Управление корпоративной социальной ответственностью

Корпоративная социальная ответственность (КСО) — динамично развивающееся явление в России и в мире. КСО не имеет единого понимания ни среди компаний, ни среди исследователей, объясняет Петр Щербаченко , доцент департамента «Корпоративные финансы и корпоративное управление»  Финансового университета при Правительстве РФ, член Russian Business Ethics Network.

Управление корпоративной социальной ответственностью, Петр Щербаченко, Финансовый университет при Правительстве РФ, КСО, принципы КСО, свойства КСО, Корпоративная социальная ответственность, Управление КСО, модернизация управления КСО, развитие компании,

Каждая корпорация предлагает свое собственное определение ответственности. Например, ПАО «Татнефть» определяет КСО «добровольный вклад бизнеса в развитие общества, осуществляемый  посредством социальных инвестиций , направленных на профессиональное развитие и социальную защиту персонала, поддержку здравоохранения, спорта, культуры, образования, охрану окружающей среды».

Читайте также: Скажи «да» корпоративной социальной ответственности

А ПАО «Сибирская угольная энергетическая компания» (СУЭК) считает, что КСО – «это осознанное принятие  Компанией обязательств перед заинтересованными сторонами (акционерами, партнерами, сотрудниками, местными сообществами, государственными институтами) по безусловному исполнению действующего законодательства,  а также по добровольному и целенаправленному инвестированию в решение социальных задач, соответствующих долгосрочной стратегии и социальной политике Компании».

Неоднозначность понимания и неразвитость корпоративной социальной ответственности в корпорациях объясняется:

  • влиянием на корпорацию стейкхолдеров;
  • уровнем активности и развития отрасли, в которых ведут свою деятельность корпорации;
  • масштабами деятельности корпорации;
  • степенью вовлеченности  КСО в деятельность корпорации, во все бизнес процессы;
  • основными направлениями корпоративной социальной ответственности, выбранными корпорацией;
  • «социальной историей».

Управление КСО – сложный процесс, не имеющий единого способа реализации. В большинстве  случаях за корпоративную социальную ответственность в компаниях отвечают департамент по управлению персоналом (в 59% опрошенных компаний) или департамент PR / по связям с общественностью (в 36% компаний).

Суть этой работы в том, что любые производственные и экономические решения принимаются с учетом их социальных и экологических последствий для компаний и для общества. При таком построении КСО превращается в мощный фактор стратегического развития, укрепления деловой репутации и конкурентоспособности, а также роста рыночной капитализации компаний.

Для развития корпоративной социальной ответственности необходимо встраивание системы управления КСО в систему корпоративного управления.

В функции департамента (отдела) по корпоративной социальной ответственности должны входить: определение круга стейкхолдеров (заинтересованных сторон); определение приоритетов в области корпоративной социальной ответственности; разработка и социальное проектирование работ по социальному проектированию и оценке эффективности корпоративных социальных проектов; объединение деятельности отдельных подразделений по достижения эффективности в области реализации КСО .

В условиях модернизации управления КСО устойчивое развитие корпорации должно реализоваться через следующие сферы ответственности:

  • ответственность за развитие конкурентноспособного и прибыльного бизнеса, способность управлять рисками и реализовывать возможности роста корпорации – для топ-менеджмента;
  • ответственность за стратегическое развитие корпоративной социальной ответственности, обеспечение соответствия между краткосрочными и долгосрочными целями, достижение доходности, сопоставимой с задачами развития бизнеса, и увеличение стоимости – для совета директоров.

Управление корпоративной социальной ответственностью, Петр Щербаченко, Финансовый университет при Правительстве РФ, КСО, принципы КСО, свойства КСО, Корпоративная социальная ответственность, Управление КСО, модернизация управления КСО, развитие компании,

Таким образом, корпорация может быть устойчивой, когда к компетенциям совета директоров относится не только решение вопросов о будущем финансовом положении компании и функционировании на рынке, но и проблем социального, экологического и этического характера. Все это невозможно без управления ожиданиями заинтересованных сторон .

Смотрите также: Измерить и оценить благотворительность – возможно ли?

Система принципов и свойств корпоративной социальной ответственности включает в себя следующие элементы:

  • целостность (принцип внутреннего единства, принцип полноты, принцип согласия);
  • открытость (принцип ориентации на внешнюю среду, принцип слабого звена, принцип подобия, принцип поля);
  • подвижность (принцип непрерывности и развития, принцип цепной связи, принцип своевременности действий, принцип возможности перехода из одного состояния в другое, принцип динамического усложнения);
  • иерархичность (принцип функционально-структурного строения КСО, принцип изоморфизма, принцип совместимости элементов КСО).

Управление корпоративной социальной ответственностью постепенно должно становиться механизмом внутри корпорации, который включает и учитывает интересы бизнеса и государства. Корпорация, становясь социально ответственной, увеличивает свою стоимость и наращивает свои конкурентные преимущества.

Фото Unsplash

При использовании материала гиперссылка на соответствующую страницу портала HR-tv.ru обязательна

0

Что Вы думаете об этом?

Прокомментировать

Рекомендуемые материалы