«HalykEduLab» – синергия работодателя и вузов для подготовки IT-кадров. Кейс Народного банка Казахстана

«HalykStart», запущенная в  2018 году как программа стажировок, превратилась в практическую программу, в рамках которой студенты становятся полноценными сотрудниками, участвуют в реальных бизнес-проектах наравне с экспертами, развиваются,  получая практический опыт и обратную связь. В 2021 году «HalykStart» была дополнена проектом «HalykEduLab».

О реализации кейса рассказывает первый заместитель председателя правления Народного банка Казахстана Антон Мусин .

«HalykEduLab» – синергия работодателя и вузов для подготовки IT-кадров. Кейс Народного банка Казахстана, Народный банк Казахстана, Антон Мусин, HalykStart, HalykEduLab, Народный банк Казахстана, синергия работодателя и вузов, WOW!HR Kazakhstan 2021, WOW!HR Kazakhstan, номинантны WOW!HR Kazakhstan 2021, Be Cool, Be Cool 2021, программа стажировок, программа для молодых специалистов, вырастить кадры

Проект «HalykEduLab» претендует на победу в номинации Be Cool бизнес-премии WOW!HR Kazakhstan 2021 .

Суть проекта

Проекты «HalykEduLab» и «HalykStart» – это две программы, которые трансформировали наш подход к привлечению и развитию IT-специалистов.

HalykStart сегодня это программа для молодых специалистов и студентов IT-специальностей, позволяющая стать сотрудником нашего Банка, получая максимум возможностей для своего профессионального развития.

Читайте также: IEK GROUP FUTURE CHALLENGE – программа профессионального развития подростков

В 2021 году «HalykStart» была дополнена проектом «HalykEduLab». В нем участвуют 3 ведущих технических вуза КБТУ, МУИТ, СДУ. Главная идея «HalykEduLab» состоит в подготовке IT-специалистов по программе, максимально согласованной с существующими бизнес-потребностями. Успех стал возможен благодаря синергии Halyk c учебными заведениями и производителем технологических решений «Microsoft».

Особенности проекта:

  • Работодатель полностью вовлечен в формирование учебных программ, чтобы сократить разрыв между теорией и реальными бизнес-потребностями.
  • Эксперты «Halyk» непосредственно участвуют в учебном процессе, проводя гостевые лекции и практические занятия на базе новых технологий.
  • Для практических занятий партнеры «Microsoft» и «Казтелепорт» помогли организовать лаборатории, чтобы студенты получали практические навыки в безопасной среде разработки.

Предпосылки к созданию проекта

Толчком к созданию проекта стали события 2020 года, когда перед нами возникла необходимость серьёзного расширения IT-команды и профессионалов по работе с большими данными, в короткие сроки. Высокая конкуренция за кандидатов на эти позиции на рынке труда усугублялась тем, что мы работаем с инновационным технологическим стеком, и соискателей нужного профиля на рынке просто не было.

Отчетливо понимая, что это не временные сложности, а «новая реальность», мы пересмотрели подход к формированию и развитию IT-команды, присвоив одинаковую важность как привлечению опытных профессионалов, так и подготовке специалистов «под себя». Мы вывели свою формулу идеальной IT-команды «20-70-10», то есть 20% команды должны составлять эксперты, 70% специалисты middle уровня, 10% молодые специалисты и интерны.

«HalykEduLab» – синергия работодателя и вузов для подготовки IT-кадров. Кейс Народного банка Казахстана, Народный банк Казахстана, Антон Мусин, HalykStart, HalykEduLab, Народный банк Казахстана, синергия работодателя и вузов, WOW!HR Kazakhstan 2021, WOW!HR Kazakhstan, номинантны WOW!HR Kazakhstan 2021, Be Cool, Be Cool 2021, программа стажировок, программа для молодых специалистов, вырастить кадры

Таким образом стартовали «HalykEduLab» и трансформация программы «HalykStart».

Для концепта взаимодействия с вузами взяли подходы глобальных технологических компаний Кремниевой Долины. Нам очень импонировала идея построения системы долгосрочного взаимодействия и формирование на нашей платформе сообщества преподавателей и студентов.

Стратегия на углубление сотрудничества с вузами была выбрана, в том числе, и из соображений социальной ответственности – обновленные с учётом бизнес-реалий учебные программы помогут выпускникам получить востребованные профессии и усилить взаимодействие между финтехом и образованием.

Жизненно важной была задача трансформации внутренних процессов IT-блока, чтобы наша модель идеальной IT-команды была работоспособной.

Это означало:

  • пересмотр организационной структуры IT-блока,
  • переформатирование системы оценки достижений,
  • изменение критериев для продвижения,
  • формулирование простых и понятных планов карьерного развития,
  • построение прозрачной и справедливой системы вознаграждения.

Проект дорогой, учитывая затраты на покупку оборудования, облачные сервисы, введение дополнительных единиц в штат. Но дороговизна – относительная величина и зависит от того, что взять за ориентир.

Мы в качестве такого ориентира взяли вознаграждение опытного разработчика.

Опытный программист может зарабатывать до 1 млн. тенге/мес.,  12 млн. в год. Привлечение 10-ти специалистов, соответственно, это 120 млн. тенге, плюс усилия и время на привлечение, без гарантий лояльности и долгосрочного сотрудничества.

Сотрудничество с вузами – это инвестиции, которые окупятся по двум позициям:

  • через снижение цены привлечения одного специалиста
  • через насыщение рынка труда, которое будет снижать остроту конкуренции в «охоте за головами» и сдерживать рост заработных плат.

Лаборатория в одном вузе за год подготовит 25 человек, в трёх институтах 75 человек. Эти ребята изучат необходимые технологии и познакомятся с нашими экспертами и кейсами. Таким образом, мы получим 75 потенциальных профессионалов вместо 10-ти, и даже 100 млн. тенге инвестиций не будет таким уж «дорогим удовольствием».

Этапы реализации

Всё началось с глубокого анализа ситуации и моделирование будущих потребностей в IT-талантах.

Было важно найти свои ответы на вопросы:

  • Какие навыки и технологии нам потребуются в перспективе 3-5 лет,
  • Как обеспечить их эффективную подготовку, сохраняя гибкость.

Линии развития проекта вряд ли можно назвать «ноу-хау». Новизна подхода состоит в комплексном и систематическом вовлечении IT-профессионалов банка в программу подготовки студентов, начиная с формирования учебного плана.

Чтобы координировать развитие программы и выстраивать взаимоотношения с учебными заведениями, был назначен менеджер проекта. В команду вошли коллеги из различных департаментов и областей экспертизы – IT, HR, маркетинг. Конечно же, сотрудники IT-блока играли ключевую роль. Именно они проводили гэп-анализ и корректировку учебной программы, читали лекции, выступали менторами стажеров и молодых специалистов.

Маркетологи помогали создавать дизайн лабораторий и коворкингов, продвигать проект в СМИ и социальных сетях. Важным направлением стало исследование студенческой аудитории, ее интересов и предпочтений.

«HalykEduLab» – синергия работодателя и вузов для подготовки IT-кадров. Кейс Народного банка Казахстана, Народный банк Казахстана, Антон Мусин, HalykStart, HalykEduLab, Народный банк Казахстана, синергия работодателя и вузов, WOW!HR Kazakhstan 2021, WOW!HR Kazakhstan, номинантны WOW!HR Kazakhstan 2021, Be Cool, Be Cool 2021, программа стажировок, программа для молодых специалистов, вырастить кадры

По плану развития, время от формулирования концепта до открытия первой лаборатории составляло один год, и мы уложились в эти рамки. Концепт проекта был утвержден в марте 2020 года. В феврале 2021 года открыли первую лабораторию в МУИТ, а в апреле – в КБТУ и следующий шаг – открытие лаборатории в СДУ.

Трансформация «HalykStart» происходила параллельно – пересмотрены условия участия в программе, позиции интернов введены в штатное расписание, скорректировали процесс оценки достижений и карьерного продвижения. Сроки реализации были обусловлены схемой согласования академических программ вузов.

Коммуникации со студентами шла через внутренние сайты, социальные сети и при «живом» общении в рамках гостевых лекций. Чтобы расширить аудиторию, мы рассказывали о проекте в СМИ.

Сложности реализации проекта

Во-первых, это эпидемиологическая ситуация. Ограничения помешали провести открытие лабораторий офлайн, некоторые мастер-классы пришлось отложить до следующего учебного года, а часть мероприятий прошла в онлайн-формате.

Второй момент преодоление стереотипов:

  • Работа в банке однообразная, шаблонная и забюрократизированная,
  • Стажировка – это временное и несерьёзное занятие.

Мы приложили много усилий, чтобы донести до аудитории отличие нашей программы от стандартной стажировки, пусть даже платной и с возможностью дальнейшего трудоустройства.

Также было то, что можно назвать синхронизацией ожиданий. Иногда наши ожидания от уровня студенческих навыков и знаний были завышены, и разрыв между текущим и необходимым уровнем требовал больше времени, чем мы рассчитывали. Приходилось переориентировать интернов в другое направление, более релевантное их текущему уровню навыков.

Было несколько случаев, когда ребята отсеивались, так как были эмоционально не готовы к уровню ответственности.

«HalykEduLab» – синергия работодателя и вузов для подготовки IT-кадров. Кейс Народного банка Казахстана, Народный банк Казахстана, Антон Мусин, HalykStart, HalykEduLab, Народный банк Казахстана, синергия работодателя и вузов, WOW!HR Kazakhstan 2021, WOW!HR Kazakhstan, номинантны WOW!HR Kazakhstan 2021, Be Cool, Be Cool 2021, программа стажировок, программа для молодых специалистов, вырастить кадры

Реакция персонала

Первая реакция на перспективу работы со студентами не была позитивной, мало кто с энтузиазмом воспринял идею, что к рабочим задачам и дедлайнам добавится педагогическая деятельность. Потребовалось время, чтобы идея «Лучший специалист – это тот, которого ты сам воспитаешь» вошла в обиход.

Решение нашли, в том числе, через официальное закрепление времени наставничества в Workflow. Значительную роль сыграло то, что интерны имеют статус сотрудников, а значит руководители и эксперты прикладывают усилия для развития собственной команды, а не практикантов, которые завтра покинут организацию.

Смотрите также: Освоить технологии и работать в «Норильском никеле»

Результаты проекта

Если говорить о результатах для наших партнеров, то это тот случай, когда все выиграли:

  • Вузы приобрели доступ к современным технологиям и практическим кейсам банка, обновили учебные программы, в соответствии с потребностями бизнеса, повысили конкурентоспособность и имидж на рынке образовательных услуг.
  • Студенты получили доступ к знаниям и экспертам с большим практическим опытом и возможность работать над реальными прикладными задачами в команде профессионалов, осваивать современные технологии, применяемыми в ведущих компаниях страны.

Банк, в свою очередь, также достиг поставленных целей

  • Заложили фундамент для подготовки нужных специалистов, повысили узнаваемость и привлекательность «Halyk» для студентов. Исследование показало, что более 80% студентов (нашей целевой аудитории) выбирают Halyk в качестве потенциального работодателя.
  • Построили эффективную систему привлечения молодежи через программу стажировок и карьерное продвижение.
  • Получили возможность оперативно укомплектовывать IT-позиции начального уровня кандидатами, прошедшими несколько этапов отбора. Так, например, летом 2021 г. на 45 мест интернов нам поступило более 600 заявок на участие в конкурсе.

Мы продолжаем работать над развитием всех звеньев нашего большого проекта:

  • Расширяем сотрудничество с вузами, скоро открываем лабораторию в СДУ в рамках инициативы «HalykEduLab»;
  • Совершенствуем программу стажировок «Halyk Start», увеличивая ее эффективность как для банка, так и для студентов;
  • Развиваем систему оценки достижений наших сотрудников.

Приходите на конференцию #WOWHR_KZ, которая состоится 25 октября 2021 года  в городе Алматы (Казахстан),  и задайте вопросы представителям компании Kolesa Group, разработавшим и внедрившим этот проект.

Фото: Народный банк Казахстана

При использовании материала гиперссылка на соответствующую страницу портала HR-tv.ru обязательна

Если в вашей компании были реализованы не менее интересные и эффективные проекты, расскажите о них на конференции W OW!HR Kazakhstan 2021 .

0

Что Вы думаете об этом?

Прокомментировать

Рекомендуемые материалы

Азгануш Мисакян
Как геймификация в обучении IT помогает взрастить талантливых специалистов

Спрос на специалистов в сфере IT продолжает расти, но кадровый голод мешает бизнесу закрыть эту потребность. Ежегодно нужны тысячи новых профессионалов - разработчиков, аналитиков данных, специалистов по кибербезопасности и пр. При этом проблема во многом обусловлена не отсутствием специалистов, а их недостаточным уровнем подготовки к реальным вызовам индустрии. В результате после окончания онлайн-курсов начинающие программисты получают отказы на собеседованиях, компании остаются без сотрудников, а IT школы вынуждены пересматривать свой подход к обучению.

Что сейчас происходит на отечественном рынке IT и как с помощью геймификации подготовить кадры, способные действительно решать задачи бизнеса - рассказала CEO школы программирования YCLA Coding Азгануш Мисакян.

Владимир Шипков
Топ-менеджеры в эпоху цифровых технологий

Переход с пара на электричество в мировой промышленной индустрии занял почти полвека — с 80-х годов XIX века по 30-е годы XX столетия. Сейчас все преимущества электроэнергии очевидны и неоспоримы, но в то время большинство владельцев мануфактур и фабрик сознательно или неосознанно сопротивлялись неизбежному прогрессу: и в силу инертности сознания, и из-за отсутствия гибкости и коммерческого чутья. И только те, кто первыми оценил перспективы инновации и оперативно внедрил новшество на своих производствах, получили колоссальное конкурентное преимущества.

В контексте цифровизации бизнеса имеет место похожая ситуация. В этой статье бизнес-эксперт в сфере медицины Владимир Шипков рассмотрит роль топ-менеджмента в цифровой трансформации предприятия и проанализирует влияние digital-технологий на коммерческую деятельность компаний.