Самообучающаяся организация – это новый уровень развития компании
Современный мир - очень динамичный, и чтобы оставаться эффективными и конкурентоспособными, компаниям необходимо оперативно реагировать на происходящие изменения. В связи с этим ключевым фактором становится способность организации к самообучению, что дает возможность быстро приспосабливаться к новым условиям, используя внутренние ресурсы.
Самообучающаяся организация – это новый уровень развития компании, когда HR перестает единолично определять, чему конкретно нужно учить сотрудников. Они сами осознают потребность в обучении и развитии, а HR выступает в роли помощника, наставника и предоставляет набор лучших инструментов, среди которых сотрудники самостоятельно выбирают наиболее подходящие.
Читайте также: 5 причин, почему сотрудники не учатся
Для того чтобы организация стала самообучающейся, нужно осознанное участие всего персонала. Важно, чтобы сотрудники чувствовали необходимость развиваться и были готовы к самообучению. Люди должны четко понимать, для чего это делается, что это не единоличное решение руководства и что переход к самообучающейся модели компания сможет совершить только, когда сформируется общая потребность внутри организации.
Нет смысла навязывать, должно быть осознание. Если человек не хочет развиваться, то, скорее всего, у него еще не сформировалась в этом потребность. С одной стороны, возможно, компания где-то не доработала, так скажем, «не продала» идею обучения, а с другой – может быть просто еще не время, и осознание придет позже. Но, как правило, когда человек видит, что все вокруг меняются, он тоже начинает к этому стремиться.
При этом важно обеспечить сотрудникам широкие возможности для развития: предоставить больше инструментов и дать больше самостоятельности в определении того, как «я хочу развиваться». Кто-то предпочитает формат «коротко и быстро» – в этом случае не обойтись без мастер-классов.
Для кого-то важно глубокое погружение в тему – значит, потребуются полноценные тренинги. Кому-то нравится учиться только удаленно – в наличии должны быть электронные ресурсы. Высокая доступность материалов в удобном для сотрудников формате станет залогом успеха в создании самообучающейся организации.
Кроме того, можно самим сотрудникам предложить принять непосредственное участие в формировании набора инструментов обучения и развития. Мы в этом случае поступили следующим образом. Сейчас при создании продуктов и услуг все чаще используется модель «формирование предложений от клиента», то есть прежде чем выпустить продукт на рынок, организация получает обратную связь от потребителя, что ему важно, нужно и интересно.
Мы перешли на такую модель и в сфере обучения сотрудников: сначала они знакомятся с прототипами инструментов, дают нам обратную связь, и только после этого продукт становится доступен.
Пройдите видеокурс в АКАДЕМИИ HR-tv.ru: Обучение и мотивация сотрудников
Такой подход помогает создавать востребованные предложения и экономить внутренние ресурсы.
Но помимо классических инструментов большую роль в самообучающейся организации играет обмен опытом и знаниями между сотрудниками – например, в рамках тематических круглых столов или благодаря участию в кросс-функциональные проектах. И здесь на первый план выходят коммуникации.
Необходимо обеспечить открытость в передаче информации, демократизм, наладить обратную связь. Не должно быть барьеров с точки зрения взаимодействия. Тогда людям будет проще проводить обучение и делиться своей экспертизой, проще совместно создавать контент, и, конечно, им будет легче понимать и принимать друг друга.
Отдельно стоит отметить важность кросс-функциональных проектов. Активно участвуя в них, сотрудники получают возможность развиваться как личностно, так и профессионально. Это помогает им выходить на новый уровень и предлагать инновационные решения с точки зрения полезности предложения для клиента и с точки зрения экономической выгоды для компании.
Смотрите также: Стратегии обучения Danone Academy
Они не боятся экспериментировать, постоянно ищут что-то новое, не стоят на месте. Безусловно, это помогает расти, в том числе и по карьерной лестнице, у сотрудников не происходит выгорания, их эффективность повышается. Можно сказать, что они становятся более счастливыми в такой организации.
В заключение хочу сделать акцент на том, что самообучающаяся организация может быть сформирована только там, где человеческие ресурсы и талант рассматриваются как важнейший фактор производительности и являются полноценным объектом инвестиций в компании.
Фото Pixabay
При использовании материала гиперссылка на соответствующую страницу портала HR-tv.ru обязательна
Что Вы думаете об этом?