элементы:
- целостность (принцип внутреннего единства, принцип полноты, принцип согласия);
- открытость (принцип ориентации на внешнюю среду, принцип слабого звена, принцип подобия, принцип поля);
- подвижность (принцип непрерывности и развития, принцип цепной связи, принцип своевременности действий, принцип возможности перехода из одного состояния в другое, принцип динамического усложнения);
- иерархичность (принцип функционально-структурного строения КСО, принцип изоморфизма, принцип совместимости элементов КСО).
Управление корпоративной социальной ответственностью постепенно должно становиться механизмом внутри корпорации, который включает и учитывает интересы бизнеса и государства. Корпорация, становясь социально ответственной, увеличивает свою стоимость и наращивает свои конкурентные преимущества.
Фото Unsplash
При использовании материала гиперссылка на соответствующую страницу портала HR-tv.ru обязательна
Что Вы думаете об этом?