3 идеи западного управленческого опыта, которые не стоит копировать

Наслушавшись про Agile , Кanban , Wellbeing-технологии и прочее, мы тут же кидаемся внедрять новые постулаты в собственной компании. Но есть вещи, которые сильно противоречат нашей природе, менталитету и так далее. Что не стоит слепо копировать, перенося на родную почву, порталу HR-tv.ru рассказал Михаил Хачатурян , доцент кафедры Теории менеджмента и бизнес-технологий РЭУ им. Г. В. Плеханова.

европа, площадь, стулья, выступление, управление персоналом, Михаил Хачатурян, РЭУ им. Г. В. Плеханова, управление, зарубежный опыт управления персоналом, опыт управления персоналом, инновации, командная работа, канбан, кан-бан, Kanban, японский опыт, Горизонтальное управление, соревновательность, Анри Файолем, или Элтоном Мэйо, Алексея Капитоновича Гастева или Платона Михайловича Керженцева

Известная пословица гласит: «Что русскому хорошо, то немцу смерть». Это же утверждение верно и с другой стороны: не всякий западный опыт хорошо приживается на нашей управленческой почве.

Зачастую слепое копирование западного управленческого опыта приводит к искажениям и потерям, которые снижают качество и эффективность осуществляемых организационных изменений.

Важным аспектом является то, что западный управленческий опыт крайне неоднороден.

1. Kanban

Идеи качества и коллективизма, составляющие основу японского менеджмента, нам близки и понятны. Однако прямой перенос систем Kanban и кружков качества, получивших широкое распространение в Японии, в российской действительности ничего хорошего не приносит , так как эти системы ориентированы на японский менталитет, основа которого это преданность одной компании и трудоголизм.

Это не означает, что российские рабочие или служащие плохо работают, отнюдь, они способны работать на равных, а то и эффективнее японцев, но идея организации-семьи для нас вряд ли применима. Для нас семья — это понятие, с работой не связанное.

Читайте также: 6 зарубежных управленческих практик, которые стоит взять на заметку

2. Идеи соревновательности

В тоже время идеи западного индивидуализма нам тоже не свойственны, так как идеи соборности в нас очень сильны и мы себя без них не мыслим. А перенос идеи западной соревновательности в управление российскими компаниями часто приводит к перетягиванию каната как между отделами и подразделениями, так и между работниками одного отдела. Причем чем жестче соревнование, тем ожесточеннее в работниках просыпается желание подставить и утопить соперника.

3. Горизонтальное управление

Важным аспектом современного западного менеджмента является формирование так называемых горизонтальных структур управления, когда все работники вроде бы на равных и каждый имеет возможность взаимодействовать с каждым. Однако в российских реалиях данная модель плохо приживается, потому что не всегда ясно, а кто же, в конце концов, принимает решение и кто за что отвечает. Такая модель управления ориентирована на самоответственность и инициативность сотрудников, что безусловно свойственно российским работникам, но нуждается в значительном материальном поощрении и длительной разъяснительной работе менеджеров и владельцев с персоналом, которыми часто пренебрегают в угоду сиюминутной необходимости внедрения модной управленческой инновации. В таких условиях всегда есть опасность формирования коллективной безответственности, что отрицательно сказывается на эффективности применения такой модели управления.

Очевидно, что внедрение горизонтальных и мягких систем управления в России требует глубокой проработки как с научной, так и с практической точек зрения и слепой перенос хорошо зарекомендовавшей себя на Западе управленческой инновации может стать губительным для российских компаний.

карта, очки, европа, управление персоналом, Михаил Хачатурян, РЭУ им. Г. В. Плеханова, управление, зарубежный опыт управления персоналом, опыт управления персоналом, инновации, командная работа, канбан, кан-бан, Kanban, японский опыт, Горизонтальное управление, соревновательность, Анри Файолем, или Элтоном Мэйо, Алексея Капитоновича Гастева или Платона Михайловича Керженцева

Забытые имена

Еще одной проблемой переноса западного управленческого опыта являет то, что этот опыт основан на разработках наших ученых, которые сделали их раньше всех, но по каким-то причинам забыли закрепить свои достижения патентом. Ведь многие инструменты, применявшиеся Фредериком Тейлором или Анри Файолем, или Элтоном Мэйо имели аналоги в России в трудах Алексея Капитоновича Гастева или Платона Михайловича Керженцева. Однако эти аналоги были преданы забвению в современной России и они мало известны на Западе.

Читайте также: Вы маньяк?! 8 действий, что убивают вашу корпоративную культуру

В заключение хотелось бы отметить, что перенос любых западных управленческих инноваций на российскую почву нуждается в глубоком анализе, осмыслении и обосновании, как со стороны предпринимательского, так и со стороны научного сообщества. Несмотря на соблазны пойти по легкому и модному пути, нужно помнить о специфических особенностях российского менталитета, который в значительной степени отличает от западного и тем более восточного.

Внедрение управленческих инноваций должно носить точечный характер, и каждый такой перенос нуждается в глубокой адаптации к реалиям российского бизнеса и экономики. Без учета особенностей формирования и развития российской экономической модели внедрение западных инноваций обречено на провал, что убедительно доказывает провал экономических реформ начала 1990-х годов, которые, с одной стороны, создали условия для наполнения полок в магазинах, но с другой – привели к значительному расслоению общества и экономики.

При использовании материала гиперссылка на соответствующую страницу портала HR-tv.ru обязательна

0

Что Вы думаете об этом?

Прокомментировать

Рекомендуемые материалы